• суббота, 27 Апреля, 01:17
  • Baku Баку 14°C

Каркас взаимопонимания готов,

15 ноября 2013 | 12:09
Каркас взаимопонимания готов,

Переговоры Ирана с блистательной «шестеркой» приблизились к финишной прямой, и до конца ноября в Женеве стороны смогут, к взаимному удовольствию, завершить переговоры по ядерной программе ИРИ. Уступки иранской стороны носят уже безоговорочный характер, а в некоторых эпизодах поразительно легки.

Еще совсем недавно, а точнее 13 апреля этого года, после провала очередного этапа переговоров по ядерной программе Ирана бывший глава военной разведки Израиля заявил, что «все возможности дипломатии и санкций исчерпаны». К тому же сам премьер-министр Нетаньяху пытался убедить своего союзника США нанести упреждающий удар по ядерным объектам Ирана. Порой переплетения политических интересов шокируют людей, далеких от политики, но только не самих продолжателей дела Талейранов и Бисмарков. Так вот идею нанесения смертельного удара по Ирану рьяно поддерживала и продвигала Саудовская Аравия, превратившаяся в одночасье в союзницу Израиля. Опасения главного суннитского государства отнюдь не беспочвенны - там, где религия имеет определяющее влияние на общество (Ирак, Ливан и т.п.), споры между суннитскими и шиитскими общинами давно вышли за рамки академических дебатов, замолчав перед натиском пушек. С этой точки зрения опасения руководства родины Мухаммеда обоснованны.
Оставалось два месяца до окончания президентского срока Ахмеди Неджата, но он не унимался, его выступления носили все более нетерпимый характер, иногда ошеломляя абсурдностью. После отрицания им Холокоста стало ясно: надо дожидаться лучших времен. Каждый необдуманный шаг теперь уже бывшего президента ИРИ приводил к очередному ужесточению санкций против этой страны.
В июне нынешнего года президентом страны стал Хасан Роухани, здравомыслящий политик из либерального крыла поклонников шариатского государства. К тому времени экономика Ирана испытывала большие затруднения из-за санкций США и Евросоюза, многие проекты были отложены, продажи нефти катастрофически сократились, соответственно уменьшился приток валюты. В стране резко возросла безработица, а инфляция была на уровне двухзначных чисел. Уже в июле-августе после очередного этапа переговоров между ИРИ и шестью странами-грандами западные политики заговорили об умеренном оптимизме, а на переговорном процессе произошел переворот.
Сперва добился принятия всех своих требований МАГАТЭ, главным их требованием было согласие иранской стороны на внезапные проверки инспекторами этой международной организации ядерных объектов. В начале этой недели в Тегеране подписано соглашение между ИРИ и МАГАТЭ на условиях, выдвинутых США и их союзниками. Но почему в ноябре, если стороны пришли к обоюдному согласию еще летом?
Проблемы с наиболее радикальными элементами политсцены ИРИ для Х.Роухани не на шутку осложнились после первых же переговоров между ним и западными политиками, а в сентябре, после телефонного разговора с президентом США Б.Обамой, вернувшегося из Нью-Йорка Х.Роухани приветствовали старыми ботинками и тухлыми яйцами. Наиболее ярые сторонники противостояния с Западом стали угрожать жизни главы государства. Здесь-то и проявилось умение маневрировать, присущее этому неординарному политику. Его посещения идейного отца народа - Хаменеи стали вехой в политической жизни Ирана. С высокой трибуны было сказано: «Ядерное оружие противно исламу».
Подобной смекалки не ожидал от Х.Роухани никто, то есть теперь каким бы сторонником ядерного вооружения ни был противник либерального курса главы иранского государства, ратовать за ядерное оружие он не сможет.
Оставалось подписать окончательное соглашение, а снятие санкций давало шанс правительству ИРИ предупредить возможные выступления безработных и недовольной части населения.
Но вновь вмешался премьер Израиля Нетаньяху, заявивший, что «доверять Ирану нельзя никоим образом». Премьер также обрушился на «Нью-Йорк таймс» где была напечатана оптимистическая статья по факту успешных переговоров. Американские политические обозреватели назвали реакцию премьера «истеричной».
В конце прошлой недели мир был полон радужных надежд, сиял радостный С.Лавров, радовался Дж.Керри - но не тут-то было. Видимо, пощечина от США и России крепко задела Францию. Вспомните, как США и Россия отстранили Францию от решения сирийского вопроса. Правда, тогда Франция, остро нуждающаяся в инвестициях, по подсказке саудовских эмиссаров была слишком агрессивна.
На этот раз возмутился министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус - он потребовал дополнительных проверок ядерного реактора Ирана, работающего на тяжелой воде, так как эти реакторы способны вырабатывать плутоний, пригодный для производства ядерного оружия. Американцы назвали причину, возмутившую Париж, мизерной, а журналисты «Ле Фигаро» нашли, что предки Л.Фабиуса были сынами Израиля.
Эти переговоры в формате «шесть плюс один» давно расширились с незаметным присутствием в них как Саудовской Аравии, так и Израиля, вдруг очутившихся в одном «окопе». Создается такое впечатление, что под давлением великих держав Иран отказался от сомнительных планов.
Очень хотелось бы надеяться, что столь ожидаемое соглашение между ИРИ и шестью великими державами на следующей неделе наконец будет подписано в Женеве. От этого выиграет не только Ближний Восток, но и наш регион - Южный Кавказ, близко расположенный к этому временами опасно возгорающемуся очагу большого клубка проблем.
Рауф МАМЕДОВ,
политический обозреватель
banner

Советуем почитать