• среда, 24 Апреля, 13:37
  • Baku Баку 27°C

ЕАЭС как гарант безопасности

29 октября 2015 | 12:41
ЕАЭС как гарант безопасности

ВЗГЛЯД
Официальный Баку неоднократно заявлял, что никогда напрочь не отказывался рассматривать членство Азербайджана в Евразийском союзе. Недавно в очередной раз заместитель министра экономики и промышленности АР Севиндж Гасанова в беседе с группой российских журналистов заявила, что не исключает будущего членства республики в ЕАЭС.
«Мы допускаем возможность участия в союзах, которые нам выгодны. Для этого в первую очередь нужно проанализировать плюсы и минусы участия в таких организациях. Мы анализируем, например, насколько нам выгодно или нет вступать в ВТО. Поэтому надо провести детальную оценку участия Азербайджана в ЕАЭС или других союзах», - сказала С.Гасанова.
О нынешнем состоянии Евразийского союза, его перспективах и возможном расширении за счет Азербайджана и других стран-членов СНГ в интервью газете «Каспiй» рассказала кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Мария Лагутина.
- Насколько актуальным остается вопрос евразийской интеграции в настоящее время - на фоне экономического кризиса, сильного падения цен на нефть, девальвации национальных валют стран-членов ЕАЭС?
- Несомненно, падение мировых цен на нефть и наступивший в результате конфронтации России со странами Запада экономический кризис в странах-членах ЕАЭС стал серьезным испытанием для евразийской интеграции, которая находится еще на самых ранних стадиях своего развития. В то же время кризисный фактор может сыграть в случае евразийской интеграции позитивную роль, превратив общие проблемы в общие возможности для дальнейшего развития интеграции стран ЕАЭС.
Например, это дает шанс странам-членам Евразийского союза больше внимания уделять развитию несырьевых секторов экономики. Хотелось бы отметить, что экономические проблемы встали бы перед странами ЕАЭС и вне данной интеграционной структуры, а вот решать эти проблемы все же легче совместно, используя те возможности и потенциал, который существует в рамках ЕАЭС. Собственно, именно решение общих проблем и является изначальным мотивом любой интеграции.
Кроме того, всем известно, что вслед за любым экономическим кризисом следует период экономического подъема, так что, исходя из этого, перспективы ЕАЭС представляются весьма неплохими.
- На мой взгляд, для России, в первую очередь, развитие евразийской интеграции в современных условиях вообще приобрело жизненно важное геополитическое значение.
- Трудно не согласиться с вами. Дело в том, что в течение последних 20 лет политика западных соседей по расширению ЕС и НАТО привела к тому, что Москва фактически оказалась в геополитической изоляции. Из союзников на постсоветском пространстве остались лишь Беларусь и Казахстан, с которыми Россия начала активно создавать и развивать проекты новой евразийской интеграции.
Позже к этому процессу присоединились Армения и Кыргызстан, что, несомненно, следует рассматривать как позитивный тренд. Наметились положительные тенденции в этом направлении (во многом вопреки происходящему сейчас с РФ) и в других странах постсоветского пространства. На мой взгляд, провал проекта ЕАЭС грозит как репутационными издержками, так и окончательным геополитическим фиаско всего постсоветского пространства - его разделом между США, ЕС, НАТО.
Более того, не следует забывать, что ситуация в Евразии за последние год-два кардинальным образом изменилась: с одной стороны, ЕС находится в состоянии экономического и даже социально-политического кризиса, а с другой - ЕАЭС уже является частью китайского мегапроекта «Один пояс, один путь», который имеет долгосрочные перспективы (примерно 30 лет, проект планируется закончить к 2049 году).
Безусловно, речь идет не о сопряжении двух равнозначных интеграционных проектов, а о включении региональной экономической структуры ЕАЭС в проект «Один пояс, один путь» как одной из составляющих. В этой связи перед российским руководством стоит важная задача сохранить ЕАЭС в качестве эффективного полноценного элемента глобального евразийского проекта. В то же время включение ЕАЭС нивелирует многие разногласия между РФ и КНР, в частности в отношении их влияния в регионе Центральной Азии, которая становится одной из площадок совместного взаимодействия. И это во многом способствует «смягчению» позиций стран этого субрегиона в отношении ЕАЭС.
Конечно, следует учитывать разницу экономического потенциала стран-участниц ЕАЭС, но в контексте сопряжения, уже сегодня, очевидно, что скорее всего финансовая сторона осуществления проекта ляжет не только на Россию, но и на Китай. Вообще китайский фактор в евразийской интеграции может сыграть положительную роль в укреплении и стабилизации формата ЕАЭС.
- Каковы перспективы вступления в ЕАЭС стран СНГ?
- Прежде всего, хотелось бы отметить, что события последних лет (украинский кризис 2014 года, падение мировых цен на нефть, миграционный кризис в ЕС, угроза со стороны ИГ на границах ряда стран Центральной Азии) во многом поспособствовали изменению позиций ряда стран постсоветского пространства в отношении их интеграционных предпочтений.
Наиболее вероятным в ближайшее время представляется вступление в ЕАЭС Таджикистана. Практически с самого начала запуска евразийской интеграции Душанбе рассматривался как потенциальный участник ЕАЭС. Основная причина заключается в том, что Таджикистан был членом ЕврАзЭс - структуры, предшествовавшей созданию Евразийского союза. Результаты социологических опросов показывают, что в целом перспектива вступления Душанбе в ЕАЭС оценивается населением страны положительно (примерно 70% населения выступает «за»).
По моему мнению, вступление Таджикистана - вопрос решенный (и об этом заявляют не только российские, но и таджикские эксперты), но требующий больше времени. На пути интеграции страны в ЕАЭС существует ряд проблем и препятствий (например, отсутствие взаимного понимания между Кыргызстаном - членом ЕАЭС и Таджикистаном по поводу правового статуса их общей границы), которые требуют своего решения.
В то же время, исходя из того, что сегодня основным фактором роста экономики Таджикистана является экспорт рабочей силы (напомню, что ВВП этой республики примерно на 50% формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов из РФ), в условиях ужесточения миграционного законодательства РФ вступление Таджикистана в ЕАЭС несет существенные выгоды. Интеграция в ЕАЭС снизит ограничения для Душанбе на передвижение рабочей силы на территории Союза.
В свою очередь, для России Таджикистан является важнейшим партнером в области безопасности (на территории этой центральноазиатской республики размещена крупнейшая за пределами территории РФ российская военная база). В случае вступления Таджикистана в ЕАЭС следует ожидать усиление контроля над таджикской границей и снижения нелегального экспорта товаров из Китая и наркотрафика из Афганистана.
Еще один важный момент - отношения Душанбе с Пекином в случае вступления в ЕАЭС. На мой взгляд, в контексте сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути опасения таджикской стороны по поводу возможного ухудшения взаимодействия с КНР после вступления в ЕАЭС фактически сводятся на «нет».
- Насколько эффективно скажется вступление Азербайджана в ЕАЭС на развитии данной структуры?
- Несмотря на то, что официальный Баку в последнее время старается проводить нейтральную политику в вопросах интеграционных перспектив, дистанцируясь как от ЕС, так и от ЕАЭС, серьезные изменения на мировой геополитической карте последних лет объективно создали ряд предпосылок для возможного вступления Азербайджана в ЕАЭС. Этому способствовали все те же конфликты на Ближнем Востоке и активизация «Исламского государства», затянувшийся карабахский конфликт.
Так, например, в ходе дискуссий во время открытия 70-й юбилейной Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в текущем году глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Баку не исключает вероятности своего присоединения к основанному Москвой, Астаной и Минском Евразийскому экономическому союзу и в настоящее время азербайджанское руководство изучает подобную возможность, параллельно занимаясь выстраиванием большого количества двухсторонних отношения с участниками ЕАЭС.
В то же время наблюдаются некоторые изменения в политике таких центральноазиатских государств как Узбекистан, и даже Туркменистан (хотя и в наименьшей степени), которых начинает серьезно беспокоить угроза со стороны ИГ на их границах и территориях. В этих условиях интеграция со странами ЕАЭС представляется руководителям этих стран как некий гарант их безопасности.
Экономическая мотивация вступления в ЕАЭС в наибольшей степени начинает проявляться в Молдове, хотя в ближайшей перспективы вступление этой страны в ЕАЭС все же представляется маловероятным.
Что касается Украины и Грузии, то здесь пока не может идти речи ни об интеграции в ЕАЭС, ни в ЕС. Этим странам необходимо отстаивать свою государственность и экономику.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать