• пятница, 26 Апреля, 11:05
  • Baku Баку 12°C

Жизнь, творчество и судьба ученого

31 июля 2016 | 15:05
Жизнь, творчество и судьба ученого

ИСТОРИЯ
«Алескер Алекперов: жизнь, творчество, судьба ученого». Так называется вышедшая в свет книга историков Тамиллы Керимовой-Коджаевой, Ильгамы Садыговой и Идриса Алиева, посвященная одному из основоположников археологии и этнографии в Азербайджане Алескеру Алекперову - энтузиасту и подвижнику азербайджанской науки, ученому, оставившему своему народу бесценные информационно насыщенные труды по истории, археологии, этнографии народов, населявших Азербайджан в начале ХХ века, а также истории религии, науки, отечественных древностей.
Книга представляет собой подробный биобиблиографический очерк, в котором впервые наиболее полно раскрывается не только научная деятельность ученого, но и все перипетии трагической судьбы человека, в злосчастном 1937 году брошенного в жернова беспощадной репрессивной машины. В этом коллективном труде впервые публикуются найденные авторами ценные архивные документы, полный список печатных трудов, статьи, фрагменты переписки ученого со своими коллегами, а также уникальные снимки, сделанные Алекперовым во время многочисленных археологических и этнографических экспедиций.
Научное наследие Алескера Алекперова представляет собой, по сути, фундамент азербайджанской археологической науки, поскольку содержит в себе бесценную информацию о памятниках архитектуры и старины, многие из которых или исчезли с лица земли или дошли до наших дней значительно разрушенными; о малых народностях Азербайджана, облик многих представителей которых сохранился лишь в его фотографиях и статьях, публиковавшихся в газетах и журналах Баку, Тбилиси и Москвы.
Выступавшие на презентации книги, прошедшей в Институте археологии и этнографии НАНА, особо подчеркивали, что ни один современный и будущий археолог и этнограф не может обойтись без обращения к трудам Алекперова, ценность которых в первую очередь в том, что содержащаяся в них информация добыта из первых рук - в многочисленных археологических и этнографических экспедициях, участником и руководителем которых он был. Они активно велись на территории Азербайджана в начале прошлого века, когда Баку постепенно становился одним из крупных научных центров Советского Союза и сюда охотно приезжали многие известные ученые самых разных национальностей. В их числе - академики В.Бартольд, Н.Марр, А.Самойлович, И.Мещанинов, профессора П.Жузе, Е.Пахомов, Б.Чобанзаде, Г.Губайдулин и др. Алескеру Алекперову посчастливилось слышать их лекции в период учебы на историческом отделении восточного факультета Азгосуниверситета, специализируясь по древней археологии.
Проявляя усиленный интерес к этой области знаний, он, еще будучи студентом, активно включился в работу созданного в 1923 году Общества обследования и изучения Азербайджана, являвшегося прообразом будущей Национальной академии наук и заложившего своей кипучей деятельностью ее основу. Особую роль в становлении Алекперова как ученого, помимо его природного таланта исследователя, сыграл крупный советский ученый, глава ленинградской археологической школы И.Мещанинов. Они одновременно начинали свой путь в полевой и исторической археологии Азербайджана, проработав вместе около 15 лет и сохранив до конца теплые, дружеские и доверительные отношения.
Экспедиция на Абшерон
В 1924 году Общество обследования и изучения Азербайджана совместно с Азгосуниверситетом организовало экспедицию на Абшерон в целях обследования памятников старины и архитектуры, в которой впервые принял участие и студент Алескер Алекперов. Некоторые ее итоги он опубликовал в статье «Об искусстве Азербайджана (Могильные памятники в Бузовна)». Это стало началом его активной деятельности на ниве науки. В том же году в Баку прошел I Всеазербайджанский краеведческий съезд, определивший основные задачи в области изучения истории Азербайджана и признавший необходимым при исследованиях и сборе краеведческого материала широко применять фотографию.
В 1925 году по инициативе Алескера Алекперова при Обществе обследования и изучения Азербайджана было создано Фотографическое бюро, которое он возглавил, будучи к тому времени профессиональным фотографом. Фотоаппарат был неизменным его спутником в археологических экспедициях в районы республики, а их было немало и длились они порой месяцами при полной неустроенности быта.
А.Алекперов был организатором и активным участником крупных научных экспедиций. Им совершен ряд археологических разведок в Гарабах-Зангезур, Нахчыванскую АССР, в Мильскую степь, Нухинский и Загатальский уезды, окрестности горы Бешбармак и другие регионы.
За годы работы в экспедициях им была создана богатейшая коллекция из 5000 уникальных снимков, на которых запечатлены памятники старины, типы разноплеменных народов, населявших Азербайджан, картины быта горожан и сельчан, составивших бесценный фонд Института истории АзФАН СССР. Научная значимость многих из этих фотографий была по достоинству оценена на организованной в 1928 году в Москве Государственной академией художественных наук выставке.
С именем Алескера Алекперова неразрывно связаны многие успехи нашей науки, достигнутые в начале XX в. Его вклад в развитие археологической и этнографической наук и исторической науки в целом особенно ценен еще и тем, что он во многом был первым. Благодаря ему историческая наука страны обогащена многими документальными свидетельствами, касающимися жизни и быта населявших Азербайджан в начале ХХ века народностей. Он первым из ученых попытался ответить на вопрос о происхождении проживавших в основном в Гядабейском районе народности айрумов, описал их облик, жилища-землянки, особенности быта, опубликовав свои наблюдения в статье «У айрумов». Проделанную им работу высоко оценил его учитель и друг Иван Иванович Мещанинов, отметив, что «крайне архаичный быт айрумов не изучен», а Алекперов «сдвинул этот вопрос с мертвой точки». Впервые именно Алекперов исследовал удинское село Кирзан, где обследовал материальную культуру и экономическое состояние удин, записал предания об их происхождении и многие другие сведения. Во время руководимой им экспедиции в Лянкяранском уезде он обследовал «жилища низменных талышей», их быт, условия жизни. В ходе исследований участниками экспедиции были сделаны зарисовки костюмов талышей, собран фольклорный материал. Алекперов изучал также и культуру курдов, крызов, удугов, шахсеванов…
В «Отчете по разведочной археолого-этнографической поездке в Гарабах, Зангезур и НахАССР», адресованном председателю Общества обследования и изучения Азербайджана Таги Шахбази, Алекперов делится ценными сведениями, касающимися истории и положения тюркского населения этих районов страны. Поскольку этот документ актуален для наших дней, стоит привести отрывок из него.
«…Сисианский район до мировой войны насчитывал около 50 селений, из которых 30 было тюркских (азербайджанских - Ред.), с населением около 25 тысяч человек. События 1918, 1919, 1920 и 1921 годов обрушились на эти населения, и из этих селений осталось теперь шесть-семь с населением в 2-3 тысячи. Никаких межнациональных боев здесь не было, а было поголовное истребление тюркского населения дашнаками... С приходом советской власти население этих деревень начало возвращаться в свои разбитые деревни, надеясь снова обустроиться, залечить свои тяжелые раны. Но их не стали пускать в свои деревни… С трудом, незаметно несколько селений сумели пробраться и поселиться. Но лучшие дома и сады их были заняты. Заняты не беженцами, а жителями соседних (армянских - Ред.) деревень... Селение Орта-Уст пустое, а жители живут в юртах недалеко от своего селения, в самых плохих условиях. Этот год был для них роковым. Началась чума. Они обратились к властям за помощью, но никакой ветеринарной помощи не было оказано. В каждом доме теперь можно видеть целые склады кож погибшего скота. И теперь они в ужасном положении. Нет скота, нет жилища, нет посева. Вообще, тюркское население этого района терроризировано. Часто меня крестьяне спрашивали, насколько им безопасно оставаться здесь.
…Я других примеров не буду приводить, надеясь, что разрешением этого вопроса специально займутся. Я, со своей стороны, готов всегда дать дополнительные сведения и оказать содействие для выяснения положения тюркского населения Зангезура».
Идеологическая шкала
Выступавшие на презентации книги особо подчеркивали роль Алекперова в подготовке специалистов по истории и культуре Азербайджана самого широкого профиля. Вместе с коллегами он старался привить молодежи интерес к науке, делясь с ними своими идеями, мыслями. Словом, он полноценно работал на благо родины, однако кто-то оценивал его жизнь и деятельность не по проделанной им работе, а совсем по иной - «идеологической шкале». Так, еще в 1920 году он на три месяца был заключен под стражу по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью вины освобожден. Второй раз его арестовали по надуманному обвинению в антисоветской работе, хотя истинной причиной стал тот факт, что он помогал жене и малолетним детям своего двоюродного брата - мусаватиста Ахмед бека Гаджинского. И вновь ввиду отсутствия состава преступления освобожден, тем не менее он был уволен с работы, отлучен от научной деятельности. В этот период большую поддержку ему оказали друзья и коллеги, в частности председатель общества А.Зифельдт-Симумяги и управделами М.Саламов, написавшие официальное письмо в АзГПУ, в котором дали Алекперову высокую оценку как ценному работнику.
С созданием в 1929 году на основе Общества обследования Азербайджана Азербайджанского государственного научно-исследовательского института, руководителем секции историко-этнографического отделения которого был назначен академик Мещанинов, в судьбе Алекперова произошел положительный сдвиг.
В 1931 году по представлению академика Марра Алескер Алекперов был избран членом Кавказского историко-археологического института, а в 1933-м по рекомендации Мещанинова был назначен директором АзОЗФАН Х.Гарбером руководителем секции истории материальной культуры. Когда в 1935 году был организован Азербайджанский филиал АН СССР, а в его составе пять институтов, в том числе Институт истории, археологии и этнографии, директором которого стал И.Мещанинов, по его ходатайству, в котором он отозвался об А.Алекперове как об одном из лучших археологов, научных исследователей и полевых работников всего Закавказья, а о проведенных им раскопках - как ценных по результату, имеющих мировое значение, Президиум АзФАН СССР на своем заседании от 26 июля 1936 года включил А.Алекперова в число действительных членов Института истории, археологии и этнографии АзФАН СССР, где он становится руководителем отдела истории материальной культуры.
Ученая степень
Так в жизни Алескера Алекперова начинается новый этап, который вновь заполнен экспедиционной работой, изучением памятников материальной культуры в НахАССР, Зангеланском районе, Кировабаде (Гянджа) и др. районах Азербайджана.
Работа, проведенная А.Алекперовым в предшествующие несколько лет, позволила ему в том же 1935 году впервые создать этнографическую карту Азербайджана, на которой было отмечено более 5000 населенных пунктов с соблюдением координат. Она была представлена в Совет министров АзССР. В 1936 году Алекперов назначен бригадиром по составлению карты нацменьшинств Азербайджана для издаваемого Госпланом Атласа АзССР. Все это стало важным событием в развитии этнографической науки в республике и способствовало выяснению этнической территории, состава населения Азербайджана и пр.
В 1936 году по представлению квалификационной комиссии по общественным наукам Президиума АзФАН и отзыву академика Мещанинова за разностороннюю научно-организационную и научно-исследовательскую работу Президиум АН СССР присудил А.Алекперову ученую степень кандидата исторических наук без защиты диссертации. В том же году Институт антропологии, этнографии и археологии АН СССР начал подготовку справочника «Народы СССР». В связи с этим редакция справочника обратилась в АзФАН СССР с просьбой представить статью «Тюрки», в которую желательно включить краткую характеристику живущих в Азербайджане карапапахов, хыналыгцев, хапутлинцев, будугов, рутульцев и цахуров. При этом была особая просьба назначить автором статьи Алескера Алекперова. Это было признанием деятельности азербайджанского ученого на союзном уровне, а на мировом уровне внимание известных ученых привлекли его исследования в области крашеной керамики, в частности большое внимание уделялось исследованиям в Нахчыване.
Круг интересов Алескера Алекперова не замыкался только на археологии и этнографии. Так, он являлся постоянным консультантом тематических и юбилейных выставок по истории, литературе и искусству, давал квалифицированные советы по художественному оформлению театральных спектаклей. Особое место в биографии Алекперова занимает его работа по сценическому воплощению оперы. Сам Узеир Гаджибейли пригласил в качестве консультанта по внешнему оформлению оперы именно Алескера Алекперова. Значит, он был известен как знаток культуры и высококлассный специалист не только в узкой профессиональной среде. Не случайно среди его друзей были известные деятели культуры Азербайджана.
Авторы книги отмечают, что А.Алекперов как ученый, говоря современным языком, отличался креативностью: многие вопросы, касающиеся истории Азербайджана, ставились именно им, определяя тем самым будущее развитие азербайджанской исторической науки. Так, именно он впервые заговорил о Кавказской Албании, ее территории, религии, племенах, а в работе «Азербайджанцы» поднимает вопрос этногенеза азербайджанского народа, связывая происхождение современных азербайджанцев с албанскими племенами. Алескер Алекперов считается основоположником этносоциологии в Азербайджане. Так, он впервые в начале 20-х годов прошлого столетия провел опрос, составил анкетные материалы, занимался обследованием жилищных условий, состава семьи селений Джиджалы, Мишни, Минкенд, Зерти, Гаджиляр, Косалар, Абдалар Лачинского, Кяльбаджарского и др. районов Азербайджана.
Черная метка
Он также первым занялся новым направлением - историей азербайджанской науки.
В 1936 году основное внимание ученый уделяет памятникам Нахчыванского края, и надо сказать, что последние годы своей трагически завершившейся жизни он посвятил исследованию культуры крашеной керамики Нахчывана. Произведенные в этом году под его руководством исследования дали ценный результат не только для изучения истории Азербайджана, но и всего Южного Кавказа и Ближнего Востока. Крупным событием в истории советского востоковедения и археологии стал также доклад Алекперова на III Международном конгрессе по иранскому искусству.
В 1937 году Алескер Алекперов был арестован в составе большой группы сотрудников института по так называемому «делу ученых», обвиненных в принадлежности к контрреволюционной националистической организации. Алекперова в частности обвиняли в клевете на азербайджанский народ, приписывая ему при этом прошлую «связь с мусаватскими бандитами», однако он сам были убежден в том, что арест связан с неопубликованной и неоконченной к тому времени статьей «Азербайджанцы».
В ней на основании письменных источников и фольклорных данных он выясняет происхождение этого названия и высказывает ряд своих мыслей.
В сентябре 1937 года в газете «Вышка» появилась клеветническая статья «Выкорчевать до конца буржуазно-националистическое охвостье из научных учреждений», в которой автором, неким Сулеймановым, была сделана попытка создать в лице Алескера Алекперова образ врага. Обратив внимание на то, что клеветническая статья совпала по времени с написанной им, но неоконченной и неопубликованной статьей «Азербайджанцы», Алекперов написал заявление в партком Института истории, языка и литературы с просьбой привлечь автора статьи к ответственности за клевету. На состоявшемся в институте собрании ряд сотрудников (впоследствии они сами были репрессированы) высказали свое согласие со статьей. Тогда Алекперов отправил большое письмо Мирджафару Багирову, в котором убедительно доказывал свою невиновность, перечислял свои заслуги. Но что Багирову, который в своем служебном кабинете лично расстреливал своих идейных оппонентов (их имена известны), судьба человека, на котором уже поставлена «черная метка», пусть даже он и выдающийся ученый с большими заслугами, и пусть даже он невиновен. В этом письме Алекперов просил дать ему возможность продолжать научную деятельность на любой рядовой должности.
К письму он приложил законченный к тому времени свой научный труд «Азербайджанцы» (позже отдельные его части были опубликованы под другой фамилией). Надо отдать должное тем из коллег Алекперова, кто сделал попытку спасти его от тяжелой участи. 16 декабря 1937 года расширенное заседание президиума АзФАН СССР, которое вел сам председатель АзФАН, будущий академик АН АзССР А.Якубов, постановил принять Алескера Алекперова в институт старшим научным сотрудником. Однако неожиданно 30 декабря 1937 года, в самый канун Нового года, Алекперов был арестован, а с начала 1938-го уволен с работы. Следствие летом 1939 года постановило: «Алескера Алекперова за участие в антисоветской организации и агитацию заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет».
В том же году Алескер Алекперов умер в тюремной больнице от туберкулеза, но имя его не предано забвению. Его научные труды и идеи не только не потеряли своего научного значения, но и продолжают еще долго вдохновлять молодых ученых-археологов и этнографов на новые научные изыскания. Труды ученого дали толчок к дальнейшим научным исследованиям. Оставленное наследие предопределило место А.Г.Алекперова в ряду самых выдающихся представителей отечественной исторической науки, более того, нынешнюю археологическую и этнографическую школу называют именно «школой Алекперова». Участники презентации единодушно признали необходимость перевода книги об Алескере Алекперове на азербайджанский язык.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
На фото: Научный коллектив Азербайджанского государственного музея во Дворце Ширваншахов, конец 30-х годов XX века: первый справа в первом ряду Ю.Пахомов; второй ряд (справа налево): П.Фридолин (2), А.Букшпан (3), Г.Губайдулин (4), И.Мещанинов (5), И.Себликин (7), С.Ашурбейли (8); третий справа в третьем ряду - А.Алекперов.
На фото: Талыши, 1928 год
banner

Советуем почитать