• четверг, 25 Апреля, 05:58
  • Baku Баку 19°C

Люблю тебя до смерти, или Почему убийства жен происходят все чаще

08 октября 2021 | 16:13
Люблю тебя до смерти, или Почему убийства жен происходят все чаще

ОБЩЕСТВО
Бытовое насилие – проблема, о которой в нашей стране в последние годы много говорят. Но по-прежнему немало тех, кто считает, что проще сделать вид, что ее нет, закрыть глаза на очевидные факты. Жертв – а чаще всего это женщины – унижают, избивают, убивают, а потом еще пытаются выставить виноватыми.
За жалобу – смерть
Одним из резонансных случаев за последнее время стало убийство 27-летней Ханым Мамедовой ее мужем – сержантом патрульно-постовой службы прямо в отделении полиции. Она обратилась туда, потому что мужчина регулярно избивал ее на почве ревности и терпеть уже не было сил. Нашлись те, кто возмутился не фактом убийства, а тем, что она «решила вынести сор из избы». И это страшно.
Страшно и то, что преступление совершено в полицейском участке – месте, призванном защищать граждан. Страшно, что женщину не поддержали самые родные, а двое детей – 6 и 4 лет – остались без матери и получили тяжелую психологическую травму…
Проблема не решается
Исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее», член общественного совета при Госкомитете по проблемам семьи, женщин и детей Кямаля Ашумова прокомментировала газете «Каспий» данную трагедию и ситуацию с бытовым насилием в стране в целом:
– Произошедшее, безусловно, ужасно. Закономерно, что женщина, столкнувшаяся с бытовым насилием, обратилась в полицейское учреждение с жалобой. Но эти жалобы часто рассматриваются как обычный семейный конфликт. Женщин убеждают не давать ход делу ради детей, сохранить семью, поэтому многие не идут до конца. Проблема не решается, а углубляется и в конце концов приводит к трагедии.
Политика невмешательства
Родные погибшей, как известно, не вмешивались в дела семьи, хотя знали, что их дочь-сестра-племянница подвергается избиениям со стороны супруга. Более того, родители препятствовали ее разводу.
По словам К.Ашумовой, подобное не редкость и причины могут быть самыми разными. Одна из них – родственники считают, что развод опозорит их в глазах общества. Причины могут быть и социально-экономическими: если мужчина финансово благополучен, а женщина от него зависит, то после ухода она останется ни с чем. Возможны и опасения со стороны родственников, что муж начнет конфликтовать с ними. Каждый случай индивидуален.
Главные пострадавшие – дети
Детей погибшей передали дедушке и бабушке по материнской линии, и они, вероятно, станут их опекунами.
– В этой ситуации нужен индивидуальный подход: дети испытали психологическую травму от потери матери и станут свидетелями траурных церемоний и всех обсуждений между родственниками. А им нужна психологическая поддержка, реабилитация, надо работать с ними. Я бы посоветовала Комиссии по делам несовершеннолетних не торопиться официально передавать детей бабушке и дедушке. Надо сначала оценить и максимально улучшить их психологическое состояние.
Но поскольку нет официальных процедур и правил по работе в полиции, ИВ, комиссии по делам несовершеннолетних, решения принимаются индивидуально. Не привлекаются ни психологи, ни социальные работники, ни центры реабилитации, которые имеют опыт работы с детьми с подобными травмами, – рассказала эксперт.
Карантин усугубил конфликты
И это отнюдь не первый за последнее время факт насилия в отношении женщин. Убийства происходят все чаще.
– Я, как человек, который работает долгое время с семьями, прогнозировала такой исход событий. В своих отчетах я не раз отмечала, что постпандемийный период будет очень сложным. Карантин усугубил конфликты и споры в семьях, и сейчас они дают о себе знать, – заявила К.Ашумова.
Горячие линии
К сожалению, за последние два-три года, несмотря на принятую стратегию по детям, различные программы, план национальной деятельности, до сих пор нет реальных шагов в сторону решения проблем по предотвращению насилия над женщинами и детьми, говорит она. Во-первых, нужно развивать горячую линию и больше просвещать население об этом.
– Многие боятся заявлять о своей беде, опасаясь, что будет нарушена их конфиденциальность. В случае с горячей линии социальные работники и психологи, узнав о проблеме, помогают тем, кто нуждается в помощи, а при необходимости сами привлекают госучреждения. Но многие, особенно в регионах, все еще не знают о существовании Детской горячей линии и о том, что вот уже два года в Госкомитете семьи, женщин и детей функционирует горячая линия для жертв гендерного насилия, – говорит она.
Недостатки в механизмах
Требуются отдельные решения по каждой структуре, занимающейся семейными проблемами, в частности изменения в законодательные документы по бытовому насилию, по детям. Недостатки в механизмах и разработке законодательных документов приводят к тому, что при работе с семьями сотрудники этих учреждений не уполномочены заниматься отдельными фактами. Помимо законодательных документов у каждого ведомства, занимающегося проблемами семьи, обязательно должна быть процедура ведения работ. Но этого, увы, нет. Поэтому даже если сотрудник хочет помочь, он не может этого сделать из-за отсутствия соответствующих полномочий.
Каждое должностное лицо должно четко знать, что делать в такой ситуации. Сталкиваясь с конфликтами в семьях, можно было бы направлять пострадавших в центры реабилитации, соцслужбы поддержки семей, которые у нас есть не только в столице, но и в районах, а также в Агентство социальных услуг, где имеется два реабилитационных центра: один – для тех, кто подвергся бытовому насилию, другой – для детей, находящихся в социально незащищенных условиях. Есть такие службы и в рамках НПО, также имеются медиаторские службы.
Нужно создавать документацию на официальном уровне, чтобы обращения в такие службы стали обязательной процедурой для сотрудников соответствующих учреждений. А не решать проблему в полицейском управлении, формально примирив стороны.
Опрос по бытовому насилию
Статистики по людям, подвергшимся насилию, как говорит эксперт, в стране нет.
– Наша организация постоянно предлагает провести опрос среди населения, выбрав несколько районов, и вывести хотя бы общую картину, – говорит К.Ашумова. – В итоге мы решили организовать опрос на социальной странице общественного совета при Госкомитете в Facebook. Пока он продолжается.
Необходимо понять, что мешает нам решить проблему бытового насилия и куда обращаться тем, кто с ним столкнулся. Мы, представители общественного совета, обсуждаем каждый случай, контактируем с семьями и стараемся помочь им. А недавно подготовили отчет и передали предложения главе госкомитета.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать