• пятница, 19 Апреля, 22:35
  • Baku Баку 24°C

Закулисный договор

19 июля 2014 | 11:08
Закулисный договор

Две недели назад Агентством США по международному развитию (USAID) был объявлен грант на астрономическую сумму - 2,4 миллиона долларов «на перспективу независимых СМИ в Азербайджане». Обращает на себя внимание скоротечность гранта, который был ограничен датами 30 июня - 7 июля. Кроме того, азербайджанский офис USAID не позаботился об обеспечении его прозрачности для общественности: информация была передана за месяц вперед нескольким прозападным организациям, да еще на одном из сайтов было помещено незаметное объявление. Фактически американская организация объявила грант по развитию независимой печати в Азербайджане, скрывая это от азербайджанской печати.
О фактах негласного осуществления в Азербайджане грантовых проектов, о целях, на которые расходуются эти средства, влиянии грантов на развитие независимой печати и других вопросах наша беседа с депутатом Милли Меджлиса Азербайджана Чингизом Ганизаде.

- Почему USAID предпочел осуществлять в Азербайджане грант по развитию независимой печати исподтишка, приватным образом?
- В печати уже прошла реакция, почему не обеспечено участие в грантовом проекте всех СМИ, почему не передана информация заранее. Обычно при предоставлении грантов объявляется конкурс, за определенное время разрабатываются проекты, а в данном случае пресса и общественность не были проинформированы о конкурсе, а для представления проектов был дан срок в семь дней. Ясно, что в таких условиях разработать и представить серьезный проект нереально. По-моему, действия азербайджанского офиса USAID свидетельствуют о том, что еще заранее достигнута закулисная договоренность о том, кто получит этот грант. Примечательно, что нередко те самые организации, которые требуют от Азербайджана соблюдения прозрачности и гласности, уважения ценностей демократии, сами допускают нарушение перечисленных норм. Хочу привести два примера. 22 июля 2010 года глава государства Ильхам Алиев подписал распоряжение об улучшении жилищно-бытовых условий работников печати и строительстве для них жилых зданий. С этой целью из резервного фонда президента республики в Фонд государственной поддержки СМИ была выделена сумма в 5 млн. манатов. В 2013 году при участии президента республики была проведена церемония вручения ключей от новых квартир. Среди получивших жилье журналистов были сотрудники проправительственных, оппозиционных и беспартийных печатных органов. До этого на основе подписанных главой государства документов различным органам медиа оказывалась единовременная помощь, списывались долги печатных органов издательству «Азербайджан». Эти послабления распространяются и на те газеты, которые больше всего критикуют политику Президента Ильхама Алиева. К сожалению, некоторые организации не желают замечать этого позитивного отношения к медиа в нашей стране и, подобно офису USAID, предоставляют гранты только тем газетам, которые считают достойными этого. Заявляю с полной ответственностью, что подобные грантовые объявления носят сугубо формальный характер, поскольку азербайджанский офис USAID заранее намечает, чей проект будет принят и кто получит грант. Это нарушение принципов прозрачности и справедливости. Азербайджанская пресса имеет полное основание обратить внимание на неясные моменты в деятельности офиса USAID.
- Каково влияние на независимую прессу такого рода проектов, предназначенных, как утверждают, для развития в Азербайджане независимой печати?
- Думается, в будущем это влияние будет заметно более отчетливо. Выяснится, кто именно получил финансовую помощь. Если не ошибаюсь, этот грантовый проект имеет стоимость в 2,4 млн. долларов. Я приветствовал бы USAID, если бы они осуществили проект по развитию печати в регионах Азербайджана. Сегодня издание и продажа газет в сельских районах находятся в плачевном состоянии. Если бы USAID выделил средства на развитие газет на местах, то мы восприняли бы это как содействие просвещению народа. В данном же случае замаскированный и спешный, всего лишь на недельный срок объявленный грантовый проект дает основание для подозрений. Здесь не приходится сомневаться, что проекты для гранта уже составлены, известно, кто эти гранты получит, а объявление носит сугубо формальный характер. Такая форма выделения средств вряд ли окажет ощутимо позитивное влияние на развитие независимой печати. Дело в том, что организация, выделяющая средства, заинтересована не в нормальном функционировании печати, а в обслуживании ее интересов. Поэтому никаких плодотворных результатов я не ожидаю. В отличие от USAİD, все гранты, выделяемые Советом государственной поддержки НПО, находятся под государственным контролем и предоставляются прозрачно. Параллельно НПО-получатели испытывают чувство ответственности. И мы ощущаем эффект от этих проектов для азербайджанского общества. На финансовую же помощь организаций, не заинтересованных в успехах Азербайджана, невозможно добиться зримых результатов в области развития страны или ее печати.
- Некоторое время назад выяснилось, что бывший руководитель бакинского представительства Национального института демократии США Алекс Григорьевс передал некоторым азербайджанским НПО около 2 млн. долларов со своего банковского счета. И вот теперь подозрительная история с грантовым проектом азербайджанского офиса USAİD. Не кажется ли вам, что можно уже говорить о неприятной традиции?
- Да, так оно и есть. Ведь такого рода организации не самостоятельны, они служат орудием для проведения политики стран, где базируются или которыми финансируются. Так было всегда. Национальный институт демократии и другие аналогичные организации предпочитают финансировать те НПО за рубежом, которые занимаются деятельностью, наносящей ущерб имиджу своей страны. Нередко бывает так, что люди или организации, не пользующиеся в своих странах существенным авторитетом, получают от организаций типа NDİ гранты на сотни тысяч долларов. Похожим образом действует и азербайджанский офис USAİD. К сожалению, проекты и гранты с неясными целями предоставляются только «своим» НПО и СМИ. Получатели же средств выполняют «в знак благодарности» любое поручение.
- Более того, не так давно мы убедились, что такого рода гранты выделялись даже на подготовку в Азербайджане революции путем координации в социальных сетях, на антигосударственные действия.
- В прошлом году мы стали свидетелями участия сотрудников NDİ в незаконных акциях. Правда, они потом заявили, что участвовали в них как граждане, но это неправда, они приняли участие в этих акциях в качестве организаторов. Именно подобного рода факты побудили нас в Милли Меджлисе внести изменения и дополнения в закон «О НПО». В общей сложности поправки, разработанные мною, внесены в четыре закона. Я сам руководитель НПО и в парламент избран именно в качестве представителя гражданского общества. Считаю, что необходимость в изменениях законов назрела, поскольку многие организации-доноры с помощью таких проектов, составленных в приватной обстановке, переправляют средства близким им НПО. В этой сфере отсутствует какая-либо прозрачность, государство не знало, какая конкретно деятельность предусматривается в
этих проектах. Выделенные средства передавались конкретным лицам наличными либо перечислялись на счета зарегистрированных НПО, а оттуда уже - конкретным лицам. Эти люди тратили полученные деньги на улучшение своего материального положения, покупали дома, офисы, дорогие автомобили. Единственное, что от них за это требовалось, - формировать негативное представление об общественно-политической жизни своей страны, проводить массовые акции, выступать с заявлениями, привлекать людей. В последнее время наметилась опасная тенденция активизации радикальных религиозных организаций, финансируемых указанным способом. Проекты, осуществляемые в негласной обстановке, вполне могли предусматривать создание вооруженных группировок, осуществление других экстремистских целей. После захвата здания Театрального центра на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост» выяснилось, что организация, которую представляли террористы, финансировалась через несколько НПО. Учитывая все это, государство с полным основанием желает установить эффективный контроль над распределением поступающих в страну финансовых средств. Такой контроль будет означать прозрачность в деятельности НПО, которые должны своевременно отчитываться, представлять в соответствующие организации тексты разрабатываемых проектов, получать гранты и другие поступления только в форме безналичного расчета. Все это давно принято во многих странах мира. К сожалению, некоторые НПО, действующие во вред государственности Азербайджана, до сих пор успешно пользовались пустотами в законодательстве. Но теперь перед ними поставлена преграда.
Р.ИСМАЙЛОВ
banner

Советуем почитать