• вторник, 19 Марта, 13:11
  • Baku Баку 8°C

Роковое решение,

18 октября 2017 | 18:21
Роковое решение,

Несмотря на политические катаклизмы начала XIX века, связанные с захватом и ликвидацией царской Россией Иреванского ханства, массовым переселением сюда персидских и османских армян, Иреван еще долго сохранял значение одного их центров азербайджанской культуры.
По данным Всероссийской переписи 1897 года, азербайджанские тюрки составляли 42,3% населения города. В численном эквиваленте эта цифра составляла 12359 человек.
Во второй половине XIX - начале XX века в Иреване действовали азербайджанский театр, новометодные мусульманские школы, гимназии, учительская семинария. В губернии выросло целое поколение потомственной интеллигенции. Это Мирбабаевы, Газиевы, Мирбагировы, Мамедзаде, Багирбековы, Эриванские, Топчибашевы, Муганлинские и др.
К числу известных фамилий относились и Сеидовы. Одним из видных представителей этой фамилии был Мир Гидаят Сеидов. Он родился в 1883 году (по другим данным - в 1885 году) в городе Ордубад. Сын духовного деятеля, выпускник Елизаветпольской гимназии, М.Г.Сеидов вскоре поступил на юридический факультет Казанского университета. Однако в 1907 году был исключен из вуза и арестован по обвинению в членстве в боевой дружине эсеров. Но в заключении он пробыл недолго, и в том же году за недостаточностью улик Сеидов был освобожден.
В 1917 году Сеидов вступил в партию «Мусават» и уже в ноябре того же года был избран депутатом от Иреванской губернии во Всероссийское учредительное собрание по Закавказскому избирательному округу по списку №10 (Мусульманский национальный комитет и «Мусават»).
После разгона большевиками в начале 1918 года Учредительного собрания депутаты от Южного Кавказа основали в феврале 1918 года в Тифлисе свой парламент - Сейм. Сеидов возглавлял юридическую комиссию мусульманской фракции Закавказского сейма и принимал активное участие в его работе. В этот период между азербайджанской и армянской фракциями Сейма существовали острые противоречия по вопросу о карательных действиях отступающих с Кавказского фронта армянских вооруженных формирований, которые буквально сметали на своем пути мусульманские деревни Иреванской и Елизаветпольской губерний, оказывали посильную помощь большевикам во главе с Шаумяном в захвате власти в Бакинской губернии и геноциде местного тюрко-мусульманского населения.
Только с декабря 1917-го по март 1918 года жертвами разбоев и резни, устроенных армянскими бандами в Иреванской губернии, стало население 199 тюрко-мусульманских селений. Касаясь этих событий во время своего выступления на заседании мусульманской фракции от 10 апреля 1918 года, Сеидов отмечал, что «начатая два месяца тому назад систематическая резня мусульман в Иреванской губернии продолжается беспрерывно и особенно обострилась за последние дни, о чем свидетельствуют только что полученные телеграммы».
Сеидов был прав, когда отмечал, что основной целью преступных действий армянских вооруженных формирований было очистить территории для армян-беженцев из Османской империи и создать компактное целое для будущей автономной Армении.
Как член Национального совета, созданного 27 мая 1918 года, Мир Гидаят Сеидов был избран членом президиума и вторым заместителем председателя М.Э.Расулзаде. М.Г.Сеидов был в числе 26 депутатов Национального совета, которые 28 мая 1918 года голосовали за принятие Декларации о независимости Азербайджанской Демократической Республики. Однако Национальный совет начал свою работу с принятия решения, которое впоследствии сыграет роковую роль в судьбе десятков тысяч азербайджанцев, которые не по своей воле вынуждены будут жить, а точнее выживать под властью дашнакского правительства Араратской республики, которая на протяжении 1918-1920 годов проводила политику геноцида и этнической чистки в отношении тюрко-мусульманского населения Иреванской губернии.
Решение о передаче Иревана в качестве столицы Армении было принято на заседании Национального Совета 29 мая 1918 года. В голосовании по этому вопросу участвовали 20 из 28 членов Национального совета. Из них 16 голосовали «за», 1 - «против», 3 - воздержались.
1 июня 1918 года на заседании Азербайджанского Национального совета вместе с Мир Багиром Рзаевым и Нариман беком Нариманбековым, представляющими, как и он, Иреванскую губернию, М.Г.Сеидов выразил протест по поводу уступки Иревана Армении. Однако Национальный совет без обсуждения приобщил данный протест к протоколу заседания.
На том же заседании члены Совета приняли решение об отправке делегации в Иреван в связи с вопросом об уступке города Армении и организации помощи беженцам. В состав делегации вошли вместе с М.Г.Сеидовым - М.Б.Рзаев и М.Ю.Джафаров. На следующем заседании Национального Совета, состоявшемся 7 июня 1918 года, упомянутый выше делегат от Иреванской губернии М.Б.Рзаев произнес пророческие слова: «Я уверен, что в Иреванскую губернию никто из вас не поедет, туда поедем мы, иреванцы, я и Сеидов, но просим вас об одном: образовав свой самостоятельный Азербайджан, не забудьте нас, оставленных на территории Армянской Республики».
Пророчество М.Б.Рзаева вскоре сбылось, и тюрко-мусульманское население, оставшееся в границах Араратской республики, подверглось (дашнаки находились у власти до конца ноября 1920 года) непрекращающимся на протяжении 30 месяцев адским страданиям.
В газете «Азербайджан» от 14 января 1919 года был опубликован доклад представителя землячества мусульман Иреванской губернии Мир Гидаята Сеидова председателю Совета министров Азербайджана Ф.Х.Хойскому, в котором описывалось трагическое положение тюркского населения Армении. В докладе в частности отмечалось, что под предлогом сопровождения армян-беженцев в Иреванскую губернию на помощь армянским войскам, воюющим с мусульманами этой губернии, направляется со своим отрядом Андраник. При этом армянские беженцы, являющиеся турецкоподданными, размещаются в населенных мусульманами местах, которые, в свою очередь, выдворяются силой оружия. В документе также сообщалось, что после вывода турецких войск из Нахчывана и Шарура мусульманское население этих уездов провозгласило создание Аразской Республики. Отдельно в докладе нашло отражение тяжелое положение населения Ордубада, которому также угрожало физическое истребление со стороны вооруженных сил Армении и банд Андраника. В конце доклада выражалась твердая уверенность, что правительство Азербайджана примет экстренные и решительные меры к тому, чтобы население перечисленных районов Иреванской губернии «не было истреблено, разгромлено и разогнано», пришлет необходимое количество войск, а также посредством прессы «сообщит о горестном положении мусульманского населения губернии всем государствам и народам».
Надо отметить, что после основания Азербайджанского парламента в начале декабря 1918 года Мир Гидаят Сеидов, как член распущенного Национального совета, был кооптирован в его состав. Однако Сеидову, в силу непрекращающихся нападений армянских вооруженных формирований на приграничные с Арменией селения самопровозглашенной в ноябре 1918 года Аразской Тюркской Республики, постоянно приходилось быть в Ордубаде, где он возглавлял Национальный совет обороны. Поэтому 5 февраля 1919 года парламент, ввиду двухмесячного отсутствия Мир Гидаята Сеидова в его работе, принял постановление о выводе его из состава высшего законодательного органа страны.
В марте 1919 года Мир Гидаят Сеидов скоропостижно скончался. 6 марта 1919 года на очередном заседании парламента его председатель Гасан Агаев, ставя в известность членов законодательного органа об этой безвременной утрате, скажет: «Я хотел бы довести до вашего сведения, что за последние дни азербайджанские тюрки понесли потерю в лице своих достойных общественных деятелей. Один из них - наш товарищ, общественный работник, член бывшего Национального совета Мир Гидаят Сеидов. Предлагаю почтить память их вставанием».
Так безвременно оборвалась жизнь одного из известных представителей азербайджанской интеллигенции, который стоял у истоков независимости Азербайджана и отдал свою короткую, но очень яркую жизнь борьбе за сохранение независимости и территориальной целостности первой Азербайджанской Республики.
Ильгар НИФТАЛИЕВ,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАНА
banner

Советуем почитать