
Очередной трехсторонний формат взаимодействия
РЕГИОН
Следующий саммит высокого уровня Азербайджан-Турция-Туркменистан пройдет в течение уже этого года в Ашгабате. Об этом договорились министры иностранных дел трех стран по итогам трехсторонней встречи в Анкаре, сообщил на совместной пресс-конференции глава внешнеполитического ведомства принимающей стороны Мевлют Чавушоглу.
Ожидается, что одной из центральных тем переговоров президентов трех стран станет обсуждение возможности вывода туркменских энергоносителей в Европу в связи с подписанием 21 января этого года в Ашгабате между Туркменистаном и Азербайджаном Меморандума о взаимопонимании по совместной разведке, разработке и освоении углеводородного месторождения «Достлуг» на Каспии.
Год назад эксперты полагали, что переименование месторождения, именуемого у нас «Кяпаз», а в Туркменистане - «Сардар», бесперспективно, однако дружба тюркских народов растопила лед недоверия.
От раздора к взаимной выгоде
Мало кто помнит теперь, как долго готовился текст Конвенции о статусе Каспийского моря. В частности, не разрабатывалось обнаруженное нашими нефтяниками в общей части азербайджано-туркменского сектора Каспия и обладающее большими запасами углеводородов месторождение «Кяпаз». По этому поводу была масса разногласий, и если до подписания конвенции на V саммите, который состоялся в Казахстане в 2018 году между пятью прикаспийскими странами, были трения, в основном инициированные Ираном и Россией, то и эта проблема уже решена.
С 21 января упомянутое месторождение уже называется «Достлуг», так как в этот день между правительствами Азербайджана и Туркменистана подписан Меморандум о взаимопонимании в связи с совместной разведкой, разработкой и освоением бывшего объекта горячих споров и недоверия, подогреваемых извне. Так что выстраданная в течение четверти века Конвенция по статусу Каспия является гарантом безопасности и стабильности в непростом регионе, ранее контролируемом тюркоязычными государствами. Это, можно сказать, универсальный документ, регулирующий сотрудничество во многих сферах, в том числе различные юридические моменты.
Наконец можно смело и без правовой натяжки заявить, что речь идет о море сотрудничества. У Азербайджана очень широкий круг интересов на Каспии: это и использование водных ресурсов, и моря в мирных целях, у нас есть приоритетная экономическая заинтересованность, также важен вопрос охраны окружающей среды. Долгое время яблоком раздора был принцип разграничения Каспийского моря: Азербайджан, Казахстан и формально Россия исходили из принципа срединной линии, а Иран и Туркменистан не соглашались с этим. Но по прошествии времени позиция этих двух государств изменилась, и на сегодняшний день вся «пятерка» исходит из вышеуказанного принципа.
Понятное дело, все упирается в финансовые средства и контролируемые маршруты доставки углеводородов. Россия до сих пор блокировала выход на европейский рынок природного газа из Туркменистана, перенаправив его через Казахстан на север, а также в Китай. С другой стороны, Вашингтон сделал невозможной легальную торговлю иранскими углеводородами. Однако объединив интересы, все пять прибрежных государств начали совместное региональное развитие экономического потенциала.
На сегодняшний день именно Каспий становится одной из основных территорий, по которой проходят альтернативные транзитные маршруты. Речь идет в первую очередь о недавно запущенной в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, которая способствует выходу напрямую грузов отсюда прямиком в южную и центральную Европу. А это двухсотмиллионный рынок, включая состоятельные Италию, Чехию, страны бывшей Югославии. Так что сегодня и Азербайджан, и Туркменистан очень заинтересованы в том, чтобы этот транскаспийский маршрут начал работать в полную силу.
За четвертьвековой период жарких споров каждая прикаспийская страна пыталась обосновать свои взгляды, обозначить свою позицию по этому вопросу. Как видно из столь длительного временного промежутка, не по всем вопросам дипломаты и правительства находили точки соприкосновения, каждая страна отстаивала свои национальные экономические и политические интересы, желая выстроить выгодную ей и соответствующую реалиям модель сотрудничества. Но хотим мы того или нет, все должны сотрудничать в решении таких проблем, как освоение ресурсов, экология, охрана биоразнообразия, развитие транспортных коммуникаций, культурные связи и т.д. Весь этот клубок взаимоотношений требует своего решения, и это уже начинает содействовать развитию сотрудничества и сближению экономических и политических взглядов.
Этому поспособствует и введение в эксплуатацию важного транспортного коридора Север-Юг, который превратит Баку в своего рода хаб логистики Прикаспийского региона.
Фактор Турции
Трехсторонние форматы сотрудничества, инициированные официальным Баку, всегда отличались открытостью, а потому прагматизм в них основан не на сиюминутной финансовой выгоде, а на перспективе - что называется, через тернии к дружбе. Буквально три десятка лет назад все государства региона, особенно на постсоветском пространстве Южного Кавказа, относились друг к другу с недоверием. Но затем общенациональный лидер Гейдар Алиев со своим грузинским коллегой и другом Эдуардом Шеварднадзе растопили лед недоверия, после чего к ним присоединились бывший президент Турции Сулейман Демирель и президент России Владимир Путин, а позже - президент Ирана Хасан Роухани.
Обратите внимание: у Азербайджана со всеми этими странами существуют не просто заявленные трехсторонние форматы, причем не просто сотрудничества, а полноценного партнерства. И это большой плюс. Если ранее Кремль заявлял об исключительных собственных правах на весь регион, что усиливало трения, сейчас же к проектам на взаимовыгодной основе допущены Иран и Турция. А итоги Отечественной войны в Карабахе и вовсе доказали ущербность былой мировой практики с ее контрибуциями и единоличными интересами победителя. Как видим, плоды победы Азербайджана с принуждением агрессора к миру пожинают также близкие нам Турция и РФ, а в перспективе этот шанс появится и у самой Армении.
Кстати, именно благодаря Анкаре стал возможным нынешний формат сотрудничества между Баку и Ашгабатом. Теперь наши отношения, построенные на особых исторических связях былых огузских племен, наглядно превратились во всеобъемлющее партнерство благодаря инициативе турецкого правительства, обозначенной семь лет назад и недавно получившей условное название «Азия заново».
Кстати, во время встречи в Анкаре глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов рассказал о представившейся возможности отдельно обсудить двусторонние отношения между братскими странами - по вопросам развития торговли, энергетики, таможни, транспорта, безопасности и даже сельского хозяйства.
«Азербайджано-турецкие отношения развиваются на самом высоком уровне во всех сферах, - сказал он, добавив, что двусторонние связи продолжают укрепляться с каждым днем под руководством президентов двух стран. - Азербайджан ощутил политическую и моральную поддержку турецкого руководства и народа в ходе недавней 44-дневной войны с Арменией за освобождение оккупированных территорий страны. Эта поддержка придала нам дополнительную силу и моральный дух», - сказал он, подчеркнув, что после войны в регионе определился новый формат безопасности.
Министр также подчеркнул роль Турции в достижении устойчивого мира в регионе, отметив, что наша страна впервые в своей истории согласовала режим взаимных поездок граждан по внутренним паспортам именно с Турцией. «Союз Азербайджана и Турции вечен. Он создан на основе единства, дружбы, братства, стратегического партнерства и взаимного уважения», - заявил Дж.Байрамов.
Говоря обо всем этом в присутствии туркменского коллеги, понятное дело, он имел в виду фигуру умолчания - официальный Ашгабат, которому стоит ускорить переход от сотрудничества в некоторых отраслях в стратегическое партнерство по всем позициям. Надеемся, так оно и будет, и уже в самом скором будущем…
А.АЛЕКПЕРОВ
|