• четверг, 25 Апреля, 06:15
  • Baku Баку 14°C

Жизненный ресурс

22 июня 2020 | 19:00
Жизненный ресурс

НАУКА
Об этом заявила глава Общества культурной дипломатии и бывший исполнительный директор американского некоммерческого фонда «Карабах» Диана Коэн Альтман в статье, опубликованной в самой читаемой англоязычной газете Израиля The Jerusalem Post. В своем материале она ссылается на исследования израильских и азербайджанских ученых в области изучения секретов долголетия.
В Азербайджане много людей в возрасте 90 лет и старше, журналист поделилась информацией о своих интервью о долголетии со специалистами различных областей. В статье также говорится, что изучение долголетия с помощью междисциплинарных подходов является одним из приоритетных направлений ученых Института физиологии имени академика Абдуллы Гараева (ИФ) НАНА.
Диана Коэн Альтман неоднократно была в Азербайджане, где встречалась с различными государственными и общественными организациями и активно распространяла правду об Азербайджане в мире. С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте www.jpost.com.
Эволюционная расплата?
Долгожительство в Азербайджане действительно популяционный феномен. По словам директора ИФ, доктора биологических наук Улдуз Гашимовой, каждый биологический вид имеет свой жизненный ресурс. «Прежде всего, - сказала она, - хочу пояснить, что следует понимать под «популяцией с высоким индексом долголетия». Люди, дожившие до весьма преклонного возраста и даже перешагнувшие 100-летний рубеж, встречаются во всем мире, причем глобальная демографическая тенденция такова, что их число постоянно возрастает, особенно в развитых странах. При этом есть редкие регионы, где у коренного населения исторически прослеживается повышенная частота случаев долгожительства, т.е. долгожительство в этих регионах представлено как популяционный феномен. Азербайджан относится к таким регионам, и именно наличие таких ресурсных возможностей во многом определяет особую актуальность и перспективы геронтологических исследований в нашей стране. Отсюда и повышенный интерес специалистов к нашему региону».
А интерес этот очень четко проявился еще в 80-е годы прошлого века в рамках советско-американского академического проекта по изучению феномена популяционного долгожительства, в котором участвовали Институт геронтологии АМН бывшего СССР (в настоящее время Институт геронтологии АМН Украины), Институт антропологии МГУ им.М.Ломоносова и Институт человека США, когда было проведено комплексное медико-биологическое и социально-этнографическое исследование населения ряда районов Азербайджана. Институт физиологии являлся не только непосредственным участником, но и координатором этого международного проекта в стране. Результаты этих исследований, опубликованные в ряде статей и сборниках, имели большой резонанс в научных кругах. К сожалению, в связи с развалом бывшего СССР работы в рамках этого уникального проекта были прерваны, и начиная с 1992 года популяционный аспект долгожительства разрабатывался в весьма ограниченном объеме силами только небольшой институтской лаборатории.
Ситуация в корне изменилась в конце 2014 года, когда с учетом современных демографических тенденций и уникальных ресурсных возможностей Азербайджана для комплексного изучения феномена долгожительства это направление было объявлено одним из приоритетов азербайджанской науки на ближайшие 10 лет. ИФ было поручено разработать пятилетнюю программу по исследованию физиологических и молекулярно-генетических механизмов старения, в которой значительное место отводилось медико-биологическим исследованиям популяций с высоким индексом долгожительства.
Существует ли общая теория, почему мы стареем и умираем? Есть ли у геронтологии какое-то общее понимание, почему вообще живые существа стареют? По мнению некоторых ученых, это может быть эволюционной расплатой за что-то. Однако профессор Гашимова с этим категорически не согласна. По мнению ученого, старость - это эволюционная расплата. «Существует мнение, - пояснила она, - что трудности при родах - это тоже расплата за то, что человек «посмел» подняться с четвероногого положения. Можно много спекулировать по этому поводу. А истина в том, что любая живая система может видоизменяться, переходить из одной формы в другую, но существовать вечно не может. Смерть - это естественный процесс, закодированный в наших генах. Каждый биологический вид имеет свой, отмеренный ему природой, жизненный ресурс. В отношении человека как биологического вида предполагается, что продолжительность его жизни составляет примерно 120 лет. Данные о людях, преодолевших 120-летний рубеж, пока не получили четкого документального подтверждения».
Пирамида превращается в прямоугольник
Сегодня демографическую картину мира определяют две основные тенденции: первая заключается в том, что неуклонно растет средняя продолжительность жизни. Соответственно в возрастной структуре населения неуклонно возрастает доля категорий, включающих лиц старше 60 лет, особенно лиц, перешагнувших столетний рубеж.
С другой стороны, резко падает рождаемость. Согласно прогнозам ООН, в ближайшие 40-50 лет население планеты будет увеличиваться уже не за счет рождаемости, как это происходило раньше, а главным образом благодаря тому, что люди будут жить дольше. В последующие десятилетия в мире ожидаются существенное замедление роста народонаселения, а затем значительное его сокращение. В частности, сравнительно недавно в престижном научном журнале Nature были опубликованы данные, согласно которым к концу нынешнего века ожидается сокращение населения планеты, которое уже к середине следующего века будет составлять только половину сегодняшней его численности.
В течение всей истории человечества в возрастной структуре населения доля детей раннего возраста была наибольшей, а доли последующих возрастных категорий уменьшались по мере увеличения возраста. Соответственно народонаселение по форме напоминало пирамиду, основание которой составляли дети до пяти лет, а на вершине находились 70-80-летние. Сегодня в развитых странах численность 5-летних и 45-летних примерно одинакова. Согласно прогнозам, в недалеком будущем тех, кому за 80, будет примерно столько же, сколько детей младше 5 лет. Иными словами, пирамида народонаселения постепенно превращается в прямоугольник. Подобные демографические тенденции, которые особенно характерны для развитых стран с высоким индексом человеческого развития, в той или иной степени прослеживаются практически во всех регионах мира. Различия касаются только темпа и скорости процесса демографической трансформации.
Объясняется такая трансформация пирамиды очень просто: люди стали дольше жить благодаря новым технологиям, правильному образу жизни, современным лекарственным препаратам, которые позволяют успешно бороться с хроническими заболеваниями, с которыми ассоциируется старость. Одновременно снижается рождаемость, даже в таких традиционно многодетных странах, как Индия и Пакистан. Существует так называемый порог воспроизводства населения. Для того чтобы его обеспечить, среднестатистическая семья должна иметь как минимум двоих детей. Однако сегодня в Японии среднестатистическая женщина имеет лишь 1,25 ребенка, в Австрии - 1,5, в Иране - 1,75, что достаточно лишь для того, чтобы «воспроизвести» себя, но не супруга.
В мировой демографической практике существуют ряд показателей, позволяющих охарактеризовать возрастную структуру населения конкретной страны. Например, страна относится к разряду «демографически стареющих», если доля людей 65 лет и старше в общей численности населения превышает 15%. Согласно данным переписей конца XX - начала XXI века, эту границу перешли практически все экономически развитые страны. Удельный вес населения 60 лет и старше составил там 20% и, согласно прогнозам, к середине нашего века повысится до 32%. Численность этой возрастной группы уже превысила численность детей и ожидается усиление данной тенденции. Предполагается, что в этих странах к 2050 году на одного ребенка будут приходиться два пожилых человека.
Процесс неизбежный и неотвратимый
Согласно отчету ООН относительно прогнозов по Азербайджану, к середине XXI века доля лиц старше 65 лет в нашей стране утроится по сравнению с уровнем 2000 года. Это реальность, к которой следует готовиться. Необходимо, по мнению экспертов, разрабатывать соответствующие государственные программы, направленные на повышение качества жизни и активного долголетия с использованием современных технологий предупреждения и лечения возраст-ассоциированных болезней.
Американские ученые считают, что скорость старения зависит больше от окружающей среды, чем от генов, и поэтому на нее можно воздействовать. Конечно, в первую очередь следует правильно питаться, не курить и заниматься спортом. Однако нередко и этого оказывается недостаточно для того, чтобы замедлить наступление старости, ведь старость - это определенный и закономерный этап индивидуального развития. Когда мы говорим о необходимости отсрочить или замедлить наступление старости, мы имеем в виду ее наступление раньше отмеренного нам природой срока. Сегодня набирает темпы так называемая антивозрастная медицина, которая ставит своей целью своевременное выявление риска развития возраст-ассоциированных заболеваний. Таких, как диабет, инфаркт миокарда, атеросклероз, онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера и др., с тем, чтобы назначить профилактическое лечение, сдерживающее развитие того или иного заболевания. «Думаю, что сегодня нашим здоровьем вполне можно управлять, своевременно выявляя нарушения в организме и применяя современные медицинские технологии для их коррекции. И это в основном зависит от нас самих. Научно доказано, что регулярная физическая активность, здоровое питание, ограничение калорий, своевременная диагностика и предупреждение болезней, прием антиоксидантов и ряда других биологически активных средств способны обеспечить качественное долголетие», - заключила Улдуз Гашимова.
Если каждому из нас повезет, мы доживем до глубокой старости в ясном уме, сможем максимально долго заботиться о себе и вести активный образ жизни. Конечно, старение - процесс неизбежный и неотвратимый, но многие состояния и заболевания, традиционно связанные со зрелым возрастом, можно если не совсем предотвратить, то существенно отодвинуть их начало... Однако, как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» известный российский геронтолог, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, член-корреспондент РАН, главный специалист по геронтологии и гериатрии Санкт-Петербурга, президент Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии (2011-2015 гг.), профессор Владимир Хавинсон, стопроцентно выверенного сочетания приемов, которые помогут каждому дожить даже до 100 лет, нет ни у одного ученого или врача в мире. До сих пор не доказано, что витамины, гормоны, антиоксиданты, методы генной инженерии или хирургические процедуры могут существенно замедлить процесс старения. Однако есть масса исследований, доказывающих, что поведенческие факторы риска (нерациональное питание, курение, алкоголь и другие) могут значительно ускорить этот процесс. «Здоровое рациональное питание позволит избежать избыточного веса, который может стать серьезным испытанием во взрослом возрасте для сердечно-сосудистой системы, печени, суставов. Именно поэтому врачи рекомендуют с детства избегать сладкого и вообще сахара, легко усваиваемых углеводов, следить за тем, чтобы в день употреблять не больше 5 г соли. Избегать также стоит фастфуда, жирных и копченых продуктов. Врачи рекомендуют употреблять мясо птицы, рыбу, овощи, свежие фрукты, оливковое масло, отмечая при этом, что питание должно быть сбалансированным. Но не стоит переедать. Избыточная масса тела и ожирение - это всегда большой стресс для всех систем организма», - резюмирует ученый.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать