• пятница, 26 Апреля, 13:26
  • Baku Баку 23°C

Вектор меняется

06 июня 2018 | 09:15
Вектор меняется

ПОЗИЦИЯ
Армения продолжает клятвенно заверять Москву в том, что внешнеполитическая составляющая этой варварской страны не претерпит изменений и приоритет будет, как всегда, отдан сотрудничеству с Россией. Однако в России давно уже поняли, что, несмотря на все заверения, Никол Пашинян проводит абсолютно прозападную политику и недалек тот день, когда официальный Ереван развернет (уже развернул - Авт.) свой политический вектор на 180 градусов в сторону Запада.
Далеко за примером ходить не надо. Об этом свидетельствует состав нового правительства Армении, сформированного Пашиняном. Ведь министр территориального управления и развития Сурен Папикян, возглавивший работу над новой версией Избирательного кодекса РА Даниэл Иоаннисян, министр труда и социальных вопросов Мане Тандилян и глава СНБ Армении Бабкен Тер-Григорян - все махровые русофобы, выступающие против ЕАЭС, ОДКБ, российско-армянских отношений в целом.
Команда Пашиняна
И это всего лишь неполный список команды Пашиняна, с которой он собирается поднимать уровень российско-армянских отношений. Ну а апофеозом всех этих нелепых с точки зрения развития «союзнических» с Россией отношений явилось назначение на должность в правительстве координатора избирательных программ организации Transparency International Армена Григоряна, поскольку это НПО американского миллиардера Джорджа Сороса имеет целью разрыв российско-армянских отношений и искажение имиджа России среди армянской общественности.
А чего стоит, например, назначение одного из самых ярых антироссийских активистов в Армении, Давида Санасаряна начальником Государственной контрольной службы. Ведь именно Санасарян постоянно требовал вывода российской военной базы из Армении. А Арарат Мирзоян - первый заместитель премьера, и министр диаспоры Армении Мхитар Айрапетян никогда не скрывали своей антироссийской позиции, открыто выступая за выход Армении из пророссийских союзов, таких как ЕАЭС, ОДКБ, Таможенный союз, требовали вывода российских войск и баз с территории Армении. Все они теперь представлены в правительстве Никола Пашиняна. Если учитывать геополитические предпочтения команды Пашиняна, то становится ясно, что собирал он ее вовсе не для налаживания армяно-российского взаимодействия на новом уровне, а для того, чтобы плавно, когда поспеет время, сделать от ворот поворот России, устремив свои взоры в сторону Запада.
Новый претендент на власть
Пока Пашинян сколачивал антироссийскую команду, заметно оживился новоиспеченный президент Армении Армен Саркисян, не желающий более оставаться «английской королевой». Так, в интервью «Голосу Америки» он заявил, что у Армении нет сбалансированной Конституции, и она должна быть изменена.
«Проблема в том, что согласно Конституции, колоссальные полномочия отведены правительству и премьер-министру. В Армении это называют «суперпремьерством», и господин Пашинян был одним из первых в парламенте, кто в качестве лидера оппозиции осуждал все это. Реальная власть должна быть сбалансирована между парламентом, правительством и офисом президента», - заявил он в интервью.
Почему действующий президент Армении только сейчас озвучил недостатки армянской Конституции? Ведь даже после официального избрания на должность президента - до церемонии инаугурации Саркисян невозмутимо следил за тем, как парламент посредством законодательных регулировок «урезает» его и без того ограниченные президентские полномочия. Видимо потому, что его задача ранее сводилась лишь к легитимизации воспроизводящейся системы Сержа Саргсяна. А с Николом Пашиняном у него договоренностей не было. Вот он и заявляет о желании расширить свою власть, косвенно высказываясь против суперпремьерства Пашиняна. И если ранее он соглашался на ограничение власти президента, то теперь Армен Саркисян не хочет мириться с участью «английской королевы».
Амбиции Армена Саркисяна можно было бы посчитать заоблачными, поскольку высокий рейтинг Пашиняна исключает возможность альтернативы как в оппозиционном поле, так и в поле власти. Однако ситуация может кардинально измениться за несколько месяцев, когда революционная эйфория останется в прошлом и правительство и премьер-министр окажутся под перекрестным огнем критики.
Как считает армянское экспертное сообщество, возможно, Армен Саркисян «уже сегодня замечает нечто, что не заметно экспертным кругам, обществу. Речь идет о так называемом вероятном вакууме власти, который рано или поздно приведет к институциональному кризису».
Синдром российского вассальства
В этом контексте нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Армен Саркисян обладает огромным опытом дипломатической работы, и его деятельность в основном была связана с западными странами и структурами. Предполагалось, что новые институциональные реалии армянской системы управления могут способствовать диверсификации внешней политики Армении или осмыслению принципа «и - и», как это было принято называть во времена правления Саргсяна.
Так вот, Армения, заявляющая во всеуслышание, что не может позволить себе резкий поворот во внешней политике из-за рисков безопасности, на самом деле готовит почву для такого поворота. А заявления правительства Никола Пашиняна относительно того, что следует избавить армяно-российские отношения от олигархической, коррумпированной составляющей и увеличить в них субъектность Армении, следует воспринимать как антураж, прикрытие истинных целей армянского истеблишмента.
В этом вопросе определенная роль отводится президенту страны, который не имеет решающего слова во внешней политике, но может, озвучивая общественное мнение, влиять на него в определенной степени, по крайней мере создать видимость ведения более динамичной внешней политики. Ведь недаром в интервью телекомпании Россия 24 Армен Саркисян неоднократно заявлял, что 95% армянского народа считает Россию ближайшим другом Армении, явно манипулируя цифрами по собственному усмотрению, а российские СМИ благополучно заглатывают эту наживку. Почему? Да потому что, транслируя откровенную ложь, столь желанную для русского уха, Саркисян в своем развернутом интервью даже не упомянул о растущем разочаровании армянского общества в отношении России, откровенной русофобии, царящей теперь уже не только в армянском обществе, но и среди правящей элиты, если учитывать состав и предпочтения нового правительства Армении. Таким образом, говоря об армяно-российских отношениях и обходя тему острых углов, по сути президент Армении волей или неволей сохраняет свой статус российского вассала. Или очень грубо прикидывается, набросив на себя овечью шкуру.
Российский МИД оскандалился
О том, как российский МИД исказил ответ заместителя директора Департамента информации и печати ведомства Артема Кожина на брифинге 1 июня в Москве на вопрос журналиста азербайджанского агентства «Тренд», доподлинно известно. Посмотрев видео, каждый может убедиться, что в ответе Кожина содержалась жесткая оценка МИД России в адрес Никола Пашиняна. Так вот теперь армянские СМИ преподносят этот факт так, будто «власти Армении выразили протест, и на сайте МИД формулировка была изменена так, словно «громкие заявления» относились не к Пашиняну, а к азербайджанскому журналисту».
В кои веки представитель российского МИД дал адекватный ответ на нелепые заявления Пашиняна, однако если действительно ответ Кожина был исправлен на сайте МИД России, чтобы угодить армянам, то можно делать далеко идущие выводы. А ведь заявления Пашиняна относительно Нагорного Карабаха действительно не укладываются ни в какие рельсы. Как бы там ни было, в Армении заметили подмену выражений, и теперь Зограб Мнацаканян едет в Россию на встречу со своим боссом Сергеем Лавровым. До отъезда он сделал ряд противоречивых заявлений, с одной стороны, утверждая, что участие Нагорного Карабаха в переговорах - необходимое условие, а с другой - что Армения будет осторожно продвигать внешнюю повестку прежних властей. Видимо, нелепые заявления свойственны всей команде Пашиняна. Поэтому Москва не знает, как к этому относиться.
Это явно видно по ответу представителя МИД России, который не смог скрыть своего возмущения. Подтасовка в МИД России вызвала в Армении громкий резонанс. Председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Армен Ашотян даже заявил, что за последние 15 лет он не помнит подобной реакции Кремля, касающейся карабахской проблемы. Что ж, ашотянам и пашинянам впредь придется привыкать к жестким заявлениям российской стороны.
Вместе с тем в интервью армянской службе «Радио Свобода» тот же министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявил, что «углубление и улучшение отношений между Арменией и Россией не означает, что Армения не должна развивать свои отношения с Западом».
Интересно, однако…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать