• пятница, 29 Марта, 09:55
  • Baku Баку 5°C

Железный занавес здоровья

04 июня 2021 | 16:32
Железный занавес здоровья

ОБЩЕСТВО
В стремлении протолкнуть собственный продукт фармацевтическое лобби обыгрывает перспективу введения в Евросоюзе вакцинных паспортов с отметками исключительно «собственных» вакцин, а потому европейцы признают только те вакцины от COVID-19, которые производятся на локальном пространстве коллективного Запада. Но справедливо ли это по отношению к гражданам стран, где используются другие препараты, кстати, одобренные Всемирной организацией здравоохранения?
Страны Евросоюза скоро начнут принимать туристов, вот только коснется это далеко не всех. Такое заявление сделала на днях президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью The New York Times. Все 27 стран, входящие в ЕС, будут принимать граждан иностранных государств, которые продемонстрируют ковид-паспорта с отметкой о вакцинировании препаратами, сертифицированными в Европе. Как известно, в настоящее время в список вакцин, одобренных Европейским агентством лекарственных средств (EMA), входят Pfizer/BioNTech, AstraZeneca, Moderna и Johnson­&­Johnson.
Самое интересное, что население нашей страны вакцинируется рекомендованным ВОЗ препаратом CoronaVac производства китайской фармацевтической компании Sinovac Biotech Ltd. Позже началось применение вакцины Vaxzevria, производимой Оксфордским университетом в Великобритании (компания-производитель AstraZeneca), а с 18 мая – российской «Спутник V».
Понятно, что новые вводимые или планируемые правила усложняют въезд в страны лиц, не привитых допущенными там к использованию вакцинами. Решение Брюсселя включать зеленый свет только вакцинам, утвержденным EMA, многие считают дискриминационным.
Субъективные подходы недопустимы
«Деление вакцин на «свои» и «чужие» несправедливо как минимум по той простой причине, что в мире используются различные препараты и каждая страна делает свой выбор. В то же время население получает вакцины, одобренные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). И с этой точки зрения решение Европейского союза, продвигающего определенную группу вакцин, носит, с одной стороны, дискриминационный характер, а с другой – за этим шагом могут скрываться и другие причины», – сказал в комментариях корреспонденту газеты «Каспiй» председатель Общественного совета при Государственной миграционной службе АР, учредитель Евразийской платформы миграционных инициатив Азер Аллахверанов.
В свете избирательного подхода Европейского агентства по оценке лекарственных препаратов к вакцинам медики Старого Света могут руководствоваться специфическими, но понятными мотивами, полагает наш собеседник. Ведь одобрения этой организации удостоились вакцины, производимые на территории Евросоюза.
– Такая ситуация наводит на мысль, что подходы и решения европейской структуры имеют иные предпосылки, – пояснил специалист. – И мотивы эти не обязательно связаны с некими целями воздвигнуть железный занавес, оградившись таким образом от той части мира, где используются другие вакцины. Полагаю, это лишь видимая часть айсберга. Дело в том, что лекарственные препараты европейского происхождения обходятся дороже, а потому не все страны могут их закупать и не везде они продаются. Скорее всего, делая подобные заявления, в Европе также руководствуются интересами собственных производителей.
К тому же известно, что ЕС имеет тесный миграционный обмен с различными регионами мира, и естественно, для увеличения объемов производства необходимо создавать такие фильтры или использовать некие рычаги, которые позволили бы увеличить объемы производства вакцин. Упомянутый подход является одним из инструментов, которые так или иначе направлены на защиту интересов своих производителей. Однако это, конечно же, неприемлемо и недопустимо, а главное – несправедливо по отношению к другим странам. Тем более что известно об определенных нарушениях правил распределения вакцин. Немало вопросов возникает в связи с применением вакцин той или иной страны по политическим мотивам. Упомянутая ситуация наблюдается с российской вакциной «Спутник V», а также другими, которые будут производиться на территории этой страны.
Сегодня к процессу производства вакцины от коронавируса приступает Иран, а Турция уже завершает тестирование своих, продолжил А.Аллахверанов. По мере того как к процессу производства препаратов подключается все больше стран, в Евросоюзе осознают, что их продукция утратит позиции и не будет пользоваться желаемым спросом, поскольку на рынке появляются другие игроки, предлагающие качественные и недорогие вакцины. Естественно, все это не в интересах ЕС, а потому, полагает он, подходы Европейского агентства лекарственных средств по большей части диктуются приведенными обстоятельствами. Что же касается последствий, то ограничения EMA нанесут значительный урон туристическому обмену, миграционному потоку в страны Старого Света.
– Здесь может сработать эффект бумеранга, – заметил эксперт. – Ответные меры ударят по миграционным потокам из ЕС в другие страны, в отношении которых там принимаются столь жесткие меры. В ход пойдет политическая составляющая, применение новых инструментов – все зависит от того, кто и как подойдет к этому вопросу. Считаю ограничения ЕМА недопустимыми. В свете происходящего нужно вести работу с соответствующими структурами Европейского союза, в частности Еврокомиссией и Европейским агентством лекарственных средств, чтобы подобные подходы не сказались негативным образом на миграционном обмене. Кроме того, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пандемия нанесла серьезный ущерб этой сфере, а субъективные подходы усугубили ситуацию.
Между тем туристический сезон на носу, а когда именно путешественники смогут приезжать в страны Европы, зависит от решения перечисленных проблем. Какой будет политика Евросоюза в отношении тех туристов, которые привиты другими вакцинами, в Еврокомиссии не уточнили. На взгляд аналитиков, ситуация обязывает ВОЗ прийти к решению о едином вакцинном пропуске во все точки нашей планеты.
Нужен единый вакцинный паспорт
Тем временем ВОЗ пока не рекомендует странам вводить ковидные паспорта для путешественников, поскольку информации о влиянии вакцинации на распространение коронавируса недостаточно. Другая причина – физическая нехватка вакцины, что неизбежно создает неравенство. Однако выход из ситуации есть всегда, сказал в беседе с нами доктор медицинских наук, профессор Адиль Гейбулла.
По его мнению, во избежание паники и неудобств следует придерживаться золотой середины – в этом качестве может выступить единая регламентированная ВОЗ форма документа для посещения всех стран мира.
– Это серьезный вопрос, поскольку пандемия коронавируса нанесла ощутимый удар по глобальной экономике, особенно по сфере туризма, нарушив связи между странами. И хотя вакцинные паспорта по сути своей не лишены элементов социальной дискриминации, именно вакцинация является огромным достижением человечества в борьбе с постигшей мир пандемией и дальнейшими рисками. Постоянные мутации вируса ставят мир перед новыми вызовами. Человечество учится оперативно на них реагировать, и особое значение придается иммунизации населения. Ведь если вспомнить, еще в позапрошлом году ВОЗ предупреждала о десятке угроз, включая эпидемии. Однако столкнувшись с опасностью, человечество не отреагировало на нее оперативно. В первое время, когда SARS-CoV-2, вызвавший COVID-19, распространился в 42 странах, ВОЗ не торопился с оценкой пандемии, а страны мира запоздали с координацией действий для локализации инфекции. В результате мы столкнулось с глобальной пандемией, – заметил ученый.
Мир уже пережил три волны пандемии, а мутации вируса подогревают риски четвертой. В свете происходящего вакцинация – самое большое достижение, уверен наш собеседник. Различают три основных подхода к разработке вакцин в зависимости от того, что используют для иммунизации: цельный вирус или бактерию; фрагменты микроорганизма, вызывающие иммунный ответ; только генетический материал, содержащий код для синтеза конкретных белков, а не цельный вирус.
– Вакцины различаются в зависимости от подхода к их разработке. Существуют векторные, такие как AstraZeneca и «Спутник V», – рассказывает А.Гейбулла. – К типу инактивированных вакцин относятся Sinovac, QazVac. Существуют также различные формы вакцин, полученных новейшими методами молекулярной биологии – Pfizer/BioNTech, Moderna и Johnson&Johnson. Включая AstraZeneca, эти четыре вида одобренных в Европе вакцин более рафинированы и научно обоснованны.
Кстати, AstraZeneca, породившая множество различных домыслов, разработана исследователями Оксфордского университета и считается высококачественной, несмотря на слухи и рецензии. Конечно же, упомянутые препараты более научно обоснованны клиническими исследованиями, поэтому они рекомендуются к применению ВОЗ и ЕМА. Однако в сложившейся ситуации выбирать не приходится, ведь речь идет о вакцинации населения всего мира. Следует использовать любые вакцины, которые имеются, поскольку доставить своевременно ту или иную отдельно взятую в любую точку планеты просто невозможно.
Кроме того, вирус начинает мутировать. Обнаруженная в индийском варианте коронавируса двойная мутация вызывает беспокойство специалистов и пока слабо изучена. Штамм двойной мутации вирусной модификации способен уклоняться от иммунного ответа, и это увеличивает риски. Пока неизвестно, как поведет себя этот штамм – приведет ли он к четвертой волне пандемии, или же локализуется в пределах Индии. Ученые ожидают новых сюрпризов, к которым мы должны быть готовы. Вопрос вакцинации в этой связи стоит особенно остро.
Известно, что одни страны делают запасы вакцин, а другие испытывают дефицит препаратов. Справедливое распределение вакцин в рамках платформы «Ковакс» нарушается. Кстати, подобные инциденты имели место и в отношении нашей страны, но проблему удалось разрулить благодаря помощи братской Турции. В результате Азербайджан стал первой страной на Южном Кавказе, приступившей к иммунизации населения, и перечень используемых вакцин постепенно растет.
– По линии ВОЗ следует организовать справедливое распределение вакцин во всем мире, поскольку речь идет о глобальной проблеме, – настаивает профессор. – А если у какой-то страны нет средств для вакцинации населения, необходимо наладить систему поддержки. Ведь если инфицирование не будет ликвидировано во всем мире, нас ожидают новые проблемы, учитывая постоянные мутации вируса. Что же касается иммунных паспортов о наличии иммунитета, а также вакцинных сертификатов, подтверждающих вакцинацию, то применение документов такого рода не лишено социальной дискриминации. Полагаю, здесь следует избегать крайностей. Как выход, ПЦР-тесты на вирус считаются куда более надежным документом, в том числе и для выезда за пределы страны.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать