• четверг, 28 Марта, 20:31
  • Baku Баку 13°C

На рубеже классики и новаторства

28 мая 2019 | 15:00
На рубеже классики и новаторства

ВЕРНИСАЖ
Заслуженный художник Азербайджана Айдын Раджабов, лауреат премии Солтана Мухаммеда завсекцией декоративного прикладного искусства Союза художников Азербайджана, отметил свое 75-летие персональной выставкой в Азербайджанском музее ковра, носящей название «Будущее традиций». Такое название отражает самую суть разностороннего, многогранного творчества этого художника.
Директор Азербайджанского музея ковра, президент Национального комитета ИКОМ Азербайджана Ширин Меликова рассказала о концепции выставки: она включает в себя ретроспективу творчества Айдына Раджабова за последние 20 с лишним лет и дает возможность рассмотреть в динамике создание художником произведений, от зарисовки до готового ковра. Ширин Меликова особо отметила ряд работ, посвященных Абшерону, его неповторимой ауре. А также поблагодарила Айдына Раджабова за долгое и плодотворное сотрудничество с музеем в качестве консультанта.
Перед гостями также выступил заведующий сектором изобразительного и декоративного искусства Министерства культуры Галиб Гасымов. Он рассказал в частности о подарке, подготовленном к юбилею Айдына Раджабова сотрудниками Государственной художественной галереи - это видеоролик, повествующий о его жизни и творчестве.
Секретарь Союза художников Азербайджана народный художник Агали Ибрагимов отметил многогранность творчества Айдына Раджабова, а другой секретарь Союза художников - проректор Академии художеств Азербайджана народный художник Салхаб Мамедов - отметил, что оно характеризуется новым взглядом на древнее искусство ковроделия. Профессор Академии художеств Азербайджана заслуженный художник Мамедгусейн Гусейнов рассказал о своей долгой дружбе и творческом сотрудничестве с Айдыном Раджабовым.
Выступавшие отметили заслуги юбиляра перед отечественным прикладным искусством и принесли ему свои поздравления с юбилеем, а он, в свою очередь, поблагодарил их за теплые слова.
Выпускник Азербайджанского художественного училища им. А.Азимзаде и Азербайджанского государственного института искусств им. М.А.Алиева, Айдын Раджабов по праву считается последователем школы художника и исследователя Лятифа Керимова, у которого в студенческие годы учился мастерству. Наряду с этим творчество Айдына Раджабова сочетает в себе традиции и современные направления коврового искусства.
Он участвовал во многих республиканских и международных выставках. Его ковры хранятся в музеях и галереях Азербайджана, а также в частных коллекциях Германии, Турции, Италии, Испании, Франции и других стран.
К своей мечте Айдын Раджабов шел долго. После окончания художественного училища решил было учиться на архитектора, но после года обучения в соответствующем вузе понял, что его призвание лежит не в этой плоскости. Впрочем, присущий ему талант построения пространства он с успехом использует в композициях своих ковров, иногда далеко отступающих от классических народных образцов.
Здесь стоит отметить, что к вопросу свободных вариаций на тему национального коврового орнамента этот художник подходит аккуратно, с бережным почтением к традиции. Так, он совершенно не признает искажений классических орнаментов, даже во имя той или иной глубокой концепции. Не одобряет Айдын Раджабов и излишнего многоцветья в колорите ковра - он называет такое буйство красок «компотом». Сам же придерживается, наоборот, принципа довольно строгой палитры, используя в своих работах 3-4 основных цвета плюс их оттенки.
Поступив после ухода с архитектурного на факультет живописи, молодой художник именно там через некоторое время сделал выбор в пользу коврового искусства. И помог ему в этом один из его педагогов - гениальный Лятиф Керимов, художник-ковродел и теоретик национального искусства ковроделия, разработавший классификацию азербайджанских ковров по региональным группам и типам композиций.
Будучи, помимо всего прочего, еще и прекрасным педагогом, Лятиф Керимов умел заинтересовать студентов тем предметом, который преподавал. Именно благодаря ему юноша проникся гармоничной системой орнаментального строя ковров Азербайджана, их многогранной философией и семиотической глубиной. «Я понял, что в искусстве ковра скрыто гораздо больше тайн, чем в живописи», - так вспоминает Айдын Раджабов об этом определяющем, поворотном моменте своей творческой биографии.
За десятилетия работы в ковроделии он создал множество эскизов для ворсовых ковров, а также безворсовых - зили и килимов. Помимо ковров работал и над ковровыми изделиями - поясами, попонами и пр.
Этот художник активно экспериментирует с форматом ковра. Среди его работ есть не только классические прямоугольные произведения - зачастую встречаются и квадратные. А также имеющие сложную форму ковры из серии «Азербайджанский сувенир» - шести- и восьмиугольные, с прямоугольными фестонами. Особым видом его экспериментов с форматом можно считать эскизы ковровых поясов, где элементы орнамента вписаны в узкую полосу.
В своих орнаментальных работах Айдын Раджабов активно использует традиционные тюркско-огузские мотивы. Ярчайшим примером может служить сложная ковровая композиция «Онгоны огузов». Онгоны - это тотемные изображения. Они и выступают в роли элементов орнамента в этом ковре с оригинальной несимметричной структурой - ни один не повторяется!
В некоторых сюжетных коврах Айдына Раджабова отчетливо прослеживается влияние средневековой азербайджанской миниатюры. Примером может служить одна из первых его работ - «Юноша, играющий на уде» (1988). Другие отличаются геометрической стилизацией - таких большинство. Например, «Инжировое дерево», «Симург», «Мировое древо» («Миндальное дерево»), «Агаджлы» («Гроздья винограда») и т.д. Есть и работы, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из этих двух групп. Таков, например, ковер «Старик-пахарь» (2002), напоминающий по стилю современную книжную иллюстрацию в духе миниатюры.
В ряде работ орнамент скрывает зашифрованные надписи. Таковы, например, ковры «Дервиш-всадник» (ныне хранящийся в Азербайджанской государственной художественной галерее) и «Тенгри», композиционный строй которого сплошь основан на символах древней письменности. А также «Гармония линий», где зашифровано имя имама Али на арабском, «Абшерон», в котором узор облаков складывается в слова мусульманской декларации веры - «Нет Бога, кроме Аллаха», и многие другие.
У художника, столь активно работающего с самой разнообразной символикой, не может не быть любимого символа, который значит для него очень много. Для Айдына Раджабова таким сквозным символом, проходящим красной нитью сквозь все его творчество, стал крылатый конь - Пегас. Другое название, которое автор дает своим коврам, - «Dür at» (в эпосе «Кероглу» Дурат - это волшебный конь перламутровой масти).
Первый ковер Айдына Раджабова с такой композицией волею судьбы оказался его первой работой, выставленной за рубежом, - это было в 1975 году. Изначально тот, самый первый в его жизни «Пегас», был предназначен к показу на республиканской выставке, и молодой художник ощущал гордость оттого, что его работа была принята на этот серьезный вернисаж. Однако придя на выставку, он не увидел там своей работы! Впрочем, этот удар обернулся еще большей радостью: оказалось, что работы в зале нет потому, что ее сразу взяли на столичную, то есть московскую выставку. А оттуда «Пегас» улетел еще дальше - на зарубежную выставку, в Алжир. Это был первый большой успех, который доказал, что Айдын Раджабов сделал правильный выбор.
К нынешней выставке художник подготовил шесть новых ковров, сотканных по его эскизам, разработанным за последний год. Среди них особо стоит отметить уникальный по композиции ковер «Молитва о дожде», сплошь состоящий из традиционных элементов коврового орнамента, связанных со стихией воды.
Всего же на выставке демонстрируется 20 ковров, два ковровых пояса и две ковровые попоны, созданные по эскизам Айдына Раджабова, а также 23 ковровых эскиза разных лет и исходные наброски к ним. Это дает зрителю возможность увидеть процесс создания эскиза того или иного ковра, начиная с момента зарождения его идеи.
Наиля БАННАЕВА,
искусствовед
banner

Советуем почитать