• пятница, 26 Апреля, 10:45
  • Baku Баку 12°C

Фотокорреспондент Тофик Бабаев: «Погибшие при взрыве мины азербайджанские журналисты прошли всю 44-дневную Карабахскую войну»

05 июня 2021 | 12:34
Фотокорреспондент Тофик Бабаев: «Погибшие при взрыве мины азербайджанские журналисты прошли всю 44-дневную Карабахскую войну»
Вчера при выполнении служебных обязанностей погибли азербайджанские журналисты - корреспондент Азербайджанского государственного информационного агентства (АЗЕРТАДЖ) Магеррам Ибрагимов и оператор ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» (AZTV) Сирадж Абышов. Трагедия произошла из-за взрыва мины на дороге в освобожденном от армянской оккупации территории Кяльбаджарского района Азербайджана. Трагический случай, приведший к гибели Магеррама Ибрагимова и Сираджа Абышова, наглядно свидетельствует о том, что заминированные территории препятствуют, в том числе и журналистской деятельности, ограничивают ее и превращают в опасную профессию. Фотокорреспондент «Москва-Баку» Тофик Бабаев многие годы плечом к плечу работал вместе с погибшими журналистами в прифронтовой зоне карабахского конфликта, а затем и на освобожденных территориях. Сегодня он делится с нами своими воспоминаниями об ушедших коллегах.
- Помнишь, как познакомился с Магеррамом и Сираджем?
- С Магеррамом я познакомился четыре года назад в АЗЕРТАДЖ. Мы совместно работали на многих мероприятиях силовых структур, военных учениях. Я снимал, он же выступал в качестве журналиста, записывал, рассказывал в микрофон. А с Сираджем познакомился еще раньше, он работал телеоператором в нескольких новостных агентствах. Все время пересекались на различных мероприятиях.
- Вам ведь довелось совместно поработать достаточно долгое время?
- Вместе нас троих свела работа после победоносной войны в Карабахе, когда мы оказались на освобожденных территориях в рабочей командировке. Редакция оправила нас на несколько месяцев фотографировать, снимать видео и делать материалы об освобожденных территориях. Вместе работали в Физули, Джабраиле, Агдаме, Ходжавенде, освобожденных от оккупации селах Тертерского района. Помню, когда мы приезжали на место, Магеррам доставал свой блокнот и детально записывал описания различных объектов инфраструктуры. Вел подробный журналистский отчет. А мы с Сираджем подшучивали нам ним, что после восстановления Карабаха нужно назначить его главой муниципалитета, уж он то тут знает все. Все смеялись, и он больше всех...
Магеррам находил в интернете военные песни про Карабах, и каждый раз включал их нам, пока мы ехали в машине. Слушали всю дорогу, подпевали. А еще он был очень честный парень, и всегда первым приходил на помощь. У него была уникальная черта характера – умение везде заводить друзей. Когда мы приезжали в незнакомую местность, он, в первую очередь, знакомился с людьми и они сразу же становились друзьями. Поэтому его везде хорошо знали и ценили. Помню, мы приехали после бомбежки в Гянджу на съемку, там все с ним здоровались, а мы удивлялись, откуда его знают? Просто это была не первая поездка Магеррама в Гянджу, и там общительного и улыбчивого журналиста все запомнили. То же самое происходило, когда мы были в Физули, Агдаме...
А Сирадж все это время снимал на камеру. Он был профессиональным оператором, журналистом, который безукоризненно делал свою работу.
Они оба были веселыми ребятами. Даже в моменты серьезной работы иногда проскальзывали секунды юмора, чтобы разрядить нервную обстановку, учитывая, что работали мы на только недавно освобожденных территориях, полных мин. Сирадж мне запомнился как жизнерадостный парень, он всегда был в хорошем настроении. Это был светлый человек, который встречал с улыбкой и радовал позитивным общением. Может быть освобождение азербайджанских территорий на него так действовало, он не мог этому нарадоваться. Сирадж был истинным патриотом нашей Родины и считал своим долгом и честью работать на территориях, отвоеванными огромными усилиями азербайджанских военнослужащих. Ведь его мечта сбылась, и он увидел освобожденные от многолетней оккупации азербайджанские земли. Но при этом погиб, исполняя служебные обязанности.
- В чем заключалась сложность вашей работы?
- Сложность в том, что территория была нам неизвестная и поэтому опасная. Но все, к сожалению, понимают это и двигаются строго по маршруту. Каждый шаг в сторону опасен, каждый камешек может оказаться заминированным. Сейчас территории очищаются от мин, но никто не застрахован от диверсий. Потому что очищенные сегодня территории могут быть завтра заминированы диверсионной группой.
Наша работа с Магеррамом и Сираджем была куда более опасной. В рамках рабочих командировок мы ездили по селам, в которые около 30 лет не ступала нога азербайджанского гражданина. Все это время она находилась под контролем сепаратистов, которые коренным образом изменили окружающий ландшафт. Эти села были уже разминированы азербайджанскими саперами, тем не менее, соблюдать правила безопасности в такой ситуации было крайне важно. Могло произойти всякое.
- Вы понимали, насколько опасная у вас работа?
- Конечно понимали. Ведь в первую Карабахскую войну мы потеряли многих достойных журналистов. Чингиз Мустафаев, Салатын Аскерова, Осман Мирзоев, Алы Мустафаев, Фахраддин Шахбазов - все они Национальные герои Азербайджана.
Но знаете, мы ведь прошли вторую Карабахскую войну и с таким нетерпением ждали освобождения родных земель. Так, после освобождения Карабаха, вместе с Магеррамом и Сираджем оказались одними из первых в Физулинском районе в составе делегации иностранных дипломатов и журналистов. Шел дождь, мы наблюдали за работой саперов. Потом поехали в город Физули, увидели то, что от него осталось. Вокруг знаки «Заминировано», и сходить с дороги было опасно. Нас с ребятами распирала гордость, что мы одними из первых приехали в этот освобожденный азербайджанский город, но в то же время понимали опасность того, что в любой время может произойти взрыв и действовать нужно крайне осторожно.
…До сих пор не могу поверить в то, что ребят больше нет в живых. Магеррам и Сирадж проработали всю 44-дневную войну и вышли из нее без единой царапины. Хотя довольно часто оказывались в сложных ситуациях, находились в горячих точках, работали под минометных огнем, рядом взрывались снаряды. Ребята выбрались живыми из 44-дневной войны. Но, к сожалению, погибли в мирное время.
banner

Советуем почитать