• суббота, 20 Апреля, 08:48
  • Baku Баку 14°C

В священный день

11 марта 2015 | 10:49
В священный день

ПЕРСПЕКТИВЫ
Строительство турецкого участка Трансанатолийского газопровода начнется 17 марта - в последний «священный» для большинства тюркских народов вторник перед Новруз байрамы.
Судя по словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, эта дата станет отправной в счастливой истории трубопровода, над которым долго ломала голову политическая элита Старого Света. Вообще-то, основная часть прокладки проекта TANAP как раз предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шахдениз» от грузино-турецкой границы до западных границ Турции.
Стоимость проекта оценивается в $10-11 млрд., может, чуть больше, с учетом удорожания технологий и работ. В рамках строительства газопровода TANAP 14 октября прошлого года в Анкаре состоялось подписание контрактов на поставку труб с шестью турецкими и одной китайской компаниями, которые стали победителями ранее объявленного тендера. Это консорциумы компаний «Mannesmann-Noksel-Erciyas», «Ümran-Emek», компания «Tosçelik Profil ve Sac Endüstrisi», а также китайский подрядчик «Baosteel Europe».
Суть вопроса
Излишне раздутая видимая конкуренция между европейским проектом Nabucco и российским проектом «Южный поток» на среднем и южном европейском газовом рынке неожиданно для многих завершилась появлением третьего игрока. И им стал Азербайджан, сделавший весомую заявку на превращение в самостоятельного игрока на газовом рынке в «футболке» под номером 9. На фоне газетного и телевизионного, а также дипломатического шума он подписал несколько лет назад меморандум о взаимопонимании с Турцией насчет реализации нового проекта TANAP, в котором доля нашей страны составляет 80%. Внезапное детище, заявленной ресурсной базой которого станет вторая очередь газового месторождения «Шахдениз», практически «закрыло» для сторонних наблюдателей проект Nabucco, увеличив вероятность строительства «Турецкого потока». В связи с этим турецко-азербайджанский газовый пакт оказывает существенное влияние на газовый рынок не только России с Украиной и Южной Европы, но и всего Старого Континента.
Приоритет местному решению
В отличие от Ливии, Алжира, той же России, Азербайджан новичок на мировом рынке газа. Еще в середине прошлого десятилетия страна была вынуждена импортировать газ из России, а ее собственная добыча в 2004 году составляла всего лишь 4,6 млрд. куб. м, что едва покрывало внутренние потребности в голубом топливе. Однако освоение новых месторождений на шельфе Каспийского моря с доказанными ресурсами около 3 трлн. кубов позволило быстро нарастить обороты, и уже в 2010 году страна добыла 26,2 млрд. кубометров газа, из которых почти 16.7 млрд. куб м пришлось на товарный газ.
Вообще до 2010 года местная газовая промышленность находилась как бы в двойственном положении. С одной стороны, покупатели, можно сказать, выстраивались в очередь - помимо традиционных потребителей, неподдельный интерес к приобретению стратегического товара проявляли различные европейские и ближневосточные страны, не говоря о бывших странах СССР на европейской его части. Каспийские месторождения рассматривались в качестве основного ресурса для множества проектов. Среди них можно назвать такие газопроводы, как Nabucco, ITGI (итальянско-греческий интерконнектор), TAP (Трансадриатический газопровод), грузино-румынский AGRI, украинский проект строительства LNG-терминала. Если собрать воедино все эти проекты, получалось, что спрос на азербайджанский газ со стороны внешних покупателей мог достигнуть 45-60 млрд. куб м в год к 2020 году. Но с другой стороны, большинство этих проектов находились только на бумаге. К тому же они предполагали весьма ограниченную роль Азербайджана, который должен был продавать добытый газ на своей границе.
В то же время вопрос о направлениях внешних поставок газа приобретает для нашей страны важнейшее значение. По последним прогнозам, в 2015 году объем добычи в стране предполагается довести до 30 млрд. куб м, а к 2020 году, в связи с вводом в строй ряда новых месторождений, этот показатель может возрасти до 45-55 млрд. куб м, из которых порядка 25-35 млрд. куб м можно будет экспортировать. Но для этого надо было решить, кому и каким образом следует поставлять этот газ.
Реальное братство
В течение последнего времени национальное правительство проводило переговоры по газовым вопросам и с Россией, и с Европейской комиссией, но логический естественный выбор был сделан в пользу сотрудничества с братской Турцией - страной, наиболее близкой к Азербайджану в национальном и культурном плане. Еще в апреле 2011 года SOCAR и турецкий оператор трубопроводных сетей BOTAS подписали соглашение об условиях транзита азербайджанского газа через Турцию. Изначально рассматривался вопрос о модернизации существующих мощностей турецкого партнера для организации транзитных поставок, позднее этот вариант был признан неприемлемым, так как не обеспечивал достаточный объем прокачки. В итоге в конце декабря 2011 года был подписан двусторонний меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить новый газопровод для поставок азербайджанского газа в Европу. Таким образом, официальный Баку впервые получил возможность для прямых поставок своего газа непосредственно европейским потребителям. Братская страна тоже не осталась внакладе - помимо 20% акций и того, что оператором газопровода будет компания BOTAS, официальная Анкара будет получать дополнительно 6 млрд. куб м. газа в год, причем по достаточно льготной цене. А там уже ее дело - использовать голубое топливо для нужд развивающейся промышленности либо перепродавать состоятельным европейским покупателям.
Не забывать о Европе
Сейчас рассматриваются три возможных пути поставок на европейский рынок азербайджанского газа. Первый - проект ITGI, который продвигают греческая компания DEPA и итальянская Edison. Он предусматривает строительство подводного газопровода, соединяющего Грецию и Италию, мощностью 8 млрд. куб м. в год. В рамках второго проекта TAP, инициаторами которого являются норвежская Statoil, немецкая E.ON и швейцарская EGL Group, газопровод мощностью 10-20 млрд. куб м в год предполагается проложить из Греции в Италию через Албанию. Преимущество обоих вариантов в том, что они предусматривают использование уже существующего турецко-греческого интерконнектора с пропускной способностью 13 млрд. куб м газа в год, используемый лишь на 8% оптимальной мощности.
Третий вариант в сентябре 2011 г. предложила британская компания bp, оператор проекта разработки месторождения «Шахдениз». В соответствии с ним, TANAP предлагается прокладывать не к греческой, а к болгарской границе, чтобы затем поставлять газ в Болгарию, Румынию, Венгрию и, возможно, Хорватию. Мощность этого газопровода, получившего название South-East Europe Pipeline (SEEP), на первых порах может составить 10 млрд. куб м в год, а затем быть расширена. Помимо азербайджанского, bp предлагает закачивать в эту трубу туркменский, иракский, а в перспективе и иранский газ.
Есть еще альтернативные варианты наподобие строительства подводного газопровода через Каспийское море для транспортировки туркменского газа, подключения к Nabucco североиракских и даже иранских месторождений, но на сегодняшний день все они выглядят весьма сомнительными. Nabucco, впрочем, всегда был больше политическим проектом, чем коммерческим предприятием. Решение Азербайджана о самостоятельном экспорте своего газа через Турцию окончательно лишает его экономического смысла. При этом TANAP «закрывает» не только Nabucco. Под большим вопросом оказывается также реализация LNG-проектов на Черном море, будь то AGRI или строительство терминала в Украине. Кстати, характерно, что в комментариях европейских СМИ по поводу азербайджано-турецкого соглашения ни о том, ни о другом проекте вообще не упоминалось.
С учетом уже существующих трубопроводов строительство TANAP позволит нашей стране экспортировать не менее 23-25 млрд. куб м в год с 2017 года и около 32 млрд. куб м после ввода в строй второй очереди TANAP.
Есть еще одно преимущество - TANAP ни в коей степени не отменяет «Турецкий поток», поскольку братская страна дала официально разрешение России на прокладку подводного газопровода в своей экономической зоне в Черном море.
По оценкам европейских аналитиков, «зеленый свет», данный Турцией TANAP и «Турецкому потоку» на фоне фактического «красного света» на пути Nabucco, не случайный. Прежде всего, Азербайджан все больше позиционирует себя как самостоятельная сила в регионе, руководствующаяся в своей политике только собственными интересами. Очевидно, что строительство вполне реального TANAP оказалось выгоднее для национального правительства, чем «вечно перспективные» иные проекты.
Первоначальная пропускная способность трубопровода, как ожидается, составит 16 млрд. кубических метров газа в год. Около шести млрд. кубометров будет поставляться в Турцию, остальное - в Европу. В Турцию газ попадет уже в 2018 году, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года.
Кстати, все компании, которые примут участие в строительстве и снабжении проекта TANAP в Турции, освобождены от НДС.
Ульви ЯГУБОГЛУ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать