• пятница, 19 Апреля, 11:33
  • Baku Баку 13°C

А при чем тут журналисты?

13 декабря 2016 | 16:00
А при чем тут журналисты?

МЫСЛИ ВСЛУХ
На всю квартиру шум - дети смотрят американский боевик. Урывками, бессознательно улавливаю примитивный сюжет - шантаж, сопротивление «крутого» мелкого бизнесмена, жестокая расправа, сопровождаемая пистолетными выстрелами и дикими криками жертвы… нет, похоже, кричит не один человек, а еще и все его домочадцы в придачу…
Хоть и до тошноты приелись Джеки Чаны, Брюсы Уиллисы, Сильвестры Сталлоне и т.п. (не в обиду будет сказано их некоторым фанатам), тем не менее, под нежное шипение блинчиков на сковороде чувствую в своей душе медленно расползающееся, гадливое пятно ужаса. И следующее ощущение намного более приятное - это осознание того, что такое все же не у нас происходит, а в той далекой Америке, на том далеком, все еще «диком» Западе…
На диком Западе… Видишь, например, у нас на прилавке красивую, аппетитную булочку. Всю такую саму из себя пышную, сытную. А когда откусываешь, понимаешь, что это все равно, что есть торт во сне - она пустая внутри! Ох, уж эти кондитерские «разрыхрытели!» Да и горе-бизнесмены, выше понимания которых одна простая истина: хочешь процветать, никогда не изменяй своей «марке».
Ну да не в них, таких наших «бизнесменах» дело! А дело в том, что убийцы, шантажисты, рэкетиры и, Бог знает, кто еще умудрились «телепортироваться» из шумных жестоких боевиков в наш зеленый оазис в этом гламурном, брутальном, далеко не мирном мире. В пору вспомнить о теории материальности мысли - в постсоветское время большинство людей, будучи жертвами тотального голодания по остросюжетным кино в советское время, жадно бросились смотреть низкопробные голливудские фильмы. Правда, вначале таковыми они не воспринимались… «Вот и накаркали», - хочется провозгласить как можно громче.
Только, конечно, дело опять не в этом… Американское голливудское «мордобитие» тут также никак не при чем - не стоит оправдываться, потому что заработать, не трудясь, получить, ленясь - в природе иных представителей человечества, так называемых любителей легкой наживы.
Мне не хочется подробно говорить о нашумевшем факте рэкетирства «в журналистике». Об этом говорили и все еще говорят, общество не успело оправиться от шока. Мне хочется доказать, насколько данный вопиющий факт никак не имеет отношения к журналистике как социальному институту, а скорее, как и понятно, является прерогативой криминалистики вообще, и в корне своем относится к нарушению этических норм в частности.
Да, не звучит банально, но журналист - профессия опасная. Вполне в порядке вещей, когда эти «представители четвертой власти» гибнут в горячих точках или медленно, так сказать, «с пристрастием» уничтожаются за то, что намеренно оказались обладателями какой-либо разоблачающей информации.
Никогда не будут забыты имена журналистов-героев Чингиза Мустафаева и Салатын Аскеровой… И многих, многих других, кто отдал свою жизнь во имя правды, во имя суверенитета и независимости нашей страны…
Любой настоящий журналист (именно настоящий, под этим словом мы подразумеваем не того, кто вздумал себя им называть, и даже не того, кто оказался обладателем диплома журналиста) выполняет свой долг с честью и сообразно кодексу о СМИ. А первое правило журналиста - не использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой он обладает. В статье 11 закона Азербайджанской Республики о Средствах массовой информации сказано, что журналист не имеет права «раскрывать в распространяемых сообщениях и материалах предоставленную лицом доверительную информацию», а также обязан «сохранять анонимность источника». И даже суд не имеет полномочия «принудить журналиста раскрыть источник», разве что в определенных, самых крайних случаях.
А что же сказать о ситуации, когда информация так называемому «журналисту» вообще не была добровольно предоставлена? Вот здесь-то мы и упираемся уже в явный криминал, никак не имеющий отношение к доброй старой профессии - Журналист.
Вообще, в журналистике вмешательство в жизнь частного лица преследуется очень строго. Публиковать информацию о личностях без их на то согласия, а также унижающую их «честь и достоинство» считается недопустимым.
А теперь о всякого рода незаконных «жучках», «прослушках» и прочих скрытых способах добычи информации. В данном случае мы снова упираемся в область криминалистики, потому что ответственность за данные действия несется в «соответствии с законодательством Азербайджанской Республики». И даже когда речь идет просто о невинном интервью, снова вступает в силу закон о СМИ, предусматривающий «права и свободы постороннего лица». В соответствии с этим законом лишь с письменного согласия данного лица журналист получает законную возможность произвести съемку или включить диктофон. И истинный журналист никогда не преступит данную черту закона, никогда не нарушит этических норм.
Информация о преступных рэкетирских действиях людей, использующих гордое имя «журналист» в своих целях, недавно вновь стала достоянием азербайджанской общественности. Такие высокоморальные ценности, достигнутые нашим обществом столь нелегким путем, как свобода массовой информации, недопустимость цензуры, - не должны стать объектом бесчестных манипуляций. Кодекс АР о СМИ систематизирует законы, ограничивающие свободы журналистов в определенных случаях. Хочется здесь процитировать Ф.Ницше: «Доходящая до абсурда свобода для одних - это нечто до трагедии противоположное для других…»
Как говорится, нам это не грозит. И пусть беззаконие, рэкет и прочие ужасы останутся впредь лишь в сюжетах американских боевиков.
Лейла МИРЗОЕВА,
доктор филологических наук, преподаватель кафедры журналистики Бакинского славянского университета
banner

Советуем почитать