• пятница, 26 Апреля, 07:47
  • Baku Баку 12°C

Уроки выдающегося педагога

23 ноября 2019 | 14:07
Уроки выдающегося педагога

ВОСПОМИНАНИЯ
Светлой памяти гаджи Васима Мамедалиева посвящается
23 ноября исполняется 40 дней со дня кончины выдающегося ученого и замечательного человека, заведующего кафедрой арабской филологии факультета востоковедения Бакинского государственного университета, академика Васима Мамедалиева.

Васим Мамедалиев родился 27 августа 1942 года в Баку. Он - автор более 160 научных трудов, в том числе 21 монографии. Более 50 его научных статей опубликовано за рубежом. Вместе с академиком Зией Буниятовым он впервые перевел Коран на азербайджанский язык. Перевод этот издан в 1991 году.
Встреча первая
Мне выпала большая честь быть знакомым с гаджи Васимом Мамедалиевым. Первая наша встреча произошла в декабре 1997 года. Тогда я работал в газете Panorama. Я задумал написать материал о добрых, нужных, полезных и умных четках. Что это такое - предмет религиозного культа, культурно-бытовое изделие или занимательная игра?
«Четки - это, конечно же, предмет религиозного культа, - рассказывал гаджи Васим Мамедалиев. - Они появились с возникновением иудейской религии, христианства и ислама. В Коране упоминается 99 превосходных имен-эпитетов Аллаха (Аль асма аль-хусна), в том числе: милостивый, милосердный, знающий, всемогущий, вездесущий, прощающий, наказывающий... В четках сто бусинок. В некоторых исламских толках после совершения пятикратного намаза верующие 99 раз должны повторять эти эпитеты. Но так как запомнить их все достаточно сложно, произносят Зикр - три общепринятых упоминания Аллаха, а именно: 33 раза - «Субхан Аллах» (Аллах чист от всех людских пороков, Аллах святой), «Аль-хамду лиллах» (хвала Аллаху) и «Аллах Акбар» (Аллах велик) - именно в такой последовательности. В других исламских толках верующие повторяют те же упоминания 100 раз, но уже в другой последовательности: 34 раза - «Аллах Акбар» и по 33 раза - «Аль-хамду лиллах» и «Субхан Аллах».
Вот это и есть канонические формы перебирания четок и упоминания имени Всевышнего. Обычно четки перебираются умеренно, умиротворенно, так как в момент упоминания имени Аллаха не должно быть суеты, как и излишней медлительности. В этот момент верующие общаются с Всевышним - как говорится: «Аллаха видеть нельзя, его можно ощущать глазами сердца».
Говоря об истории четок, хочу привести такой пример. Как известно, мусульмане свято чтут память дочери пророка Мухаммеда - Фатимы. Она часто сидела у могилы деда своего, отца Хамзы, героически погибшего в сражении у горы Ухуд в Медине, и часами читала эти молитвы, перебирая четки. Видимо, это и сыграло определенную роль во внедрении четок, в частности в среду женщин.
Должен сказать, что после молитвы человек морально очищается. Ведь он, упоминая имя Всевышнего, как бы беседует с ним, отрываясь на некоторое время от земных проблем, невзгод, всего негативного. Есть здесь еще и психологический аспект ритуала перебирания четок, в известной степени успокаивающий нервы, настраивающий человека на определенный ритм. Так что советую всем, у кого не в порядке нервы, перебирать четки - когда надо успокоиться и решить что-то важное для себя. Уверен, это всегда поможет.
Что касается увлечения четками молодежи, то вульгарная форма их употребления является результатом незнания, непонимания этого ритуала.
Зная об этом, они могли бы также морально возвышаться, очищаться от всего ненужного, мешающего нормальному поведению в обществе, семье, и заодно укрощать свою энергию. Поэтому очень важно людям старшего поколения, знающим и исповедующим религию и преклоняющимся перед Всевышним, разъяснять молодежи смысл и значение такого, казалось бы, простого предмета нашей повседневной жизни, как четки»...
Это был первый своего рода урок, услышанный мною от гаджи Васима Мамедалиева.
Встреча вторая
Второй урок из уст гаджи Васима Мамедалиева и самая, пожалуй, важная встреча с ним произошла в начале моей работы над книгой о жизни самого любимого нашим народом сеида - Мир Мовсум Ага Мирмовсумзаде. Это было в 1998 году…
По совету одной знакомой я вновь обратился к гаджи Васиму Мамедалиеву. Он знал много интересного из жизни сеида. Я изложил ему свой план и сомнения, одолевавшие меня. А именно: имею ли я моральное право, будучи русским по национальности, но бакинцем по месту рождения и образу мышления, заняться исследованием жизни мусульманина, а тем более - глубоко почитаемого в народе сеида. Он очень внимательно выслушал меня, рассеял все сомнения и благословил на эту работу. Более того, гаджи Васим муаллим написал вступительную статью к будущей книге и назвал ее «Сеиды».
«Сеиды - так назывались в доисламской Аравии вожди племен, - поведал в беседе со мной гаджи Васим Мамедалиев. - Позже это слово стало почетным и в мусульманском мире, его удостаивались те, кто принадлежал к роду пророка Мухаммеда. Как известно, приставка к имени Мир означает приобщенность к роду святых. Семейство Мир Абуталиба Ага Сеид Али Мирмовсумзаде своими корнями связано с родом Али Ибн Абуталиба, отца третьего имама Гусейна. В VI-VII веках потомки имамов Гасана и Гусейна, преследуемые и гонимые противниками пророка Мухаммеда, вынуждены были скитаться по странам Ближнего Востока и далее. Видимо, так прадеды Мир Абуталиба оказались в Азербайджане.
Будучи ответвлением рода имама Гусейна, семьи Мирмовсумзаде считаются сеидами, потомство по линии имама Гасана - шарифами. Сеиды и шарифы составляли еще одно уважаемое сословие мусульманского общества. Они также пользовались значительным влиянием у верующих, и это влияние частично сохраняется и сегодня. Во многих странах Востока понятие «сеид» утратило в наши дни прежний смысл употребления в значении «господин». То же можно сказать и о понимании слова «имам». Известно, что в исламе было 12 безгрешных канонизированных имамов. Остальные же, которых люди называют имамами, - это руководители, лидеры исламских движений, стран. Они не считаются безгрешными, но в знак уважения к ним, признания заслуг в чем-то важном, значительном их называют имамами, как людей, идущих впереди, ведущих за собой народ.
Во всех религиях есть люди, считающиеся святыми, близкими к Всевышнему. Ага Сеид Али, или Мир Мовсум Ага, как его все называют, - один из них. Он, как и другие, избранные Аллахом, наделен особыми качествами. В исламе, в частности в шиизме, применительно к пророку Мухаммеду и безгрешным имамам, эти качества, свойства, особенности именуются как «мюъцзя» - чудо, а в отношении прочих святых - сеидов это называется «кярамят» - великодушие, милость, щедрость.
Несколько лет назад в Мекке скончался сеид Мирсултан Ага, который обладал способностью исцелять людей. К нему шли больные, немощные, и он всем помогал. Известны примеры, когда женщины, долгие годы не имевшие детей, в результате его молитв становились матерями. Здесь очень важно отметить, что все свои просьбы, мольбы, надежды, жертвоприношения мы адресуем Всевышнему. Сеиды же являются как бы ходатаями, связующим звеном между нами и им, вероятность исполнения наших обращений усиливается через святых. Всевышний ради тех, кого он особенно любит и чтит, то есть через сеидов, более охотно принимает и удовлетворяет наши просьбы и благодарения.
Что касается Ага Сеида Али, то я, подобно многим другим, немало знаю о его необыкновенных способностях. Имя его по сей день справедливо почитается за пределами Азербайджана. Мне лично довелось его видеть много раз, прикасаться к нему и ощущать прикосновение его святых рук. Мне очень дороги воспоминания о семействе Мирмовсумзаде, связанные с именем моего отца - Мамедали Мамедалиева. Долгие годы он работал в нашем медицинском институте, преподавал латынь. Он был хорошо знаком и дружил со старшим братом Мир Мовсума Ага.
Мирсеид Гусейн Ага окончил исламское учебное заведение в городе Наджаф в Ираке, священном городе, где находится могила имама Али. Со временем он стал видным ученым в области теологии, прекрасно читал Коран и, что очень важно, столь же прекрасно его толковал. Отец учился у него здесь, в Баку, в 1915-1916 гг., постоянно бывал в доме своего учителя и впоследствии до конца своей жизни с большой благодарностью вспоминал о нем как о большом ученом и прекрасном человеке. Отец всегда говорил, что Мирсеид Гусейн Ага был очень добродушным, скромным, кротким и щедрым человеком - настоящим сеидом, достойным потомком пророка Мухаммеда. Бывая в доме учителя в Ичери шехер, отец, конечно же, неоднократно видел Ага Сеида Али, разговаривал с ним, и мудрый от природы сеид, будучи не в состоянии говорить, отвечал ему доброй умной улыбкой. Глаза его, необыкновенно проникновенные, глубокие, с оттенком грусти, говорили лучше всяких слов.
Я свято чту память Ага Сеида Али, искренне верю в силу его духа, в его необъяснимую способность и сегодня делать людям добро. Считаю очень важным приумножать славу сеида и передавать ее из поколения в поколение.
И то, что сейчас в Шувелане, в святилище Мир Мовсума Ага, идет большая реконструкция, я воспринимаю исключительно положительно. В арабском мире в память об имамах, святых людях принято сооружать мавзолеи, усыпальницы. В этом плане наш сеид Мир Мовсум Ага достоин самого красивого и величественного мавзолея. Мы чтим его память и усыпальницу признаем святым местом».
Встреча третья
И еще одна памятная для меня встреча с выдающимся ученым состоялась в январе-феврале 2016 года. Я занимался сбором материалов о жизни и деятельности видного религиозного деятеля Азербайджана - шейха уль-ислам Ахунда Ага - Ага Ализаде. В историю он вошел и как активный участник Всемирного движения в защиту мира. Он дважды возглавлял духовное Управление мусульман Закавказья (08.1918 - 04.1920 гг.; 04.1944 - 12.1954 гг.).
В ходе сбора материалов о жизни и деятельности шейха уль-ислам Ахунда Ага - Ага Ализаде в Государственном историческом архиве, Государственном архиве АР и других хранилищах я вновь встречался с академиком НАНА профессором гаджи Васимом Мамедалиевым и вновь почерпнул много интересного из общения с ним. И вот что я записал тогда со слов выдающегося ученого.
«…Я считаю шейха Ага Ализаде одним из самых высокообразованных религиозных деятелей, жившего согласно требованиям ислама, исполнявшего его предписания во всех областях своей жизни. В переводе с арабского языка «шейх уль-ислам» означает «предводитель ислама», или «аксакал ислама». В прошлом именно так называли некоторых религиозных ученых.
Мне посчастливилось в детстве прослушать несколько его проповедей в различных мечетях Баку и его пригородах, и в памяти до сих пор живет благородный образ шейха, его голос и великолепный ораторский дар. В основном он вел научные беседы, в которых ярко проявлялись его знания как религиозных, так и европейских наук. Он их тонко сопоставлял, анализировал в свете аятов Корана и хадисов Пророка, раскрывая потаенную суть и родство. Это было так интересно, что народ слушал его, затаив дыхание. В годы, когда в стране царствовал воинствующий атеизм, шейх Ага Ализаде умел в завуалированной форме пропагандировать ценности ислама, и его заслуга в этом велика.
Ага Ализаде был высокообразованным человеком. То религиозное образование, которое он получил, сильно отличалось от обычного религиозного образования, и в первую очередь - своей фундаментальностью.
Ведь там, в Эн-Наджафе, учили не только религиозным канонам, но и всему, что было достигнуто в областях языкознания, истории, вплоть до риторики - умения доходчиво высказывать свои мысли и доносить их до слушателя. В аттестате у него по риторике была выставлена «пятерка».
Повторюсь еще раз, шейх уль-ислам Ага Ализаде - выдающийся религиозный деятель, который был хорошо образован и в светских науках».
***
Светлый образ академика, выдающегося ученого и замечательного человека высочайшей культуры гаджи Васима Мамедали оглу Мамедалиева навечно сохранится в моей памяти.
Allah rəhmət eləsim

Георгий ЗАПЛЕТИН
banner

Советуем почитать