• суббота, 27 Апреля, 04:05
  • Baku Баку 14°C

Есть перспективы,

30 апреля 2021 | 13:47
Есть перспективы,

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Возможно, в странах Африки, Океании и большинстве государств Восточной Европы и Южной Америки СМИ подняли бы шумиху по поводу инициативы госсекретаря США о разговоре с президентом. В случае же с Азербайджаном все случилось как-то буднично.
Ну, позвонил новый глава Госдепа Энтони Блинкен президенту нашей страны Ильхаму Алиеву, и позвонил - не на блины же звал, тем более что у него на «закавказском фронте» недоделок целый вагон и маленькая тележка, и все из-за упущений предыдущих администраций.
Прежде всего, речь идет о ситуации после операции по принуждению к миру, по итогам которой теперь уже бывший оккупант выведен на финишную прямую вынужденного сотрудничества. До собеседника без окольных прелюдий была доведена позиция Азербайджана по этому вопросу, с документальным доказательством того, что на территориях, разрушенных армянами, проводятся восстановительные работы.
О чем умалчивает фактура
В логике, как известно, есть фигуры умолчания - так вот главной задачей Блинкена было выяснить без посредников, каковы перспективы межгосударственных отношений после того как президент США Джо Байден заявил о так называемом «геноциде армян» 1915 года. Президент Азербайджана в данном случае не стал замалчивать возникшую проблему, а, зная, что госсекретарь деликатно умолчит об образовавшемся казусе, прямо заявил, что глава Белого дома создал неприятный прецедент, после которого с удовлетворением потирают руки противники сближения Вашингтона со странами тюркского мира. Если перевести его слова с дипломатического языка на народный, то во все времена истории США никогда не таскали горячие каштаны для кого бы то ни было, а потому не подобает многоопытному президенту богатейшей страны мира потакать армянскому лобби. Возможно, оно богатое, влиятельное, может быть, Байден имеет определенные обязательства перед «христианской цивилизацией» и активистами ЛГБТ - всякое возможно, но негоже с его стороны считать ничтожным влияние тюркского мира на международную систему сдержек и противовесов.
Самое главное для официального Баку - во все самые тяжелые времена современной истории (даже в период полураспада Османской империи) Стамбул, а затем и Анкара делом доказывали, что отношения с Азербайджаном являются приоритетными. Кроме того, в постсоветские времена Турция объективно была единственным нашим региональным союзником, а затем прекрасные отношения между общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и экс-президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе позволили создать геополитический треугольник Баку-Тбилиси-Анкара.
И сегодня наши совместные с братской страной стратегические интересы продолжают совпадать, так как стороны понимают, насколько хотя бы только инициатива «Один пояс - один путь», включающая в себя около трех десятков государств, выгодна всем игрокам внутри Евразии и по ее периметру. Тем более это актуально сейчас, когда после Отечественной войны в Карабахе запущен процесс разблокировки автомобильного и железнодорожного сообщения.
Кроме того, Азербайджан и Турция планируют создать единое экономическое пространство с целью увеличить товарооборот. Так что в ближайшем будущем, скорее всего, появится ряд совместных проектов, которые поспособствуют еще большему укреплению азербайджано-турецкого сотрудничества в регионе.
Есть еще один момент: в контексте стратегического партнерства следует учитывать также запланированное национальной нефтяной компанией SOCAR строительство крупного нефтехимического завода в турецком Измире. Правда, его начало затормозила пандемия, но ожидается, что процесс будет запущен, как только это станет возможным. В то же время в близких отношениях наших стран заинтересованы азербайджанские и турецкие частные инвесторы и компании - последние уже принимают участие в восстановлении Карабаха. А потому не удивительно, что неуместное и не до конца просчитанное заявление президента США было встречено азербайджанским руководством и общественностью с тревогой.
Понятно, что выражение «армянский геноцид» выдумано политиками, и впервые его в узком кругу сенаторов использовал президент США Рейган в 1981 году, затем в американском Конгрессе было несколько попыток использовать этот правовой термин. В 1975-м комитет юстиции сената США принял законопроект о признании «геноцида», в 1984-м палата представителей утвердила документ, который в Турции называют Совместной резолюцией, а в 2019 году законопроект был принят обеими палатами американского Конгресса. Кроме того, «геноцид» признали в 49 штатах, за исключением Миссисипи. Так что давление на Турцию разменной картой «геноцида» происходит не в первый раз за последние десятилетия.
Жизнь продолжается
Однако самозабвенное подростковое заявление Джо Байдена не означает, что глава нашего государства должен адекватно «обижаться», вплоть до разрыва отношений с заокеанской державой. Уж кто-кто, а Президент Ильхам Алиев отлично знает, какие силы в начале 1990-х годов лоббировали «Контракт века», для подписания которого в Хьюстоне и Вашингтоне отечественная делегация провела не один раунд переговоров.
С тех пор прошло немало времени, у Азербайджана с США немало спорных моментов во взаимоотношениях, так как американцы пытаются экстраполировать сержантские принципы «делай, как я» и «будете копать отсюда и… до вечера» на всех участников двусторонних и многосторонних международных отношений. Тем не менее, касаясь развития двустороннего партнерства Баку и Вашингтона, следует отметить долгую историю его наращивания, особенно в сфере энергетической безопасности континента и региональной безопасности, в расширенном ее понимании. И тут надо бы вспомнить участие отечественных солдат и офицеров в миротворческой миссии в Афганистане, Косово, других горячих точках.
Особого внимания заслуживает транснациональный проект «Южный газовый коридор», который уже является символом энергетической безопасности и диверсификации энергии в масштабах Европы. Сегодня энергетическая безопасность - это вопрос национальной безопасности всех стран, включая потребителей и производителей, число которых растет из года в год. Именно благодаря этому стала возможной реализация большого интернационального проекта, который некоторые поначалу считали не вполне реальным. Однако самые авторитетные финансовые структуры вроде АБР и МВФ при посредничестве не в последнюю очередь США выделили необходимый кредит, что способствовало общему успеху…
И еще: речь идет о проекте мирного сосуществования - если в Москве с ревностью следят за развитием событий на газовом направлении, то взгляд политического руководства Азербайджана несколько иной, способный примирить и состыковать позиции всех участников. Так, сегодня и мы, и турки с русскими благодаря упомянутому «коридору» можем общими усилиями и стараниями найти связующие звенья между своими энергетическими проектами и сотрудничать. То есть в перспективе все три страны смогут при совпадении точек зрения создать новый газовый хаб, который станет прямым и беспроигрышным транзитом в Европу.
Безусловно, открытие Южного газового коридора повышает интерес международного сообщества к Азербайджану. Тем более что с начала 2000-х в странах Евросоюза пошла специально спровоцированная скептическая волна - а так ли много нефтегазовых залежей в Каспийском бассейне, не исчерпаны ли они? Так что реализация проекта - серьезный удар по позиции скептиков, который доказывает, что каспийских энергоресурсов вполне достаточно для того, чтобы Азербайджану стать еще более серьезным игроком. Ну а в этом деле даже косвенные дипломатические усилия Госдепа будут не лишним подспорьем для дальнейшего всемерного укрепления имиджа официального Баку.
Ариф АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать