Дым отечеству не сладок
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Что будет дальше, нетрудно представить. Проект закона «Об ограничении курения в общественных местах» уже готов и ждет парламентских слушаний. Само решение парламентариев выглядит весьма похвально: курение вредит здоровью - с этим мало кто спорит. Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд, а законодательная инициатива народных избранников вызывает множество неудобных вопросов.
Присказка о правах человека
Как правило, любые запреты изначально преследуют высокие цели, иначе просто не бывает. Однако благие намерения и реальное благо если и пересекаются, то где-то в бесконечности. В бесконечности умозрительных заключений законодателей и поступательного развития общества. Почему это происходит? На этот философский, но весьма актуальный вопрос мы попытаемся ответить по ходу размышлений о личностном выборе, правах человека и законности законодательных запретов.
Авторы запрета апеллируют к правам некурящей части граждан, которые становятся заложниками табачного дыма в общественных местах. Другой ключевой пункт этой темы - дети. Никто не спрашивает паспорт и возраст подростка, покупающего сигареты.
Эту тему сегодня активно муссируют приверженцы здорового образа жизни в лице законодателей всех мастей. Антитабачные меры обещают навести порядок. В целом лозунги о защите прав подаются нам под сладким соусом, который отдает приторным заморским колоритом. Однако характерный вкус «национального блюда» сложно перебить высоким стилем о «правах человека».
«Ваше право начинается там, где кончается свобода другого», - выражение это приписывают Канту, Черчиллю и Гюго. Словом, история обсуждаемого лозунга выглядит туманно, зато позиция азербайджанских парламентариев обозначилась конкретно - в виде запретов и штрафов.
«Вопрос о запрете курения в общественных местах оказался очень актуальным в последние годы. Я не сомневаюсь в том, что ограничение это благоприятно скажется на здоровье граждан, особенно детей и подростков», - считает зампредседателя парламентской комиссии по социальной политике Муса Гулиев.
Немного истории
Чтобы понять, о чем, собственно, идет речь, обратимся к недавнему прошлому. Работа над законопроектом, запрещающим курение в общественных местах, началась еще в 2008 году. Выходит, что сегодня мы пожинаем плоды многолетних трудов народных избранников. А началось все с 2005- го. Именно в этом памятном году Азербайджан присоединился к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Уже через пять лет после знаменательного события началась работа над национальной стратегией по борьбе с табакокурением. В 2010 году этот проект был разработан усилиями Центра общественного здравоохранения при Минздраве, Азербайджанской ассоциации коммуникаций в здравоохранении (ААКЗ) и Центра коммуникационных программ школы общественного здравоохранения Блумберга при Университете Дж.Хопкинса в Азербайджане.
Сегодня глобальная «военная» стратегия против курильщиков все еще ждет утверждения Минздрава.
- Почему этот важный документ не одобрен министерством, в чем проблема? - спрашиваю я координатора проекта, президента ААКЗ Нурлана Алиева. Этот простой вопрос почему-то застал врасплох главу ассоциации - к слову сказать, организации, которая имеет непосредственное отношение к разработке антитабачной стратегии.
- Ответить непросто, - признался Н.Алиев. - Возможно, причиной тому сложности, которые возникают при решении детальных вопросов и нюансов. Утвердить стратегию нелегко - сами понимаете, что на деле мы столкнемся с масштабной работой.
Борьба всех за все
По всему видно, что курильщикам в нашей стране придется несладко. Глава ААКЗ предлагает сплотить государство и общество для благой цели - ведь на кону здоровье нации, риторически восклицают авторы всевозможных законодательных инициатив и проектов.
- Запрет на курение в общественных и закрытых местах действует во многих странах, - сообщил зампред парламентской комиссии М.Гулиев. - Государства Прибалтики и Россия, Казахстан, Турция, европейские страны и США уже приняли такие законы.
По словам депутата, перенять благую инициативу спешат Беларусь и Украина. Почему бы и нам не поднять над страной святое знамя борьбы со злостными курильщиками в парках и на остановках? Тем более, если курящая часть граждан нарушает спокойствие и права приверженцев здорового образа жизни?
Само слово «борьба» успело набить оскомину. Мы привыкли бороться со всем и за все - за права человека, животных или определенной части граждан. Чтобы понять, о чем речь, обратимся к сути этого многозначного слова. Думаю, борьба как вид спорта в данном случае заведомо исключается. Борьба как деятельное противостояние или работа для достижения цели? Несложно предположить, что два последних варианта больше импонируют нашим законотворцам. Но есть и другое значение этого слова - выявляющее его глубинную суть: борьба - это взаимодействие противоположных сторон и явлений.
Каким видят ход действий наши парламентарии? Чем обернется новый закон - цивильным социальным взаимодействием, палочной системой власти или сценарием очередного бумажного водевиля?
Безобидный, на поверхностный взгляд, антитабачный закон станет для нас очередным испытанием. Думаю, этот шаг будет проверкой на прочность нашей с вами толерантности и культуры. Ведь культура отдельного человека и общества в целом проявляется в моменты столкновения интересов.
Эффект бумеранга
Картина реальных действий прояснилась в беседе с координатором антитабачной стратегии Н.Алиевым. Он убежден, что бороться с курением нужно всем миром - совмещая работу госорганов и общественных институтов. Как это будет происходить на деле? Давайте разберемся.
Государственные органы в лице министерств и ведомств возьмутся за механизмы контроля. По мнению Н.Алиева и согласно основным пунктам антитабачной стратегии, Минналогов и Минэкономразвития должны поднять акцизы на табачную продукцию. Само собой разумеется, что резкий рост табачных акцизов повысит цены на сигареты. В случае если рекомендации будут учтены, подорожание акцизов на табак до уровня Евросоюза может привести к увеличению доли нелегального рынка.
С другой стороны, цены на сигареты в нашей стране проявляют устойчивый рост и без таких кардинальных мер. В ближайшие месяцы цены на табачную продукцию резко возрастут, прогнозирует Центр исследований устойчивого развития, а стоимость одной пачки сигарет повысится сразу на 50 гяпик.
- Ежегодно цены на табачную продукцию повышаются на 10-12%. Уже с начала этого года стоимость некоторых видов сигарет поднялась с 80 до 90 гяпик - а это почти 10-15%. Если такой рост оценивать с точки зрения общего объема рынка, получается ощутимая сумма, - сказал президент центра Нариман Агаев.
Напомним, что эта организация занимается регулярными исследованиями на потребительском рынке.
Помимо всего прочего, европейский сценарий повышения акцизов, который поддерживает ВОЗ в ряде других стран, уже продемонстрировал свою несостоятельность из-за резкого роста нелегального рынка. Европейская и российская практика показывает, что рост цен означает не снижение потребления, а появление нелегального рынка, который, в свою очередь, открывает неограниченный доступ к сигаретам подросткам.
Скорую» вызывали?
Другой пункт стратегии подразумевает деятельное участие Минздрава. Министерство здравоохранения должно подготовить стандарты и порядок оказания медицинской помощи курящим гражданам. Во всех государственных поликлиниках и больницах страны должны работать «кабинеты отказа от курения».
Специалисты считают, что нужно не только лечить от никотиновой зависимости, но и активнее проводить профилактику.
- Сегодня такая работа ведется лишь в ряде частных клиник, - говорит координатор антитабачного проекта Н.Алиев. - Помимо врачей, к борьбе за здоровье нации нужно привлечь средства массовой информации. Демонстрация сигарет по местному телевидению запрещена с 1999 года, и это большой плюс. Нам нужен системный подход к организации антитабачных кампаний, лекций и семинаров. К общей работе необходимо подключить Министерство образования. И, конечно же, запретить курение в общественных местах, - сказал он в интервью газете «Каспiй».
Понять до конца, на какие именно места распространяется запрет, сложно. По словам Н.Алиева, курить в парке нельзя, но можно на улице. Где кончается улица и начинается парк - в этом предстоит разбираться самим курильщикам и стражам порядка. Гражданам придется развивать глазомер и учиться отсчитывать метры от остановок, подъездов и вокзалов. Каждый шаг чуть меньше метра, поэтому лучше брать с запасом или вооружиться метровкой.
В перечне «заповедных» мест, куда заказан вход курильщикам, окажутся не только социальные объекты, рабочие места, остановки, парки, детские площадки и подъезды жилых зданий, но даже рестораны и пабы. Стоит ли говорить, что запрет на курение негативно отразится на частном предпринимательстве. В барах и ресторанах ощутят нехватку посетителей. В пример можно привести Болгарию, где запрет на курение в ресторанах и кафе привел к тому, что многие из них попросту закрылись, а остальные еле сводят концы с концами, так как посетителей практически нет.
Новый запрет преподносят как борьбу за здоровье и права некурящих граждан. С другой стороны, курение - это право взрослого человека на личный выбор. Права курящих граждан требуют уважения и защиты. Принимать законы легко, но можем ли мы обеспечить их нормальное исполнение? Ведь запрет - это не только штрафы нарушителей, это обязанность государства создать условия для исполнения закона. Можем ли мы обеспечить 70% курящего населения Азербайджана специально выделенными для этого комфортными местами? Речь идет не только о столице, но и регионах страны. Речь идет об уважении и человечном отношении к людям.
Ответ однозначен: государство продает табак и имеет доход. Поэтому государство несет ответственность за то, чтобы граждане, которые курят и оплачивают часть налогов, имели цивилизованные условия для удовлетворения своей, пусть болезненной, потребности.
Тамила ХАЛИЛОВА