• пятница, 26 Апреля, 11:25
  • Baku Баку 12°C

Пешки в большой шахматной игре

25 апреля 2014 | 13:47
Пешки в большой шахматной игре


В минувший вторник вице-президент США Джозеф Байден прилетел в Киев. Официальным поводом для визита второго в государственной иерархии Соединенных Штатов человека стала так называемая «деэскалация конфликта на юго-востоке» с помощью «инклюзивных женевских соглашений» подписанных 17 апреля. Как было заявлено ранее, Д.Байден приехал в столицу Украины, чтобы продемонстрировать поддержку нынешнему украинскому руководству со стороны Вашингтона. В ходе встречи с депутатами и тремя кандидатами на пост главы Украины вице-президент заявил, что «США хотят быть партнером и другом Украины и не допустят раздела территории Украины». Тем временем на юго-востоке страны продолжаются массовые акции протеста, участники которых требуют от киевских властей проведения референдума о федерализации.

Своими прогнозами о развитии ситуации в Украине на ближайшую перспективу с газетой «Каспiй» поделились российские политологи - заместитель директора Агентства по прикладной и региональной политике Дмитрий Белоногов и главный научный сотрудник Российского Института политических инноваций, доктор исторических наук Андрей Голубев.
- Какие политические и экономические последствия будет иметь для Украины визит в Киев Джозефа Байдена?
Дмитрий Белоногов:
- Визит вице-президента США в Киев показал, что пока Запад преследует одну цель - подавить протестное движение на юго-востоке страны. Поэтому в ближайшее время правые националистические движения получат значительную морально-политическую поддержку Запада. Почему? При слове «национализм» у любого европейского, то есть политкорректного чиновника на лице появляется специфическая гримаса. Дело в том, что политики националистического направления ввиду их постоянных нападок на саму идею общеевропейского единства на либерально-демократической основе вызывают хроническую головную боль у европейских чиновников и парламентариев. Однако когда такие же «этнодемократы» начинают выходить за все мыслимые рамки законности в Прибалтике, в Молдавии или на Украине, на лицах тех же чиновников и политиков из ЕС под дежурной маской недовольства обнаруживается невольная радость, а скорее злорадство. Мол, нечего тревожиться по поводу националистических эксцессов в странах Восточной Европы, лежащих прямо на «линии Хантингтона», отделяющей «просвещённый» Запад от «варварского» Востока. Но на Украине после переворота 21-22 февраля эти игры поощряемой Западом местной этнодемократии стали принимать настолько отталкивающие формы, что им активно воспротивилось гражданское население многомиллионного русского и русскоязычного населения. Это ненасильственное сопротивление киевским узурпаторам в полной мере проявило себя в Крыму, а затем перекинулось на юго-восточные промышленные области Украины - в историческую Новороссию.
Андрей Голубев: - Украинские национал-патриоты не понимают, что они выступают пешками в «большой шахматной игре», разворачивающейся в соответствии с новой имперской стратегией США. В том смысле новой, что если старые империи западных держав расширялись путем захвата колоний, то новая глобальная империя пошла по пути захвата суверенитетов новых независимых государств, а также умов их граждан. Сначала местные олигархические элиты захватывают государство и его казну, после чего эти нищающие государства попадают под присмотр МВФ и других транснациональных финансовых организаций, озабоченных якобы реформированием политической и экономической жизни в этих странах. И, наконец, всё заканчивается фактической потерей национального суверенитета, и страна попадает в сферу влияния новой глобальной империи.
Дмитрий Белоногов: - Эта стратегическая комбинация является универсальной. Схема расчленения многонациональных государств и захвата их суверенитета происходит путем насаждения зависимых от Запада национальных элит и западных стандартов. И всякое очередное общественно-политическое потрясение на постсоветском пространстве продвигает альянс западных банков, ТНК и НАТО всё дальше на восток. Разумеется, Россия не может спокойно наблюдать за этим процессом. Поэтому Президент Владимир Путин молниеносно принял жесткое и прагматичное решение, когда за несколько дней до референдума в Крыму ввел ограниченный контингент элитных спецподразделений Вооруженных сил РФ на Крымский полуостров.
- Какие последствия может иметь для российской экономики процесс интеграции Украины в структуры ЕС?
Дмитрий Белоногов:
- Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом создает угрозы не столько экономике Украины, сколько экономике РФ. После подписания документа неизбежно начался бы неконтролируемый завал российского рынка беспошлинными товарами из Европы и третьих стран, что больно ударило бы по российским производителям. Более того, Украине придется разорвать с Россией десятки, если не сотни соглашений, противоречащих условиям евроассоциации. В итоге предложенный вариант несет угрозу именно России. Мы хотели решить эти вопросы по-хорошему, по-человечески. Мы пытались договариваться. Но все предложенные нами компромиссы и конструктивные предложения были отвергнуты ЕС. Жаль. Теперь будет по-плохому.
Андрей Голубев: - Несмотря на все сложности в отношениях, несмотря на антироссийскую и откровенно фашистскую риторику новых нелегитимных киевских властей, мы выполняли все обязательства и сохраняли связи, тем самым обеспечив промышленности Украины заказы на 15 миллиардов долларов живыми деньгами. Все авансы оплачивались вовремя и в полном объеме. Не хотите по-хорошему, не получите ничего. Россия готова полностью отказаться от украинских товаров и украинского производства.
- Может ли Россия ввести ограниченный воинский контингент в юго-восточные регионы Украины в случае эскалации вооруженного противостояния и обострения конфликта? Существуют ли какие-то четкие параметры, когда российские войска действительно перейдут границу?
Дмитрий Белоногов:
- Вполне возможно, что таких параметров пока не существует. Вероятно, что такая возможность рассматривается, но, учитывая весьма серьезные последствия этого шага, как для внутриполитической ситуации на Украине, так и для международных отношений, вполне возможно, что пока нет четких критериев, когда такое вмешательство может действительно стать оправданным. Народные ополченцы Донбасса уже попросили Владимира Путина ввести миротворческие войска на юго-восток Украины.
Андрей Голубев: - Надеюсь, что такое никогда не произойдет именно в связи с тем, что последствия такого шага будут чрезвычайно серьезными для всех и, конечно, для Украины и международного сообщества. Если говорить действительно об этом всерьез, то, в связи с масштабной гуманитарной катастрофой, Россия получает мандат, например, ООН на проведение миротворческой операции. Я хотел бы надеяться, что критерии примерно таковы.
Дмитрий Белоногов:- К сожалению, эскалация конфликта будет продолжаться, и никакие, тем более международные, наблюдатели, советники, эксперты не смогут его остановить, потому что у них ничего нет, кроме каких-то благих пожеланий. Если же произойдет резкое обострение ситуации, когда уже польется кровь людей, когда будут достаточно ясные, внятные обращения граждан к России о помощи, когда не дай Бог произойдут реальные факты уничтожения населения, думаю, что российская власть долго ждать не будет и очень оперативно вмешается в эту ситуацию. Но опять-таки, дождавшись некой критической точки, некой критической массы этого конфликта.
- Как такой сценарий может повлиять на поведение Запада? И как будет действовать Россия, в случае ужесточения санкций со стороны США и ЕС?
Андрей Голубев:
- России необходимо действовать жестко и принципиально. Что же касается усиления санкционного пакета, то хуже уже не будет. Во-первых, нас и так обвиняют во всех смертных грехах по отношению к Украине. А во-вторых, мы не потеряем авторитета и влияния на мировой арене. В политике всегда ценилась и будет цениться сила. Эта сила, будь то военная или экономическая, целеустремленность, уверенное движение к достижению своих целей - все эти факторы только поднимут престиж РФ. Пусть и не сразу, но все равно поднимут. И нам категорически необходимо сейчас показать себя сильной страной, которая умеет отстаивать как свои интересы, так и интересы наших сограждан, где бы они ни находились. Интересно, что этой логике уже следуют и Соединенные Штаты, которые готовы защищать своих граждан в любой точке мира. А почему мы не должны этого делать, тем более, когда эскалация происходит в соседнем государстве и буквально в 5-10 километрах от дислокации наших вооруженных сил?
Фархад НУРИЕВ
banner

Советуем почитать