• четверг, 25 Апреля, 18:05
  • Baku Баку 21°C

Закономерный итог

20 ноября 2020 | 14:47
Закономерный итог

МНЕНИЕ
В минувшие выходные в Молдове прошел второй тур выборов президента страны, на котором однозначную победу, причем с большим отрывом, одержала Майя Санду. Она получила 57,75% голосов избирателей, в то время как действующий президент Игорь Додон - 42,25%.
Свою оценку прошедшим выборам и взгляды на перспективы внешней и внутренней политики Молдовы при новом президенте в интервью газете «Каспiй» изложил молдавский историк, политолог Зураб Тодуа.
- Надо признать, что в последние годы не только в Молдове, но и в других странах мало какие выборы проходят без скандалов и обвинений в фальсификации. Вот и на этот раз накануне выборов президента Республики Молдова (РМ) было немало предположений и спекуляций на тему возможных манипуляций со списками и бюллетенями. Основные конкуренты грозились вывести своих сторонников на улицу, в случае если выборы были бы «украдены». Тем не менее, все завершилось благополучно, без каких-либо инцидентов.
Правда, Игорь Додон заявил, что оспорит результаты второго тура через суд. Однако пока эти намерения выглядят неубедительно. Зафиксированные нарушения не носили массового характера и не могли оказать влияние на окончательные итоги. В целом в Молдове с начала 90-х годов выборы проходят с соблюдением всех демократических процедур. Исключение составил период 2014-2019 годов, когда олигарх В.Плахотнюк подмял по себя государственные структуры и пытался при помощи различных махинаций, подкупа и шантажа предопределить исход тех или иных выборов. Некоторое время это ему удавалось.
Другой вопрос, что нынешние президентские выборы обладают сомнительной легитимностью. Дело в том, что переход от избрания главы государства в парламенте к прямым выборам был совершен по решению Конституционного суда 4 марта 2016 года по настоянию того же Плахотнюка. Конституция при этом была грубо нарушена, и об этом в Молдове всем хорошо известно. Вопрос остается открытым, и правила избрания президента рано или поздно придется приводить в соответствие с Конституцией.
- Майя Санду смогла победить во втором туре с отрывом в 15,5%, в то время как в ходе первого тура этот отрыв составил около 4%?
- Вообще, в первом туре почти все ожидали, что лидером будет Додон, и как раз с перевесом в 4-7%. Некоторые эксперты полагали, что он способен победить сразу, без второго тура, набрав необходимые 50% голосов избирателей. Победа Санду в первом туре стала неожиданностью для многих.
Здесь сработало несколько факторов. Во-первых, системные ошибки предвыборной кампании Додона. Упор был сделан на прямолинейную критику главного оппонента - Санду, на запугивание населения блоком НАТО, румынами и даже геями, которые якобы немедленно заполонят Молдову в случае ее победы. Совершенно странное впечатление производили предвыборные ролики ПСРМ, которые иначе как идиотскими (простите за сниженную лексику) не назовешь. В итоге Додон по сравнению с выборами 2016 года недосчитался 10-12% голосов, не говоря уже о том, чтобы приобрести новых сторонников.
Во-вторых, в первом туре часть избирателей не приняли участие в выборах, понимая их сомнительную законность. В-третьих, как правило, во втором туре кандидатам отходят голоса тех, кто не преодолел первый тур. Ну и, наконец, во втором туре традиционно происходит мобилизация электората. При этом совершенно феноменальную явку показала молдавская диаспора в странах ЕС, выдав более 240 тысяч голосов. Это небывалый по сравнению с прежними выборами результат. Голоса диаспоры и обеспечили существенный перевес в пользу Санду. Но даже без учета диаспоры, внутри страны, она все равно получила больше голосов, чем Додон.
- Проигравший выборы действующий президент уже объявил, что намерен опротестовать итоги голосования в суде. Удастся ли ему добиться изменения итогов выборов?
- Никаких шансов на то, чтобы опротестовать выборы в суде, у Додона нет. Это лишняя трата времени, и я полагаю, он это сказал сгоряча. Массовых нарушений не было, обычный избирательный процесс, со своими неизбежными шероховатостями. По сравнению с тем, что явил миру флагман демократии - США: голосование давно ушедших из жизни людей, фальсифицированные списки, поддельные бюллетени и прочее, - выборы в Молдове с полным основанием можно считать безупречными.
- Какова будет внешняя политика Молдовы при Санду?
- В мировых СМИ несколько дней говорят о том, что «Молдова уходит на Запад», «Молдова вышла из-под влияния России», о некоем «поражении России». Об этом уже говорят и пишут 30 лет. Но Молдова по-прежнему остается на своем месте, там, как и ранее, примерно половина населения желает сближения с Россией, а половина надеется на Евросоюз.
Додона называли «пророссийским», но именно в период его пребывания на посту главы государства высылали российских дипломатов и журналистов, было запрещено вещание российских телеканалов, в СМИ велась антироссийская кампания. Раньше была возможность все сваливать на Плахотнюка. Но его нет в стране уже полтора года, и тем не менее, никаких изменений в этом плане не последовало.
Вероятнее всего, каких-либо резких движений со стороны Санду не будет. Да, она чаще, чем Додон, будет ездить с визитами в страны ЕС, и меньше - в Россию. Может быть, и толку от этих визитов будет больше. Додон за четыре года раз тридцать побывал в Москве. Как видим по итогам выборов, люди этого не оценили, даже те, кто является сторонником укрепления и развития отношений между Россией и Молдовой.
- Какие изменения следует ожидать от Санду во внутренней политике?
- Это самое сложное направление. В Молдове неблагополучная социально-экономическая ситуация. Страна не справляется с эпидемией COVID-19. Сохраняется раскол общества, который президентские выборы только усугубили. Некоторые пришибленные деятели из правого лагеря, представляющие его радикальное крыло, уже вынашивают планы при помощи Санду снять с должности генпрокурора Александра Стояногло, гагауза по национальности, и выдвинуть на это место кого-нибудь более покладистого из среды неправительственных организаций.
Между тем генпрокурор избран на семь лет, и снять его с должности можно только нарушив закон. Если Санду пойдет на поводу у правых радикалов, это нанесет серьезный ущерб ее репутации. И наоборот, если она приструнит горячие головы в своем окружении, это пойдет на пользу.
Вероятно, Санду будет заинтересована в досрочных парламентских выборах. У ее партии в парламенте всего 14 депутатов из 101. Этот состав парламента был избран в марте 2019 года, когда власть в стране принадлежала В.Плахотнюку, там около половины его ставленников. Они сделали все возможное, чтобы дискредитировать законодательный орган. Некоторые депутаты всего за год успели сменить по две-три партии, и как сообщали СМИ, основательно нагрели на этом руки…
В целом было бы очень разумно, чтобы новый президент своими заявлениями не будоражил людей, но исходил из того, что Молдова - многонациональное государство, с множеством проблем, сложностей и особенностей. Те, кто был до Санду на этом посту, по сути, являлись президентами только своих избирателей, а других либо воспринимали как «неправильных» граждан, либо не вспоминали о них вообще. У Санду есть шанс эту традицию изменить и стать президентом для всех граждан. Первые ее заявления указывают на то, что она это понимает. Как будет дальше, посмотрим.

Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать