• вторник, 19 Марта, 12:33
  • Baku Баку 8°C

Кто будет посредником?

31 октября 2018 | 14:50
Кто будет посредником?

ПОЗИЦИЯ
Так уж получилось, что в конце ХХ века на Южном Кавказе схлестнулись интересы мировых центров силы, из-за чего, в принципе, стало невозможным скорое разрешение возникающих конфликтов, умело подогреваемых мировыми державами с целью перетянуть на свою сторону каждую из враждующих сторон.
К слову, этим центрам неважно было, кто виноват, а кто пострадавший, поскольку главной задачей было достигнуть управляемого хаоса, с тем чтобы без труда ловить рыбку в мутном омуте.
Именно поэтому карабахский конфликт, навязанный Арменией Азербайджану из-за непомерных средневековых амбиций официального Еревана, подогревающего армянских сепаратистов, компактно проживающих на территории Азербайджана - в Нагорном Карабахе, на военное противостояние под предлогом воссоединения с Арменией под пресловутым лозунгом «миацум», стал одним из самых сложных для разрешения. Костер его, то усиливаясь, то затухая, полыхает по сей день, сея смерть и разрушения.
Формат МГ ОБСЕ вступил в фазу кризиса?
На недавней встрече и.о.премьер-министра Армении Никола Пашиняна с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Игорем Поповым (Россия), Эндрю Шофером (США), Стефаном Висконти (Франция) и личным представителем действующего главы ОБСЕ Анджеем Каспшиком армянский лидер отметил «важность их миссии как единственного формата, имеющего мандат международного сообщества». Стороны затронули динамику мирного процесса после последних событий и изменений в Армении, обменялись мнениями о встрече армянского премьера и Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Душанбе, поговорили о достигнутых там без их участия договоренностях. Стороны также обсудили возможные дальнейшие шаги…
То есть все, вроде, идет, как обычно. Однако есть одно немаловажное обстоятельство, и сводится оно к тому, что именно Москва в лице Президента России Владимира Путина выступила посредником при достижении устных договоренностей между Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Остальные участники формата Минской группы узнали об этом постфактум, так сказать, из печати. И сколько бы потом и.о. главы МИД Армении Зограб Мнацаканян ни распинался перед сопредседателями, говоря о том, что договоренность об оперативной связи между конфликтующими сторонами «направлена на формирование мирной атмосферы в регионе», факт остается фактом. Теперь все ждут, кто именно будет стимулировать дальнейшую активность - МГ ОБСЕ, Путин или кто-то из глав других стран-сопредседателей?
Если учитывать, что ранее президент США Дональд Трамп, поздравляя Азербайджан и Армению по случаю их праздников - Дня национальной независимости, обозначил американскую позицию в отношении перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта, пообещав скорые перемены, и сразу же после этого последовало заявление представителя государственного департамента США Джорджа Кента Баку, заявившего о Мадридских принципах, о чем говорил и покидающий пост посла в Армении Ричард Миллз, и посетивший регион помощник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, то становится понятным, что Соединенные Штаты восприняли этот шаг Москвы как вызов своим интересам в регионе. Вместе с тем появились утверждения о том, что, в случае успеха на парламентских выборах возглавляемой Пашиняном партии, он «получит необходимый мандат и сможет продемонстрировать политическую волю к продолжению переговорного процесса в рамках существующего формата и на основе известной повестки».
Однако нынешнего армянского лидера отличает позиционное непостоянство, возможно, потому что он предпринимает попытки вырваться из ловушки, которую уготовили для него его предшественники на карабахском направлении. Так, с одной стороны, Пашинян заявляет, что сепаратистский режим Нагорного Карабаха должен участвовать в переговорном процессе в качестве стороны конфликта, с другой - продолжает вести переговоры в прежнем формате при посредничестве Минской группы. Что у него на уме - известно лишь ему одному. А пока что Пашиняну надо выиграть выборы.
Пользуясь кризисом в МГ ОБСЕ
По всей видимости, недолгий разговор между Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в кулуарах саммита глав государств-участников СНГ в Душанбе 27 сентября стал определенным сигналом к действию для администрации Дональда Трампа. Тем более, если учитывать, как отозвался позже глава армянского правительства на своей странице в социальной сети Facebook об азербайджанском президенте: «Он оставил положительное впечатление. У нас был нормальный, цивилизованный разговор. У меня сложилось о нем впечатление как об образованном человеке».
Спустя неделю, в Ханкенди (Степанакерт) состоялась встреча министра обороны Армении Давида Тонояна и начальника Генерального штаба Артака Давтяна с военным руководством сепаратистского образования во главе с «министром обороны» Левоном Мнацаканяном. Так вот на этой встрече Тоноян призвал руководящий состав армии сепаратистов соблюдать режим прекращения огня по указанию премьер-министра Никола Пашиняна, который достиг договоренностей в ходе переговоров. Тут же некоторые международные наблюдатели увидели в адресованном карабахцам призыве признаки некоей новой переговорной позиции армянской стороны, обусловленной кардинальными внутриполитическими изменениями минувшей весны и лета.
Однако о каких-либо прорывах в переговорном процессе говорить не приходится, поскольку внутренние процессы в Армении далеки от завершения, по крайней мере, до проведения внеочередных парламентских выборов.
Как считает член Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко, «…если бы в практическом плане Ереван пошел бы на то, чтобы передать Азербайджану те пять районов, которые оккупированы сегодня, это могло бы разблокировать целый комплекс торгово-экономических, финансовых связей. Армения, да и Нагорный Карабах получили бы конкретные, весьма ощутимые преференции… Пока не будет урегулирования на условиях, отвечающих интересам, в частности Баку, хотя бы части карабахской проблемы, у Еревана будут большие сложности в экономическом развитии».
К тому же налицо неблагоприятная для Еревана тенденция к постепенному размыванию так называемой «венской» и «санкт-петербургской» повестки дня, предполагающей дальнейшие меры по мониторингу режима прекращения огня. Возможно, именно поэтому Москва взяла на себя дополнительные усилия по разрешению конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, отодвинув на задний план США и Францию.
В ответ Вашингтон выразил намерение перейти к активному посредничеству в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Недаром побывавший в Баку представитель государственного департамента США Джордж Кент вновь подчеркнул приверженность территориальной целостности Азербайджана в границах бывшей советской республики. «США не признают независимость Нагорного Карабаха и никогда не будут называть этот регион Азербайджана другим названием… Карабахский конфликт должен быть решен согласно четырем резолюциям Совбеза ООН и Мадридским принципам. В Азербайджане все хотят урегулирования конфликта. США как сопредседатель Минской группы ОБСЕ осознают всю серьезность ответственности в этом вопросе», - заявил высокопоставленный американский представитель. Днем ранее аналогичную позицию об урегулировании нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана озвучили и в Берлине. По сути, США актуализируют «дорожную карту» урегулирования, основанную на международных документах, где первый пункт - это вывод оккупационных сил. «Дорожная карта» основывается на принципе территориальной целостности Азербайджана, а также Мадридских принципах.
Впрочем, сама армянская сторона, затормаживая конфликт, создает возможность нерегиональным акторам выступать с заявлениями и инициативами и фактически пользоваться теми результатами переговорного процесса, которые были выработаны прежде.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать