• вторник, 19 Марта, 11:38
  • Baku Баку 8°C

Мама, я умею танцевать!

21 ноября 2018 | 17:56
Мама, я умею танцевать!

Ляман Мамедовой - четыре года, Садигу Гулиеву - пять, а Аллахверди Хамзаев старше еще на год, ему уже шесть. Все они воспитанники Республиканского детского реабилитационного центра для детей при общественном объединении «Qaygı Saglam nəsil naminə». И у всех у них одинаковый диагноз – ДЦП (детский церебральный паралич).
Но как бы зловеще он ни звучал, на смышленость и чисто детское качество - любопытство - он нисколько не влияет. Увидев незнакомого человека, ребята совсем не тушуются, четко называют свое имя, фамилию, перечисляют названия любимых блюд, которыми здесь кормят, наперебой рассказывают, кто кем станет, когда вырастет.
Динамика положительная
К примеру, Аллахверди мечтает стать врачом, а Садиг - полицейским. И чтоб непременно на большой машине. «Правда, ноги мои пока не могут давить на газ, - рассуждает будущий Коломбо, - надо бы подлечиться».
И здесь, в центре, для этого есть все условия - прекрасно оборудованные залы, замечательные специалисты, красивые игрушки. А еще - бассейн, тренажеры, детская площадка.
Мы беседуем с директором Реабилитационного центра Бановшой Юсифовой. Она рассказывает, что возглавляемое ею заведение построено пять лет назад (недавно отметили первый юбилей) при финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева. Работает по типу детского сада - прием детей в 9 утра, в 17.00 - по домам. Четырехразовое питание, дневной сон и занятия-занятия-занятия. Интересуюсь, приносят ли они результат, памятуя, что ДЦП - штука серьезная, неизлечимая. «Приносят, и еще какой, - говорит Бановша ханым. - Динамика положительная всегда, многие «колясочники» через определенное время могут обходиться без инвалидных кресел. У многих детей выправляются ручки-ножки, улучшаются когнитивные способности. Большинство наших воспитанников по достижении ими 7-летнего возраста идут в обычные школы».
Детей в центре немного - всего тридцать. Возраст - от 3 до 7 лет, но костяк составляют 5-6-летние. Стараются брать из семей с достатком ниже среднего (справедливо полагая, что состоятельные родители смогут помочь своему чаду), или - из неполных семей, в которых папаши, не справившись с трудностями, предпочли ретироваться, оставив маме все заботы по воспитанию особенного ребенка. Да-да, оказывается, и такие есть в нашей стране - удивительно, но факт.
А у четырехлетней Асмы Джабраиловой даже мамы нет, она умерла от онкологии год назад, оставив сиротами двух дочек-близняшек. Сестер разделили две родные тети: старшая - Хуршуд - родилась абсолютно здоровой и ходит в обычный детсад, а у Асмы - родовая травма, в результате - тяжелая форма детского церебрального паралича, при котором она даже ходить не может, только ползает. Но на музыкальных занятиях ручками пытается отбивать ритм понравившейся мелодии. Скоро Новый год, и здесь так же, как и в других дошкольных заведениях, идет самая активная к нему подготовка.
Как, впрочем, и в другом центре при ОО «Qaygı Saglam nəsil naminə» - лиц с синдромом Дауна. Руководит общественным объединением Севиндж Абдуллаева, благодаря стараниям которой, как сказала Бановша Юсифова, дети получают ту заботу и внимание, которые им делегировало наше государство: «Именно Севиндж ханым помогает детям не только в стенах наших центров, но и за пределами, оплачивая операции в республиканских клиниках».
Как известно, каждый год 3 декабря по инициативе ООН во всем мире отмечается Международный день инвалидов. В цивилизованных странах само слово «инвалид» использовать стараются крайне редко. Вместо него принято употреблять более тактичный термин - «люди с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Но дело, думается, не только в чувстве такта. Этот термин как бы подчеркивает, что речь идет о таких же, как и все, людях, у которых в силу разных причин появились в жизни некоторые ограничения. И задача современного общества - помочь им в их минимизации.
Научиться вместе жить
Социальная защита, реабилитация и интеграция в общество граждан данной категории - довольно широкий спектр мер, направленных на создание доступной и комфортной среды для людей с физическими и наследственными отклонениями. По официальной статистике, таковых в Азербайджане более 630 тыс., из которых 65 тыс. - дети. И за последние годы, в отличие от прежних лет, когда эта проблема стыдливо замалчивалась, для них сделано немало. Помимо обеспечения их жильем, новыми вспомогательными аппаратами, инвалидными колясками, организации для них творческих конкурсов, отдыха и курса реабилитации создаются условия для их свободного передвижения. В столице курсируют новые автобусы с низкопольной посадкой, оборудованные техническими приспособлениями для свободного входа в салон и выхода из него инвалидов. Модернизируется и служба медико-социальной экспертизы и реабилитации по оценке инвалидности, приняты новые правила ее определения. Тем не менее, несмотря на положительные изменения в этой сфере, проблем остается все же немало. И главная из них - вопрос трудоустройства. Как отмечают независимые эксперты, большая часть лиц с ограниченными возможностями - около 400 тыс. - трудоспособного возраста, однако работающих - менее 60 тыс.
К курсам профподготовки, организованным Минтруда и соцзащиты населения, ежегодно привлекаются тысячи граждан этой категории. Они освоили такие профессии, как портной, повар, мастер по ремонту компьютеров и мобильных телефонов, парикмахер и т.д. И все же найти им работу даже при наличии соответствующего сертификата совсем не просто.
Мировые тенденции в решении этих проблем доказывают, что каждая страна выбирает свой путь. Если Северная Америка и Россия сделали упор на адаптацию рабочих мест при приеме на работу, в зависимости от необходимости, то, например, Япония создала разветвленную сеть социальных предприятий, где работают лица с ограниченными возможностями. Южная Корея активно использует интегративное межотраслевое социальное предпринимательство.
Свои пути решения проблемы ищет и Азербайджан. К примеру, три года назад Минтруда подготовило законопроект «О правах лиц с инвалидностью», в котором предусмотрены конкретные меры для решения проблем, связанных с трудоустройством этой категории граждан. А в конце прошлого года глава государства Ильхам Алиев утвердил госпрограмму по развитию инклюзивного образования для людей с ОВЗ. Цель документа, принятого в соответствии с распоряжением главы государства на 2018-2024 гг., - создание условий для полноценного образования детей с инвалидностью. Он предусматривает также формирование системы для развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе.
По официальным данным, сегодня в стране 37,7% воспитанников интернатов нуждаются в специальных условиях обучения. Кроме того, дети с проблемами слуха, зрения и речи из регионов вынуждены проживать в Баку и учиться в спецшколах. 10 тыс. детей с ОВЗ учатся дома, остальные - в спецшколах и специнтернатах.
В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми. Но во многом из-за обособленности этих образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В последующем дезинтеграция и изолированность мешают молодым людям с ОВЗ реализовать свой потенциал, активно участвовать в общественной жизни, преодолевать трудности и достигать своей цели. Поэтому альтернатива такой системе - совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных учреждениях.
Особая программа - для особых детей
Вот для этого и понадобилась особая программа - программа интегрированного (инклюзивного) образования, в рамках которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же школах. Однако эксперты обращают внимание и на такую важную деталь - для эффективности инклюзивного образования необходимы целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интегративного образования. «Это серьезная интеллектуальная, организационная и психологическая работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений», - резюмируют они.
В Азербайджане накоплен определенный опыт по организации инклюзии. В 2005-2009 гг. в
15 школах и 13 дошкольных учреждениях Баку в рамках пилотного проекта были созданы условия для обучения детей с инвалидностью в обычных классах. Эксперимент оказался успешным, хотя и был сопряжен с дополнительными организационными и финансовыми мерами. Но ведь забота о людях важнее, тем более - о людях с ограниченными возможностями здоровья. Это входит в число приоритетов социальной политики нашего государства.
Особая категория населения - больные дети, инвалиды. Даже когда они живут в семьях, с родителями и любящими их родственниками, они все равно ощущают свою непохожесть на других и очень от этого страдают. Что уж говорить о детях-инвалидах, находящихся на попечении государства. В нашей стране - более двух десятков детских домов для инвалидов. Расположены они в бакинских пригородных поселках Шаган и Сараи. В них живут дети с различными патологиями: синдромом Дауна, аутизмом, психоневрозом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, детским церебральным параличом и т.д. Большую часть времени они находятся под наблюдением врачей. Как говорят воспитатели, эти дети бывают счастливы (если вообще это слово может быть применительно в данной ситуации) только до совершеннолетия, которого они ждут, как Судного дня. После 18-ти психоневрологических больных распределяют в дома-интернаты - в Гянджу, Раманы, Гейгель, Шамахы, Бузовна, где они и проживут до самой смерти, а здоровых людей по достижении ими 70-летнего возраста поселят в пансионат для одиноких, - другими словами, в дом престарелых.
Но, несмотря на специфику этих заведений, ребятам стараются создать условия, при которых они могли бы ощущать себя полноценными людьми. Например, прививают любовь к труду. Здесь они могут сами испечь хлеб - для этого имеется мини-пекарня, а также с удовольствием поухаживать за птицей на подворье: курами, утками, индюшками. А еще - нежными лебедями и диковинной красоты павлинами. Старшие девочки, те, кому врачи разрешают легкий труд, посещают курсы кройки и шитья.
Вот и мечтают поэтому наши ребята о том, что вполне реально может претвориться в жизнь. И о профессиях, и путешествиях, и главное - о полном выздоровлении.
Как сказал нам в эксклюзивном интервью четырехлетний Ибрагим Тофикович (он так и представился), когда он вырастет, непременно станет строителем, крановщиком. «Я буду поднимать свой кран высоко-высоко и аккуратно укладывать кирпичи. - А ты разве не боишься? - Нет. И ты не бойся, тетя. Я тебе помогу».
А его ровесник Садиг (ну тот, кто уже определился с карьерой полицейского) более всего мечтает танцевать. Говорит: «Я буду прыгать через лужи и танцевать-танцевать. Но только чтоб мама моя смотрела на меня и улыбалась».
Галия АЛИЕВА
Фото автора

Материал публикуется в рамках журналистского конкурса, объявленного Фондом государственного содействия развитию СМИ при Президенте Азербайджанской Республики совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и посвященного Международному дню инвалидов, отмечаемому 3 декабря.

Тема: «Əlilliyi olan şəxslər: fiziki məhdudiyyətdən sosial inteqrasiyaya».
Azərbaycan Respublikasının Əmək və Əhalinin Sosial Müdafiəsi Nazirliyi və Azərbaycan Respublikasının Prezidenti yanında Kütləvi İnformasiya Vasitələrinin İnkişafına Dövlət Dəstəyi Fondunun keçirdiyi müsabiqəyə təqdim etmək üçün.
banner

Советуем почитать