• пятница, 29 Марта, 05:42
  • Baku Баку 7°C

БТД: предвестник новой эпохи

09 июля 2021 | 16:17
БТД: предвестник новой эпохи

13 июля исполняется 15 лет с начала эксплуатации основного экспортного нефтепровода Азербайджанской Республики – Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Без сомнений, данный проект сыграл огромную роль не только в экономическом развитии Азербайджана, но и в его становлении в качестве страны, проводящей независимую внешнюю и внутреннюю политику.
Следует отметить, что на заре независимости Азербайджану необходимы были финансовые средства для развития экономики, а единственной возможностью сделать это была добыча и продажа углеводородного сырья на мировых рынках. Тем более что его оказалось вполне достаточно для начала масштабной добычи. Так, разведанные запасы нефти в Азербайджане составляют 1,7 млрд тонн, прогнозные – 4,3 млрд тонн.
Причины строительства
С самого начала Баку столкнулся с целым рядом проблем, состоящих в том, как конвертировать имеющиеся углеводородные богатства в ликвидные финансовые средства, необходимые для развития экономики. Одна из таких проблем заключалась в отсутствии у Азербайджана развитой системы нефте– и газопроводов для экспорта углеводородного сырья на мировые рынки. Существовавшая на начало 90-х годов нефте– и газотранспортная система досталась в наследство от Советского Союза и была завязана на России. То есть все экспортные трубопроводы, равно как и водные пути для транспортировки углеводородов танкерами, оказались под полным контролем Москвы. А это позволило как российским властям, так и их нефте– и газодобывающим компаниям оказывать давление на Баку с целью получения максимальной выгоды.
Безусловно, сложившееся положение вещей не могло устраивать ни руководство Азербайджана, ни иностранных инвесторов (в основном западных), рискующих большими средствами при вложении в нефтегазодобычу. Поэтому возникла необходимость в разработке новых маршрутов нефте– и газопроводов, обходящих территорию России. Под давлением США эти маршруты прошли в направлении Грузии и Турции, то есть на Запад. Главным из них стал БТД, введенный в строй в 2006 году.
Важнейшее его достоинство – то, что с вводом БТД в действие была окончательно разрушена российская монополия на нефтепроводы по транспортировке каспийской нефти.
Второе преимущество нефтепровода БТД заключается в том, что он минует турецкие проливы и выходит прямо на средиземноморское побережье Турции к глубоководному терминалу Джейхан, способному принимать супертанкеры.
Третьим важным плюсом нового нефтепровода является тот факт, что он изначально планировался для экспорта на мировые рынки не только азербайджанской, но и казахстанской нефти.
Отдавая предпочтение западному маршруту, Баку преследовал как минимум три цели: во-первых, желал отдалиться в политическом плане от России и начать самостоятельную внешнюю политику; во-вторых, наладить партнерские отношения с Турцией, США и в целом с Западом; в-третьих, заручиться поддержкой Запада в урегулировании самой насущной проблемы Азербайджана – армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, принимая во внимание поддержку, которую стране-агрессору – Армении оказывала в ту пору Россия.
Следствием такой политики Баку становится подписание «Контракта века» с ведущими западными нефтяными компаниями по разработке крупнейших шельфовых месторождений нефти в Азербайджане в 1994 году.
Но помимо политических целей, явное предпочтение, отданное в «Контракте века» западным нефте– и газодобывающими компаниям в сравнении с российскими, преследовало также чисто экономические и технологические цели. В частности было известно, что российские компании не обладают необходимыми технологиями для добычи нефти и газа с больших глубин, а также достаточными инвестиционными ресурсами для таких дорогостоящих работ, как разведка и разработка глубоководных нефтегазовых месторождений. Помимо этого, Москва не была заинтересована в появлении на мировых рынках каспийской нефти из независимых от нее источников, видя в них соперников.
Успех
В целом можно констатировать факт, что Азербайджан при поддержке Турции и стран Запада – в первую очередь США, победил в противостоянии с Россией за право разрабатывать нефтяные и газовые месторождения в своем секторе Каспия и транспортировать основной объем нефти и газа в обход российской территории. Москва вынуждена была смириться с появлением альтернативного, не зависимого от нее источника поставок нефти в Европу.
Конечно, Азербайджан не может по объемам добычи и экспорта нефти сравниться с Россией. Тем не менее, только в 2019 году порядка 21,5 млн тонн азербайджанской нефти было поставлено в страны Евросоюза. И пусть в целом эта цифра не выглядит впечатляющей по сравнению с поставками из других стран, однако в энергобалансе некоторых европейских государств азербайджанская нефть играет существенную роль, позволяя снижать зависимость от российских поставок.
В частности Азербайджан покрывает порядка трети потребности Чехии в нефти. В целом АР обеспечивает до 5% спроса Европы на черное золото. А что касается Украины, то в 2018 году Баку на 92% удовлетворил потребности страны в сырой нефти и нефтепродуктах.
Кроме того, успешная деятельность Баку-Тбилиси-Джейхан привлекла внимание грузоотправителей из других стран Каспийского региона, обеспечив тем самым Азербайджану доходы не только от продажи своей нефти, но и от транзита по данному маршруту казахстанской и туркменской. Так, в 2008 году Казахстан подключился к использованию этого трубопровода для экспорта своей нефти через Азербайджан и Грузию на средиземноморское побережье Турции.
В июле 2010 года было заключено соглашение между Азербайджаном и Туркменистаном о прокачке туркменской нефти по нефтепроводу БТД. С тех пор транзит ее через территорию Азербайджана составлял в среднем 4 млн тонн ежегодно.
Перспективы
К сожалению, несмотря на свою впечатляющую пропускную способность – 50 млн тонн в год, полностью загружен нефтепровод был только на пике добычи в Азербайджане – в 2010-2012 гг. Позже в связи с падением добычи стала уменьшаться и загруженность БТД. Если в 2016 году по нему транспортировано 33,9 млн тонн нефти, то в 2019-м – уже 31,1 млн, в том числе 4,475 млн тонн транзитной нефти. Таким образом, свободная мощность БТД составляет порядка 19-20 млн тонн ежегодно.
Тем не менее в Баку не отчаиваются и ждут роста добычи на новом казахстанском месторождении Кашаган. В результате чего имеющихся трубопроводов может не хватить для экспорта растущих объемов добываемой нефти. Тогда и может быть задействован западный маршрут – через Азербайджан. В частности в рамках второй фазы разработки возможно строительство Транскаспийского нефтепровода (ТКН) от Кашагана до Сангачала, тем более что Кашаганское месторождение является морским – на шельфе Каспия. Благодаря этому транспортировка кашаганской нефти, в отличие от тенгизской, будет избавлена от таких технических сложностей, как загрузка в танкеры и их разгрузка в Аляте.
В случае реализации ТКН кашаганская нефть будет напрямую поставляться в Сангачал, где подсоединится к БТД. Да и коммерчески это выгоднее. Но для реализации проекта ТКН важны объемы добычи на Кашагане. То есть ради небольших объемов нефти строить целый трубопровод нерентабельно. Другое дело, если по нему удастся транспортировать больше 10 млн тонн нефти, что представляется вполне реальным в среднесрочной перспективе.
Безусловно, реализация проекта ТКН выгодна как Казахстану, который будет поставлять свою нефть напрямую к средиземноморским портам, минуя турецкие проливы, так и Азербайджану, который заработает на транзите. Тем более что свободные мощности БТД это позволяют.
Баку-Тбилиси-Джейхан в цифрах
 Протяженность – 1767 км, в том числе по территории Азербайджана – 443 км, Грузии – 248 км, Турции – 1076 км. Пропускная способность – 50 млн тонн в год.
 Стоимость строительства – 3,6 млрд долларов США.
 Акционеры трубопроводной компании BTC Co, созданной для строительства и эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан: BP (30,1%); SOCAR (25%); Chevron (8,9%); Statoil (8,71%); TPAO (6,53%); ENI (5%); Itochu (3,4%); ExxonMobil (2,5%); INPEX (2,5%), Total (5%) и ONGC (2,36%).
 С июля 2006 года и до конца июня 2021-го по этому нефтепроводу на турецкий и мировой рынки только из Азербайджана поставлено более 438 млн тонн нефти.
 С начала эксплуатации до конца ноября 2019 года посредством БТД на мировые рынки транспортировано 27 млн тонн туркменской нефти, 12 млн тонн – казахстанской и 7 млн тонн – российской.

Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать