• пятница, 26 Апреля, 04:54
  • Baku Баку 16°C

Ядерный прорыв

05 апреля 2018 | 10:41
Ядерный прорыв

РЕГИОН
Как уже сообщала газета «Каспiй», накануне был дан старт строительству первой в братской стране АЭС «Аккую», благословили которое президенты Турции и России Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин, приняв в режиме видеосвязи участие в церемонии закладки фундамента первого энергоблока атомной электростанции.
Что это значит для государства, столкнувшимся с беспрецедентными вызовами, говорить излишне, впрочем, ознакомимся с позицией Эрдогана. «Нам было суждено осуществить полувековую мечту благодаря нашему серьезному подходу к этому вопросу. Через пять лет мы сдадим первый реактор АЭС, которых всего будет четыре. Думаю, что все будет закончено в срок, и этот проект пойдет на пользу нашим народам, и мы непременно станем частью семьи тех стран, которые используют ядерную энергию в мирных целях», - заявил президент Турции.
Меньше зависимости от углеводородов
Сегодня Турция развивается стремительно благодаря промышленности, потребляющей несметное количество нефти, газа и угля, а поскольку новая станция с выходом на полную мощность будет выдавать 35 млрд кВт электроэнергии, что удовлетворит 10% потребностей Турции (этого достаточно для обеспечения такого мегаполиса, как Стамбул - прим. ред.), станет возможной диверсификация источников топлива. Кроме того, сдача объекта в эксплуатацию будет солидным подарком к 100-летней годовщине создания Турецкой Республики.
По сути, создается основа для атомной промышленности, поскольку соблюдены нормы безопасности, в том числе, экологической, ведь при строительстве станции будут применяться наиболее передовые инженерные решения, экономически эффективные и надежные технологии, применяемые в самой России.
Есть еще один плюс - турки предоставили совместному проекту статус долгосрочной стратегической инвестиции, расширив для него перечень налоговых льгот и преференций, что обусловит в дальнейшем выгоду и экономическую целесообразность задумки. А вдобавок к прочему, это еще и возможность для тысяч турецких студентов попробовать себя в отрасли атомной энергетики - кстати, персонал будущей АЭС «куется» буквально сейчас, проходя обучение в ведущих российских вузах, в частности, в легендарном Московском инженерно-физическом институте, выпускниками которого являются все лучшие советские ядерщики.
Межправительственное соглашение позволяет иностранным инвесторам приобрести долю в акционерном капитале компании в размере не более 49 %, а сам проект сооружения является первым в мире для АЭС, который будет реализован по модели build-own-operate (строй-владей-эксплуатируй). Российские подрядчики принимают на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. Основной объем поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта также приходится на российские предприятия, однако в строительных и монтажных работах будет задействовано как можно больше турецких компаний.
О зряшных опасениях
Стоит заметить, что северяне неоднократно, в том числе и до обострения российско-турецких отношений в ноябре 2015 года, высказывали сомнения в политической целесообразности проекта. Отмечалась политика Турции по расширению ее влияния на Южном Кавказе, участие в маршрутах по транспортировке углеводородов в обход России (Набукко, Трансадриатический газопровод, БТД) и т.д. Выражались также опасения в начале военной ядерной программы с применением полученных турецкими специалистами АЭС знаний.
Больше всего обосновывал пессимизм Институт проблем энергетики РАН, ссылаясь на то, что этот проект якобы экономически абсолютно невыгоден для России. В частности указывалось на отсутствие финансовых обязательств со стороны Анкары, а также на то, что с высокой вероятностью все расходы будут оплачены из российского бюджета, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики, поскольку российская госкорпорация выступает основным инвестором и совладельцем новой станции, покрывая свои расходы доходами от последующей продажи электроэнергии. Основной головной болью русских «патриотов» было даже не отсутствие обязательств турецкой стороны и даже не неясность того, будет ли спрос на электроэнергию АЭС, так как станция расположена вблизи курортной зоны Анталия, где отсутствуют крупные промышленные предприятия, а на то, что граждане Турции будут бесплатно обучаться в российских вузах.
В пылу зряшной полемики эти «эксперты» забыли про фактуру, например, про то, что цена на электроэнергию зафиксирована на 25 лет, без учета инфляции доллара, роста мировых цен на электроэнергию и изменения курса валют, на то, что в соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства, а также запрет на национализацию АЭС и даже на то, что проектная компания получила беспроцентный кредит на строительство, что является беспрецедентным в практике долгосрочных международных инвестиционных контрактов.
И все же, что ни говори, ошиблось экспертное сообщество в главном - для России этот проект имеет важное геополитическое значение, что превысило все очевидные экономические минусы этой сделки. Дело в том, что Турция является членом НАТО, а ее отношения с Североатлантическим альянсом ухудшились, в том числе и прежде всего после покупки у России зенитно-ракетных комплексов С-400, а теперь еще и старт проекта «Аккую», который может окончательно испортить их, что сыграет на руку Кремлю.
Экспертное мнение
Как заявил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, России придется проявить чудеса изобретательности, чтобы профинансировать этот проект:
- Дело в том, что для его реализации в декабре 2010 года была создана проектная компания «Аккую Нуклеар», 51% в которой принадлежит российской госкорпорации, а 49% предполагалось продать турецкому партнеру. Первоначально планировалось, что совокупный акционерный капитал компании составит около $5,6 млрд. Его «Росатом» предполагал разделить с партнером пропорционально долям ($2,9 соответствует 51% «Росатома» и $2,7 млрд - доли партнеров). В соответствии с этим планом более трети средств было предоставлено из российского бюджета, остальные же средства, необходимые для ввода в эксплуатацию первого и второго блоков, планировалось привлечь у коммерческих банков и за счет экспортного кредитования под оборудование, поставляемое из Европы. А затем было дело техники - ввод в эксплуатацию первого и второго блоков должен был автоматически обеспечить самофинансирование строительства новой очереди объектов. Однако расходы «Росатома» и заключенные контракты в рамках строительных контрактов и контрактов на поставку оборудования уже превысили объем вложенных средств, что требует привлечения дополнительного финансирования, акционерного (с российской или турецкой стороны) или заемного.
Что касается возможности повторения аварии, произошедшей на АЭС «Фукусима», то следует сказать, что в связи с этим трагическим уроком в штаб-квартире МАГАТЭ были внесены изменения в требования Конвенции по ядерной безопасности, которые, судя по заявлениям менеджеров, соблюдаются при проектировании «Аккую».
Кроме того, в настоящее время братская страна на три четверти зависит от импорта энергоносителей и ежегодно тратит на эту статью расходов $60 млрд (!). Более того, надо смотреть в будущее. И поскольку атомные электростанции функционируют даже в странах с богатыми запасами нефти и газа, то Турции тем более необходимо строить АЭС.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать