• пятница, 26 Апреля, 18:14
  • Baku Баку 22°C

Три феномена «Великолепного века»

08 мая 2013 | 15:54
Три феномена «Великолепного века»

Не думаю, что ошибется тот, кто назовет турецкий сериал «Великолепный век» (Mohtasham Yuzil) мировым мегахитом 2012 года. Эта лента еженедельно демонстрируется на телеэкранах Турции, Азербайджана, России, Греции, Чехии, Украины, Словакии, Болгарии, Казахстана, в целом в 42 странах мира. В Турции фильм идет на канале Star, в России – на телеканале «Домашний». В Казахстане он называется «Сулейман Великолепный». В общем, фильм смотрят почти 150 млн. зрителей по всему миру.
Действие сериала разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе огромного государства стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, а империей, как писали в то время европейские гости султана и послы, фактически правила его любимая жена Хюррем султан, роль которой блистательно исполняет в фильме Мерьем Узерли. В роли Сулеймана Первого - не менее блистательный актер Халит Эргенч.
Сулейман, ставший султаном в 26 лет, называл себя так: «Правитель тридцати семи королевств, повелитель государств римлян, персов и арабов, владыка моря Средиземного и Черного, достославной Каабы и пресветлой Медины, великого Иерусалима и трона Египетского, Йемена, Адена, Саны, Багдата, Басры Аль-Ахсы и городов Нуширивана, Азербайджана, Алжира, земель татарских и степей Кыпчакских, Луристана, Курдистана, Анатолии, Румелии, Карамана, Валахии, Молдавии, Венгрии и многих других земель и царств. Султан и падишах». В исламском мире султан получил прозвище «Кануни» за его приверженность законности в государстве.
Фильм режиссеров братьев Тайлан привлекает внимание тем, что удивительным образом отвечает на современные вызовы времени. Ведь сериал вызвал раздражение именно современных политиков, а не историков, прекрасно понимающих, что любое художественное произведение не может в точности повторять исторические факты.
Феномен первый: турецкая толерантность
В Армении турецкий сериал не показывают, хотя, конечно, жители этой страны могут видеть русскоязычный вариант фильма. Увидев, окажутся в шоке, так как поймут, что турки совсем не такие, как врут армянские политики. Если посмотрят, то убедятся в существовании исторического Азербайджана с его правителями и территорией, причем об армянском государстве в истории того времени не говорится ни слова. В Ереване предпочитают голословно утверждать, что впервые азербайджанское государство создано в XX веке.
Оказывается, ближайшим другом детства и впоследствии Великим Визирем империи был урожденный христианин Тео, принявший в султанском дворце ислам и имя Ибрагим. Паргалы (выходец из Парги) Ибрагим-паша родился в 1493 году в Греции. В детстве он был похищен пиратами и продан в рабство во дворец в Манисе в Западной Анатолии, где его привлек к себе принц Сулейман. Став султаном, он привез Ибрагима в Стамбульский дворец Топгапы.
Ибрагим после вступления Сулеймана на Османской престол был удостоен различных званий. Был блестящим полководцем, переговорщиком и дипломатом, доказал свое мастерство на многочисленных дипломатических встречах и в военных кампаниях. В знак уважения к Ибрагиму, Сулейман якобы поклялся, что этот человек никогда не может быть казнён во время его правления. Влияние Ибрагима в империи было почти столь же абсолютным, как и самого Сулеймана.
Но в отличие от показанного в фильме, Ибрагим паша не женился на сестре султана Хатидже. У Султана Сулеймана не было сестры с таким именем.
Вторым теневым правителем Османской империи была украинская христианка Александра Лисовская, дочь священника. Европейские купцы и послы многие свои дела проворачивали в Турции руками Хюррем, прозванной в Европе Роксоланой. Ее, попавшую в детстве в турецкое рабство, взял в гарем Ибрагим паша, но красавица быстро завладела сердцем султана, родила ему пятерых детей и даже стала законной женой, что оскорбляло дворцовую традицию того времени.
Александра, конечно, приняла ислам, а влюбленный нее по уши Сулейман назвал ее Хюррем (Радостная). Постепенно эта женщина прибрала к своим рукам все бразды правления во дворце и империи для того, чтобы возвести на престол старшего сына. Согласно сценарию фильма, Сулейман приказал задушить Ибрагима, попавшись на удочку Хюррем, своими интригами уничтожавшей всех конкурентов. Поскольку Сулейман поклялся не отнимать жизнь у Ибрагима во время своего правления, у имама он получил фетву, позволявшую ему отказаться от своей клятвы в обмен на строительство мечети в Константинополе.
Сулейман впоследствии сильно жалел, что приказал задушить Ибрагима. Горькое сожаление султана о содеянном нашло отражение в его стихах, в которых даже спустя 20 лет он писал на темы дружбы и доверия.
Об особой роли христианских купцов, ювелиров и врачей в жизни Османской Турции повествуют другие эпизоды фильма. Когда во время восстания янычары разгромили лавки иностранных торговцев в Стамбуле, султан Сулейман, лично обезглавив командира отряда, приказал компенсировать иностранцам все потери.
В фильме не раз показаны врачи, купцы, наложницы в гареме, ювелиры, владелица публичного дома – греки, балканцы и армяне, игравшие немалую роль в явном или скрытом управлении Османской империей. И как это непохоже на то, что распространяют сегодня по миру армяне!
Феномен второй: провинциализм азербайджанских политиков
Значительное место в сериале уделяется войнам османов с персидскими шахами. Действительно, две империи-соседки большую часть своей истории враждовали, иногда отчаянно воевали, причем чаще побеждали турки, артиллерия которых на ту пору была сильнейшей в мире.
Естественно, что Сулейман и его любимый визирь нелестными словами отзывались о персидском шахе Тахмасибе, а в одной из серий Ибрагим паша своими руками вспорол живот азербайджанскому хану - вассалу Тахмасиба, выразившемуся неуважительно в отношении султана. В фильме Ибрагим паша сказал примерно следующее: «Ни один османский бек не станет называть этого рогоносца шахом». На что шах Тахмасиб, говорят историки, ответил: «Кто были твои предки, ничтожества и идиоты, и сами породнились с христианскими рабынями».
В других сериях одной из любимых наложниц Сулеймана оказывается персидская принцесса из рода Сефевидов - шпионка Фируза, изобличенная всевидящей Хюррем.
«Антиазербайджанская линия» сериала вызвала гнев бакинских политиков, обрушившихся с обвинениями на авторов фильма. Так, по словам председателя молодежной организации Партии Движения национального возрождения Сеймура Гасанли, заявления, звучащие в фильме, являются провокацией. При этом он утверждает, европейские державы старались вбить клин между Османским и Сефевидским государствами.
По словам Гасанли, пора бы взглянуть на происшедшие исторические события со стороны, без каких-либо предвзятостей. «Сегодня, когда отношения между Азербайджаном и Турцией демонстрируют образец настоящего братства, показ подобных сериалов, содержащих провокационные высказывания, демонстрирующие политику противопоставления этих двух стран, вызывает только сожаление»,- укоряет создателей фильма политик. Солидарность с ним выразили также некоторые другие его коллеги.
Очевидно, им невдомек, что во-первых, целью киношников является не укрепление братства между народами, а изготовление хорошо продаваемого продукта, в чем турки преуспели. А во-вторых, история полна противоречивых свидетельств, некоторые из которых далеки от действительности. И единственное, что историками не оспаривается, – это факт длительных и кровопролитных войн между двумя державами - Османской Турцией и Персией, около половины граждан которых были и остаются этническими турками.
Феномен третий: неискренность турецких политиков
Неожиданно на авторов сериала обрушился с резкой критикой премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, между прочим, прозванный политическими противниками новым султаном. Эрдоган ссылался на заявление Верховного совета турецкого радио и телевидения, согласно которому к ним поступило свыше 70 тысяч жалоб на то, что в сериале «Великолепный век» искажаются исторические факты. Премьер-министр считает, что в фильме «пытаются показать молодежи историю Турции в негативном свете».
Осталось в памяти высказывание премьера, сказавшего, что Сулейман Кануни всю жизнь провел в седле, руководя победоносными сражениями. Он заявил, что ожидает мер судебного порядка в отношении создателей фильма, «осуждает авторов сериала и владельцев телеканала перед всем турецким народом», и отметил, что хотя ранее об этом были сделаны предупреждения, все остается по-прежнему.
«У нас не было такого наследника престола. Мы не знаем такого султана Сулеймана.
30 лет своей жизни он провел верхом на лошади, а не во дворце, как нам показывают в сериале. Показывая Сулеймана влюбленным женолюбцем, жертвой интриг Хюррем, авторы фильма оскорбляют величие Османской империи», - сказал Эрдоган.
А депутат парламента от правящей Партии справедливости и развития Октай Сарал сообщил, что депутаты от партии подготовили предложение, по которому в начале 2013 года показ этой картины будет приостановлен.
Действительно, батальные сцены и войны в фильме занимают не главенствующее место, хотя о победных кампаниях Сулеймана в сериалах показывают немало. Но до выхода на экраны «Великолепного века» никто в Турции не оспаривал печальный факт упадка Османской империи именно по причине увлеченности султанов роскошью, поэзией, вином и женщинами.
Недовольство Эрдогана сериалом широко освещалось в прессе. При этом подчеркивалось, что за ширмой неприятия его фильма кроется ненависть к политическому наследию основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.
Эрдоган провозгласил иной путь развития, нежели основатель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. Последний признавал, что турки были лишь одним из многих народов, определявших развитие Анатолии. Ведь тюркоязычные кочевники из Средней Азии подарили название этой местности только после их великой победы над Византией в 1071 году. «Именно благодаря мультикультурному наследию Анатолии возникла современная Турция», - наставлял Ататюрк своих сограждан. Эрдоган же ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и, таким образом, всего турецкого государства.
Кямал Алиев
P.S. Описание внешности Сулеймана в то время приводит венецианский посол Брагадин в своем письме, датированном 9 июня 1526 г.: «Ему тридцать два года, у него смертельно бледный цвет кожи, орлиный нос и длинная шея; с виду он не слишком сильный, однако рука у него очень сильная, что я заметил, когда целовал ее, и говорят, что он может согнуть лук, как никто больше. По своему характеру он меланхоличен, очень неравнодушен к женщинам, великодушен, горд, вспыльчив и вместе с тем иногда очень нежный».
banner

Советуем почитать