Аксиома любви - аксиома мечты
СООТЕЧЕСТВЕННИК
Доцент кафедры «Физика» Российского университета транспорта (бывший Московский институт инженеров транспорта), кандидат физико-математических наук Тофик Кули-Заде живет в столице России более полувека. Это единственный наш соотечественник, награжденный званием «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Поскольку преподавательская деятельность оставляет время для отдыха как правило только летом, во время каникул, он и приезжает в Баку в июне, июле или августе: на солнышке погреться, в море поплавать и полакомиться виноградом и инжиром на шувалянской даче. В нынешний свой приезд на родину Тофик муаллим заглянул в редакцию газеты «Каспiй».
Пришел он к нам не с пустыми руками: в пакете лежали две вышедшие в прошлом году его книги- решение задач по физике - «Волновая и квантовая оптика, элементы атомной физики и квантовой механики» и «Электричество и магнетизм». Эти пособия сразу же вошли в учебный курс института. Перелистывая страницы, физик-теоретик объясняет: «Вот видите, вначале я даю основные формулы с разъяснением, затем идут примеры решения задач по разделам физики, а далее задачи для самостоятельного решения с ответами».
Научить студентов мыслить
Составлен задачник таким образом, чтобы студенты не могли через интернет самостоятельно найти решение, не смогли подсмотреть ответы. Именно за это - возможность загуглить и тут же переписать решение любой задачи - учитель и не любит интернет. Можно сказать - терпеть не может. Говорит, что благодаря Сети студенты вообще перестали работать с учебниками, мыслить, не напрягаться. «Чтобы мозги развивались, голова должна работать всегда, - сетует он. - Вот как мы решали в свое время задачи? Находили один вариант, не подходит - искали второй, третий, и в конце концов получалось. Вот именно этому я и хочу научить своих студентов - мыслить».
Кстати, по этим замечательным учебным пособиям нашего земляка занимаются и студенты азербайджанских вузов - Технического и Педагогического университетов.
А в Российском университете транспорта курс общей физики Тофик муаллим преподает аж с 1976 года - начинал в лаборатории голографических методов контроля при кафедре физики, принимал активное участие в разработке исследовательских тем, а с 1993 года стал ответственным исполнителем реализуемых тем в лаборатории. Принимал активное участие в госбюджетных и хоздоговорных работах по созданию новых образцов контрольно-измерительной лазерной аппаратуры для техники железнодорожного транспорта и для Минобороны. В частности, при его активном участии был разработан магнитооптический датчик больших токов для контроля работы системы энергоснабжения метрополитенов и судовых установок. В 80-е годы советский педагог был командирован в Кампучию, где заведовал кафедрой физики в Высшем техническом институте кампучийско-советской дружбы. За это время активно вел исследовательскую деятельность, не только поставив новые лабораторные работы и написав несколько методичек, но и составив и издав русско-французский кхмерский словарь физических терминов. За успехи в работе и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства НРК награжден грамотой Министерства образования этой республики.
Вот как он описывает непростой период жизни в Кампучии: «Я начал работать преподавателем физики в феврале 1984 года, через год уже заведовал кафедрой. Кампучия (Камбоджа) - одна из красивейших стран Юго-Восточной Азии, первый набор в вузы которой состоялся в 1981 году, после освобождения от полпотовского режима Народно-освободительной армией Кампучии. Преподавание в институте велось на русском языке, первый курс был «нулевой», то есть подготовительный - студенты изучали только русский язык. Дальше к занятиям подключались уже преподаватели различных специальностей.
Любимый учитель - Кули-Заде
В стране еще действовало военное положение, поэтому институт и преподавателей охраняли правительственные войска, нас дважды в неделю по графику возили на рынок, на покупки выделялся один час. В наших квартирах были установлены бакинские кондиционеры, приобретенные правительством короля Сианука еще в 1975 году. Телефоны в дома проведены не были, электричество часто отключали, поэтому продукты быстро портились: температура в столице Пномпене была круглый год порядка 50 градусов по Цельсию, плюс 90-процентная влажность. Труднее всего приходилось, когда электричество отключали вечерами: из-за невыносимой духоты спать было невозможно, а как только мы открывали окна, сразу же подвергались нашествию комаров и других насекомых.
Каждому жителю страны правительство выделяло две небольшие пиалы риса в неделю, на занятиях студенты часто теряли сознание от голода. Некоторым студентам я оказывал материальную помощь, выделял небольшую сумму денег для покупки риса.
Лаборантами на кафедре работали кхмеры. Из Москвы я привез несколько приборов и установок для проведения новых лабораторных работ. Так, с помощью физического маятника студенты определяли ускорение свободного падения. В целом они все учились неплохо. Кроме основных занятий, я еженедельно проводил дополнительные, руководил физическим кружком, участвовал в организации студенческих конференций. Студенты меня любили. Как-то ко мне подошла педагог по русскому языку - она вышла с урока, на котором студенты писали сочинение на тему «Мой любимый преподаватель» - и спросила: «Как ты думаешь, кого они назвали любимым преподавателем? Представляешь, какая наглость: не стесняясь, все написали: «Кули-Заде»!»
В 1991 году Тофика Салмановича снова направили в Камбоджу по приглашению Министерства образования этой страны, но проработал он там всего пять месяцев - с августа по декабрь. После августовского путча и развала СССР по решению Ельцина все преподаватели, работавшие за рубежом, должны были немедленно вернуться в Москву. В Камбоджу приехали преподаватели из Франции.
«Наши подходы к работе разительно отличались, - говорит он, - прочитав лекцию, французские преподаватели просто закрывали свою папку и уходили. Я же, читая лекции, иногда останавливался, чтобы уточнить, все ли понятно студентам. Давая задачи, подробно объяснял условия, показывал, какие формулы надо применять при решении, еженедельно для каждой группы проводил дополнительные занятия и вел физический кружок. Получал я всего 420 долларов, тогда как оклад у французов был в пять раз выше - порядка 2 тысяч».
Только вернувшись в Москву, он почувствовал, какие перемены произошли со страной и людьми. Все бросились в бизнес, высшее образование им было не нужно. Прием студентов в вузы резко сократился, зарплата преподавателя дошла до минимума - все получали копейки. Многие пытались заняться бизнесом, многие разорились, все-таки это дано не каждому. Только к концу 1999 года молодежь постепенно стала понимать, что высшее образование получать необходимо. Понемногу стало увеличиваться и количество студентов МИИТа. Теперь здесь высокий уровень подготовки специалистов обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. В университете учатся около 30 000 студентов, профессорско-преподавательский состав около 1700 человек.
Физика его жизни
К заслугам Тофика Кули-Заде российские ученые относят и его новаторство: он является основоположником дистанционной формы обучения с 2001 года в Воронеже и Нижнем Новгороде. А еще наш соотечественник - куратор договора о сотрудничестве в области высшего образования, науки и техники между МИИТ и Национальной академией авиации (НАА) Азербайджана. По его мнению, НАА, созданная академиком Арифом Пашаевым, - один из лучших вузов на постсоветском пространстве, учебные и исследовательские лаборатории которого снабжены самыми передовыми и уникальными приборами, а занятия ведут лучшие специалисты республики в различных областях науки.
Вспоминая азербайджанских ученых, он считает своим долгом упомянуть и о выдающемся ученом, замечательном человеке - бывшем директоре Института физики АН Азербайджана, членкоре АН СССР Гасане Абдуллаеве. «С его помощью, - говорит он, - многие из моего поколения получили шанс повысить уровень своей научной квалификации в крупных городах СССР. Используя свои связи, Гасан Багирович направлял молодых сотрудников в ведущие научные центры Москвы и Ленинграда, где они учились в аспирантуре под руководством выдающихся ученых. Он рекомендовал и командировал меня в Москву, чтобы я поступил там в аспирантуру. Мы не должны забывать об этом».
А начиналась биография нашего героя в далеком 1935-м в Баку, в Ичери шехер. Как он сам любит говорить - в десяти метрах от Дворца Ширваншахов. На том месте до сих пор стоит дом, в котором он родился.
В Крепости, как называют это место коренные бакинцы, родились многие известные на весь мир люди - писатели-сценаристы Рустам и Максуд Ибрагимбековы, кинорежиссер Ариф Бабаев, великий джазмен Вагиф Мустафазаде, композитор Хайам Мирзазаде, художник Тогрул Нариманбеков, футбольный арбитр Тофик Бахрамов, подтвердивший победный гол в ворота немецкой команде англичанам в финале чемпионата мира в 1966 году, генерал Керим Керимов, готовивший космонавтов к полетам и др.
В канун своего 80-летнего юбилея Тофик Салманович издал книгу «Физика моей жизни», в которой посвятил родному Баку особо проникновенные строки: «Это своеобразный город. Он отличается своими строгими строениями, которых нет нигде. В этом городе рядом жили люди различных национальностей и разной веры. Строили храмы, где возносились к бакинскому небу молитвы на непохожих языках… Мой город всегда обладал особенным, неповторимым характером, неподражаемой аурой, своими законами и традициями. Моральными ценностями для людей моего поколения были дружба и любовь друг к другу независимо от национальности и вероисповедания. Все мы жили одним законом, одним кодексом чести, создавая единую нацию бакинцев… Баку навсегда оставляет в своем плену тех, кто хотя бы раз побывал в нем. Мое сердце отдано этому прекрасному, благородному и светлому городу, который для меня остается одним из чудеснейших мест на свете. Я очень ревностно отношусь к людям, которые недоброжелательно высказываются о Баку и бакинцах, не побывав в нашем изумительном по красоте и доброте городе. Я готов тут же броситься в бой с этими невеждами и завистниками, но мое бакинское воспитание, уважение и любовь к людям не позволяют мне грубо обойтись с ними. Убедив их в обратном и получив извинения, я успокаиваюсь. К сожалению, я не могу передать и воспеть всю свою любовь к этому неповторимому месту, как он того заслуживает. Я не поэт, иначе смог бы выразить свою любовь в стихах к бакинцам и к каждому деревцу, каждой улице и каждому дому моего Баку».
Дорога в Москву
Он помнит свой город во время войны - с окнами, крест-накрест заклеенными бумагой, мальчишек, с утра стоявших в очередях за хлебом по карточкам - 200 граммов на каждого члена семьи. Женщины днем работали в госпиталях и на заводах, вечерами дежурили на крышах домов и у ворот.
Бывали вечера, когда начинали завывать сирены противовоздушной обороны. Тут же в небе появлялись белые лучи прожекторов, готовые определить полет немецких самолетов. В этот момент все жильцы верхних этажей спускались вниз, в их с бабушкой квартиру. В этот момент негде было даже присесть - все стояли, держа в руках свои вещи, но все старались друг друга поддержать.
«Я помню, - вспоминает учитель, - как в один из дней потерял все карточки на хлеб, которые выдали нам на неделю, до получения новых надо было ждать несколько дней. Если бы не наши соседи, спасибо им, даже не представляю, как бы мы с бабушкой продержались. Они выделили из своих пайков кто сколько мог, в результате на каждого человека оказалось даже чуть больше 200 граммов. Вот такие добрые отзывчивые люди, готовые поделиться последним куском, окружали нас в Баку. Большое счастье - жить среди них. Спасибо тебе, мой родной, любимый город!».
После войны, в мае 1947 года Тофик Кули-Заде перешел в пятый класс знаменитой бакинской школы №6. Любимым предметом была математика, тяжелее всего давался русский язык. Диктанты писал, говорит он, сплошь с ошибками. Преподавала русский язык пожилая хрупкая Ольга Петровна Князева. Чтобы подтянуть по предмету, занималась дополнительно у себя дома дважды в неделю. «Она была прекрасным, добрым человеком и чутким педагогом. Жила Ольга Петровна в Крепости, недалеко от дома Вагифа Мустафазаде, и хотя жила она бедно, всегда угощала меня чаем и печеньем. Благодаря ее стараниям, я за год сократил отставание по русскому языку и освоил его на уровне хороших учеников. Именно ей я обязан своим относительно грамотным уровнем владения русским языком», - с благодарностью вспоминает бывший ученик свою учительницу, называя попутно и других педагогов школы №6 - математика Давида Яковлевича Цилевича, физика Николая Николаевича Шишкина, химика Карибову Марию Христофоровну, учителя географии Авета Сергеевича, «англичанку» Шварцберг Нину Гавриловну и др.
Рано оставшись без матери, на руках у бабушки и отца, подросток рано начал трудовую жизнь - после 8-го класса пришлось перевестись в вечернюю школу, после окончания которой поступил в Московский инженерно-строительный институт им.Куйбышева.
Главная ценность - доверие
Однако проучившись только первый курс, даже не сдав летнюю сессию, вернулся на родину: влюбленный юноша оставил здесь, по его выражению, «самую красивую девочку Баку» - Тамиллу Шихмамедову. Во время учебы в России вдруг пришло озарение - а вдруг она не дождется его и выйдет замуж за другого, ведь учиться надо было 5 лет. А получить высшее образование можно и в Баку, рассудил юноша. Так и сделал - поступил в Азербайджанский госуниверситет, получил диплом физика, начал работать в Институте физики Академии наук. Посватался к Томе, как ласково он ее называет. Но не тут-то было: дядя девушки и слышать не хотел о молодом ученом, у которого были только профессиональные амбиции, страсть к науке, но не было даже собственного жилья, не говоря уже о каком-то серьезном финансовом благополучии. Но молодые все равно решили быть вместе. Всем домашним Алиага ами строго-настрого наказал: узнаю, кто будет общаться с ними, убью. И чтоб не подвергать опасности ни себя, ни близких, решили просто уехать из Азербайджана. Баку для них стал закрытым городом.
Было это в 1963 году. Правда, с дядей-стоматологом они через тридцать лет помирились, но жить остались в Москве.
С тех пор более полувека отдано жизни в России, которая подарила ему творческое долголетие, признание коллег, восхищение студентов. Вот об этом, пожалуй, можно и подробнее рассказать. В той книге, о которой шла речь, приведены скриншоты - отсканированные письма его подопечных. Их можно читать бесконечно, не переставая удивляться и восторгаться теми нужными и правильными словами, которая молодежь адресует своему учителю, выражая признательность и благодарность за высокий профессионализм, компетентность, педагогический талант и преданность своему делу, которая выше личных интересов и материальных выгод.
Вот что, к примеру, пишет Ирина Каляпина: «Главная ценность на уроках - доверие. Самое доходчивое объяснение за всю мою ученическую жизнь. Тофик Салманович, спасибо вам большое!». «Дорогой, один из самых уважаемых наших преподавателей, спасибо вам за ваш труд, посещение ваших пар дает нам множество ясных и точных знаний по физике» (Андрей Дуванов), «Тофик Салманович - очень хороший человек, настоящий мастер своего дела, в меру строгий, в меру справедливый, любит и уважает каждого своего студента, и мы тоже его любим и уважаем. Материал усваивается так хорошо, что к концу пары даже не помнишь, когда она началась» (Алина Романова), «Вы объясняете нам физику так, как не смог этого сделать ни один учитель. Кроме того, мало преподавателей с таким чувством юмора, таким отношением к студентам и такими знаниями по своему предмету» (Ирина Шарова).
- С чувством юмора?
- А как же! Конечно. Я стараюсь разбавлять свои занятия не только юмором, но и рассказами о своих любимых художниках и певцах - Караваджо, Леонардо да Винчи, Франсиско Гойя, Рембрандт, Марио Ланца, Джино Беки, Тито Гоби и конечно Муслиме Магомаеве ... И каждое свое занятие я начинаю с фразы «Делайте добро! Всегда и везде делайте добро!»
Линии судьбы
- А какое отношение добро имеет к физике?
- Самое прямое. Дело в том, что я в первую очередь педагог, учитель, воспитатель. Для меня эти письма, эти отзывы-благодарности дороже любых наград, ведь это означает, что мой труд не напрасен, что я приношу пользу людям. Оглядываясь назад, иногда бывает сложно самому оценить, правильно ли прошел свой путь, не зря ли прожита жизнь. И перечитывая эти, вырванные из тетрадей листочки в линейку и в клеточку, отвечаю себе: «Тофик, а жизнь-то удалась». За уважение и теплое отношение я благодарен моим ученикам, всем моим коллегам с кафедры физики, преподавателям и, конечно же, руководству нашего университета, лично ректору Борису Алексеевичу Левину.
- Вы довольны, как состоялась ваша жизнь?
- Каждый человек в определенный момент своей жизни делает остановку, чтобы оглянуться назад и оценить пройденный путь. Как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух одинаковых линий судьбы. Какой будет твоя линия - прямой или извилистой, зависит только от тебя самого - я убеждался в этом много раз. Верил в себя и верил в то, что Бог поддерживает меня, видел его знаки и без страха смотрел с высоко поднятой головой в свое будущее, даже когда ситуация казалась безвыходной.
Я старался жить честно, быть порядочным человеком, верным другом, любящим отцом и мужем, а главное - никогда и никому не завидовать. Убежден, что все беды человеческие только от зависти. Наверное, поэтому судьба наградила меня таким количеством друзей, а главное - любящей семьей, моей ненаглядной Томой, сыновьями и внуками.
- А что главное в физике вашей жизни?
- Конечно, хорошо, если меня будут вспоминать добрым словом, но главное, что мне хотелось бы - это оставить после себя доброе имя. Больше всего мое доброе имя нужно моим детям. Есть ли большая ценность? В этой жизни главное - научиться любить и делать добро. Творящий добро - вот настоящий герой.
- Все верно, в жизни не обязательно делать гениальные открытия или летать в космос, чтобы стать героем…
- …если человек прожил свою жизнь честно, порядочно, творя добро, никого не обидел, про него можно сказать, что он в жизни тоже чего-то добился. Я благодарю Бога за долгую, счастливую жизнь, за свою вторую половинку - любящую верную жену и добрых, порядочных, красивых и умных детей и внуков. Мог ли я просить большего? На самом же деле, главное в физике моей жизни - это аксиома любви.
- Тофик муаллим, а когда вы вернетесь в Баку? Насовсем?
- Когда перестану работать, вот тогда, может быть, вернусь.
Галия АЛИЕВА