• пятница, 26 Апреля, 22:09
  • Baku Баку 22°C

Чтобы молодость пожала руку старости

29 сентября 2018 | 09:23
Чтобы молодость пожала руку старости

МЭТР
29 сентября, в день рождения академика Азада Халил оглу Мирзаджанзаде, научная общественность страны будет широко отмечать 90-летие со дня рождения этого всемирно известного ученого, основоположника фундаментальных научных направлений в области нефтегазопромысловой механики, техники, технологии и разработки нефтегазовых месторождений, лауреата Государственной премии, действительного члена Национальной академии наук Азербайджана, заслуженного деятеля науки и техники, доктора технических наук, профессора.
В распоряжении Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 6 июля 2018 года в целях обеспечения достойного проведения 90-летия академика Азада Мирзаджанзаде, внесшего ценный вклад в дело развития, организации науки и формирования научного кадрового потенциала в стране, говорится: «Основатель ряда новых направлений в прикладной механике и нефтепромысловой работе, обладающий богатым научным наследием, академик Азад Мирзаджанзаде своими многочисленными ценными исследованиями по решению актуальных проблем нефтегазовой промышленности завоевал для азербайджанской науки важные достижения и принес ей большую славу. Под руководством и при непосредственном участии А.Мирзаджанзаде разработаны и применены имеющие фундаментально-теоретическое значение методы разработки морских нефтяных и газоконденсатных месторождений. А.Мирзаджанзаде принадлежат большие заслуги в ускорении интеграции азербайджанской науки в мировое научное пространство. Ученый был одним из активных участников формирования высококвалифицированных научных кадровых ресурсов, необходимых для динамичного развития азербайджанской экономики на современном этапе. Воспитанники научной школы Азада Мирзаджанзаде успешно работают в самых разных отраслях нефтяной промышленности в нашей стране и за ее пределами. Результатами исследований ученого, сумевшего наладить тесную связь между наукой и производством, и сегодня широко пользуются престижные научные центры».
…Впервые я увидел Азад муаллима у нас дома, когда мне было девять лет. Мы тогда жили по улице Касума Измайлова, 91. В доме напротив жил Азад муаллим - в старой хибаре, с матерью Асией ханым и сестрой Ирадой. Жили они очень скромно, но не бедствовали. В 1936 году Азад муаллим в возрасте восьми лет поступил в школу, которую окончил в 15, экстерном сдав экзамены за два последних класса. В 1944-1951 годах преподавал математику в вечерней школе, поскольку был слишком юн для поступления в вуз. Но настойчивость юноши, неординарные способности и познания в технических науках позволили сделать исключение и принять его на нефтепромысловый факультет Азербайджанского индустриального института (АзИИ). Именно в те дни я впервые и увидел студента Азада в нашем доме.
Он по-соседски хорошо знал моего отца - Мирзу Балаяр оглу Джабиева, в те годы кандидата технических наук, доцента, и относился к нему весьма почтительно. После поступления в институт Азад частенько заходил к нам, консультировался с отцом по вопросам нефтедобычи. Тот был старше Азада на 20 лет, окончил нефтепромысловый факультет АзИИ, долгое время работал на бакинских нефтепромыслах - сначала инженером, а потом и главным инженером, имел ряд изобретений, опубликованных книг и статьей. Во время войны отец работал на военном заводе главным инженером, где был разработан и внедрен в производство ряд новшеств по военной технике и технологии. А за взрыватель гусениц танков изобретателям была присуждена Сталинская премия III степени, гонорар за которую они добровольно передали на строительство танка, на котором впоследствии дважды Герой Советского Союза генерал Ази Асланов беспощадно громил врага.
Еще студентом Азада приняли в Научно-исследовательский нефтяной институт лаборантом, а позже он стал младшим научным сотрудником. Вплоть до окончания вуза Азад регулярно заходил к моему отцу, и они подолгу сидели над чертежами, анализируя те или иные вопросы и пускаясь в долгие дискуссии. В лице Азада Мирзаджанзаде отец видел умного, талантливого и дальновидного человека. Он всегда хвалил его за то, что Азад умеет довести самые сложные идеи до уровня восприятия рядового труженика. Он был уверен, что в дальнейшем он станет крупным ученым. Так и получилось: уже к окончанию института у Азад муаллима была готова кандидатская диссертация, которую он защитил в 1951-м. А было ему тогда 23 года.
После защиты кандидатской Азад муаллим стал преподавать в Институте нефти и химии, одновременно работая над докторской диссертацией, которую защитил в Институте механики Академии наук СССР в 1957 году, в возрасте 29 лет, и уже в 1959-м получил звание профессора.
Его карьера началась, когда он стал доцентом, а после - профессором кафедры теоретической механики и геофизики Азербайджанского государственного университета. В 1962 году он возглавил кафедру «Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений» Азербайджанской государственной нефтяной академии, где проработал до конца своих дней. Одновременно с 1988 года возглавлял отдел «Нелинейная механика нефти и газа» в Институте математики и механики НАНА, а также являлся заведующим кафедрой Уфимского нефтяного института. Более 25 лет Азад муаллим руководил научным направлением, объединяющим пять исследовательских лабораторий во Всероссийском научно-исследовательском нефтегазовом институте.
Возглавляемый Азадом Мирзаджанзаде в течение 10 лет Госкомитет по науке и технике ускорил интеграцию азербайджанской науки в мировое научное сообщество, способствовал созданию патентного агентства в нашей стране. Одновременно Азад муаллим возглавлял Высшую аттестационную комиссию (ВАК) при Президенте страны.
К тому времени он переехал в трехкомнатную квартиру в центре города, в которой прожил всю свою дальнейшую жизнь. А наша семья перебралась на проспект Нариманова. Я защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором, опубликовал большое количество научных работ в престижных зарубежных журналах.
В 1983 году скончался мой отец, и я долгое время не видел Азад муаллима, хотя знал, где он работает.
Но вот однажды в нашем доме раздался телефонный звонок. Снимаю трубку.
- Алло… Рауф, здравствуй!
- Здравствуйте.
- Азад беспокоит.
- Какой Азад?
- Мирзаджанзаде…
Ощутив неловкость, я прошу прощения.
- Пустяки, - отвечает он. - Слушай, Рауф, зайди ко мне завтра в ВАК к 10 часам утра, есть разговор. Сможешь?
- Зайду, - отвечаю я. - Обязательно зайду.
На следующий день ровно в 10 вхожу в кабинет председателя ВАК при Президенте Азербайджана академика Азада Мирзаджанзаде.
Он встал из-за стола и любезно поздоровался со мной. За чашкой чая зашел разговор о днях, прожитых по соседству. Азад муаллим поинтересовался моей научной деятельностью, спросил, публикуюсь ли я в зарубежных журналах. Он знал, что я защитил докторскую диссертацию в Украине и спросил, почему не в Азербайджане.
«Не позволили», - ответил я. «Надо было обратиться ко мне, - сказал он. - У тебя же опубликовано большое количество научных работ и книг». Я ответил, что просить - не в моем характере. Азад муаллим дружески похлопал меня по плечу и, улыбаясь, сказал: «Ты поступил правильно».
Затем поинтересовался, как поживает мой отец, и когда я сообщил, что он скончался, Азад муаллим встал из-за стола, выпрямился и произнес: «Allah rəhmət eləsin… Хороший был человек, интеллигент, грамотный и дальновидный ученый, классный инженер». И после небольшой паузы сказал: «Рауф, я тебя пригласил вот по какому вопросу. Ты знаешь, что у нас в ВАК функционирует экспертный совет. Так вот, я хочу включить тебя в его состав. Послужи науке».
Признаться, я не мог отказаться от столь заманчивого предложения. С тех пор как стал членом Экспертного совета ВАК, я часто встречался с Азад муаллимом. Иногда он приходил на наши заседания, давал указания, интересовался работой. В те годы состав Экспертного совета был укомплектован грамотными, честными учеными - докторами наук, профессорами. Помню такой случай: к нам на утверждение поступила диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Диссертацию на отзыв дали мне и еще двум членам совета. Прочитав научную работу объемом более чем 500 страниц, я особого толка в ней не нашел, в связи с чем написал отрицательный отзыв на 20 страницах. Два члена Экспертного совета также дали отрицательные отзывы. И с этого дня начался шантаж, угрозы в мой адрес, телефонные звонки, анонимные письма... Впоследствии выяснилось, что этот соискатель - работник городской прокуратуры. Обо всем этом я рассказал Азад муаллиму. Выслушав меня, он позвонил прокурору республики и рассказал об этих безобразиях, после чего шантаж прекратился.
А вот другой пример. Как-то дали мне на отзыв докторскую диссертацию (фамилия, имя и отчество соискателя обычно не указывались) по нефтегазовой тематике. Проблема была мне знакома, поэтому я быстро прочел диссертацию и написал положительный отзыв. Спустя три дня мне позвонили из ВАК и попросили зайти к Азад муаллиму. Председатель ВАК спросил меня, понравилась ли мне докторская диссертация Мушвига Атакишиева. Я ответил, что не знаю такого человека. Он возразил: «Ты же рецензировал его докторскую диссертацию и дал положительный отзыв». Я попытался объяснить, что рецензенты не знают, чью научную работу читают. «И тебе она понравилась?», - спросил Азад муаллим. «Понравилась», - ответил я, и мы разошлись.
Спустя три дня Азад муаллим пригласил к себе Мушвига Атакишиева, около двух часов гонял его по докторской диссертации и остался доволен его ответами. А еще через три дня он держал в руках подписанный Азадом Мирзаджанзаде диплом доктора экономических наук. Позже Азад муаллим, поблагодарив меня за рецензию, сказал: «Так держать!».
Кресло председателя ВАК Азад муаллим освободил по собственному желанию. Эта должность отнимала много времени, и для научно-исследовательской работы оставалось всего ничего. С другой стороны, малограмотные и подлые люди пытались вести против Азад муаллима грязные игры, заказывали статьи против него. Правда, он относился к этому спокойно и говорил, что «у некоторых коллег звания опережают знания» или «знание приобретают старанием, а не состоянием».
По своей натуре Азад муаллим был уникальным человеком. Всесторонне эрудированный, с глубоким аналитическим умом и чистой совестью. В то же время строгий, требовательный, очень уважал талантливых людей. Он их сам находил и продвигал. С ними он говорил как педагог, добивался, чтобы они шли в науку. И не случайно на его счету огромное количество учеников, которые свято чтут память своего учителя.
После ухода Азад муаллима с поста председателя ВАК я тоже покинул Экспертный совет, хотя мне не раз предлагали вернуться.
Шли годы. Я все реже встречался с Азад муаллимом. Последнее время он болел, но наукой не переставал заниматься даже в больнице. Азад муаллим - один из немногих ученых в мировой науке, под руководством которого подготовлено более 100 докторов и 300 кандидатов наук. При этом соискатели были из разных стран: Азербайджан, Россия, Узбекистан, Татарстан, Туркменистан, Украина, Германия, Болгария, Афганистан, Египет, Сирия, Алжир, Корея, Вьетнам, Иордания, Йемен, Судан… Им опубликовано более 500 статей в престижных мировых изданиях, около 100 монографий, учебников и учебных пособий и запатентовано 30 изобретений.
Неоценимые заслуги академика, заслуженного деятеля науки и техники Азада Мирзаджанзаде достойно оценены как в советские годы, так и после обретения Азербайджаном независимости. Он избран академиком Российской академии естественных наук, академиком Академии наук Республики Башкортостан, академиком Украинской академии нефти и газа, стал почетным работником нефтяной и газовой промышленности СССР, ему дважды присуждали Государственную премию Азербайджана, трижды - премию имени академика И.М.Губкина. Он награжден медалью имени П.Капицы, золотой звездой «Герой Вьетнама», орденом Трудового Красного Знамени, дважды - азербайджанским орденом «Истиглал».
Когда Азад муаллиму исполнилось 76 лет, ему задали вопрос: «Говорят, нужно прожить жизнь так, чтобы молодость смогла пожать руку старости. Как, по-вашему, молодой Азад пожал бы руку сегодняшнему Азаду Мирзаджанзаде?». На что он ответил: «Сейчас я подошел к 76 годам. В этом почтенном возрасте спешишь подвести итоги, тем более что будущее уже позади. Я ничего не достиг и ничего не добился. На социальной лестнице остался внизу, богатства не нажил и семью не создал. Меня всегда упрекали в том, что у меня нет должного уважения ни к высокопоставленным особам, ни к деньгам. Но скверно не это, а то, что обо всем этом я нисколько не сожалею»…
Я очень благодарен судьбе за то, что в течение долгого времени был так близко знаком с великим мыслителем, Человеком с большой буквы - академиком Азадом Халил оглу Мирзаджанзаде, которого буду помнить вечно.
Allah rəhmət eləsin!
Рауф ДЖАБИЕВ,
доктор экономических наук,
профессор, член-корреспондент
Российской академии естествознания
banner

Советуем почитать