• вторник, 19 Марта, 11:34
  • Baku Баку 8°C

Какой месседж мировому сообществу направит Ильхам Алиев на 75-й Генассамблее ООН? – Мнение эксперта

18 сентября 2020 | 17:56
Какой месседж мировому сообществу направит Ильхам Алиев на 75-й Генассамблее ООН? – Мнение эксперта
24 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев выступит на 75-й сессии Генассаблеи ООН. Это будет первое глобальное международное событие после длительного перерыва на фоне пандемии. Генассамблея всегда выступает площадкой, в рамках которой каждая страна-участница фиксирует свое видение как самых острых актуальных глобальных проблем, так и вопросов национальных интересов. В центре внимания юбилейной сессии станут вызовы на фоне пандемии коронавируса. О том, какие темы окажутся в центре внимания обращения азербайджанского лидера в интервью «Москва-Баку» свою точку зрения высказал политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
– Какие темы будут в центре внимания президента Азербайджана? Исходя из того, что Баку объявил о переориентации на более «наступательную модель» дипломатии, стоит ли ожидать, что заявления Ильхама Алиева на 75-й сессии Генассамблее ООН будут еще более жесткими, требовательными и станут очередными месседжами по нагорно-карабахскому конфликту посредникам и Армении?
– Это, безусловно, будет событие мирового масштаба. Как известно, Азербайджан в последнее время зачастую формулирует тренды международной политики в области борьбы с коронавирусом, в сфере энергетической безопасности. Через призму взгляда Азербайджана на текущую международную военно-политическую ситуацию и будут сформулированы ключевые тезисы, которые и лягут в основу выступления Ильхама Алиева.
В центре внимания будет, безусловно, нагорно-карабахское урегулирование. Эскалация и провоцирование конфликтов на фоне и так непростого для всего мира времени – пандемии коронавируса, соответственно, недавняя эскалация на азербайджано-армянской границе, которую, очевидно, было выгодно осуществить руководству Армении. Тупиковость переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию и слабая работа посредников по этому направлению с точки зрения реализации своего мандата – контроля выполнения Арменией четырех резолюций Совбеза ООН по карабахскому урегулированию. Продолжение оккупационной политики и заселение оккупированных территорий для еще большего фиксирования статус-кво.
Относительно того, будут ли заявления президента Алиева более жесткими, чем обычно. Я бы не сказал, что жесткие, cкорее точные и справедливые. Как может быть жесткой справедливая позиция. Полагаю, на сессии мы услышим глобальную точку зрения Азербайджана на проблему международной безопасности. И через эту призму будет зафиксировано, как сегодня найти реальную развязку армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан в последние месяцы все чаще говорит, что не может быть равного отношения со стороны международного сообщества к стране-оккупанту, стране-агрессору и пострадавшей стороне. Действительно, нельзя не согласиться с этими заявлениями и подрывающем нормы международного права и безопасности характере такого отношения к конфликту. 30 лет непрерывных обсуждений по армяно-азербайджанскому конфликту, которые не дают практического результата – это уже слишком много. Поэтому в отношении Армении, страны, которая нарушает нормы международного права, нормы международного гуманитарного права тоже, должны прозвучать критические оценки со стороны международного сообщества. В отношении подобных государств, нарушающих нормы международного права, должны применяться санкции. Честно говоря, я не вижу других возможностей влиять на позицию Еревана. Санкции должны наконец заставить политическое руководство Армении начать вести себя ответственно. Поощрение Армении как агрессора (а именно так и можно назвать бездействие и зачастую молчание международного сообщества) провоцирует дальнейший отказ Еревана вести конструктивные переговоры и заниматься их имитацией или откровенным срывом переговорного процесса.
– Полагаю, что и премьер-министр Армении не упустит возможность заявить свою позицию на площадке Генассамблеи… И cравнение позиций и выступлений лидеров Азербайджана и Армении, в очередной раз будет неизбежным.
– А о чем премьер-министр Армении может выступить, что может рассказать? О 75-летии окончания Второй мировой войны и что памятники фашистским коллаборантам сегодня «украшают» центр Еревана? Или о том, что агрессию в отношении другой страны можно оправдывать с помощью каких-то подтасовок, жонглирования фактами, прямой лжи? Это будет очередное политическое шулерство. Вряд ли оно сможет убедить кого-то в зале Генассамблеи ООН, что агрессор может рассматриваться в качестве ответственной страны. Агрессор всегда ведет себя безответственно. Германия тоже говорила о расширении жизненного пространства, необходимости приобретения новых территорий, их удержания, колонизации. Тоже оправдывала свою разбойную политику. И чем это кончилось? В том числе для Берлина. Ничем хорошим. Поэтому в нынешней ситуации нужно говорить о санкциях в отношении Армении – честно, открыто, потому что уже других способов повлиять на Ереван, уже нет.
Я уверен, что выступление Никола Пашиняна будет очередной попыткой изобразить то, чего нет на самом деле. Это будет комбинация лжи, фальши, демагогии и самопиара. Мы помним мюнхенские дебаты президента Азербайджана и премьер-министра Армении. С точки зрения аргументации, убедительности превосходство президента Азербайджана было налицо. Все-таки Ильхам Алиев - выпускник МГИМО с блестящим знанием английского языка, норм международной дипломатии. А господин Пашинян – по природе своей оппозиционер, который знает, как завести толпу на улице, как манипулировать массами. Но те приемы, которые, может быть, хороши для толпы, не будут эффективны при обращении к международной аудитории. Воздействовать на международное сообщество как на народные массы не получится. Сравнивать этих двух политиков, мне кажется, даже нельзя, априори – сразу понятно, кто будет более убедительным, а кто станет изворачиваться, как уж на сковородке. И это будет всем видно. И я могу заранее сказать, что эти выступления будут неравноценными как с содержательной, так и с политической точки зрения. Безусловно, здесь Ильхам Алиев будет услышан и его аргументы будут весомы на фоне того, о чем станет говорить Пашинян.
– Центральной темой юбилейной сессии Генассамблеи станет пандемия коронавируса, глобальные вызовы на ее фоне, мир после пандемии. Нет сомнений, что о вкладе Азербайджана в борьбу с коронавирусом будет говорить и президент Азербайджана.
– И говорить есть о чем. Во-первых, Азербайджан оказал в связи с пандемией помощь уже более чем 30 странам, помог Всемирной организации здравоохранения. Во-вторых, как действующий председатель Движения неприсоединения Азербайджан сделал колоссальную вещь – то, чего почему-то не сделала ни одна страна – постоянный член Совбеза ООН – а именно инициировал специальную сессию Генассамблеи ООН, посвященной пандемии коронавируса, в рамках которой должны обсуждаться общие подходы к вызовам этой пандемии, выработка приниципов взаимопомощи и т.д. Азербайджан – это та страна, которая сформулировала главную повестку дня для всех стран, для всего мира. И это показатель, что сегодня появляются новые центры мирового масштаба и такой центр - это Азербайджан. Это инициатива, которая отвечает интересам абсолютно всех государств, потому что пандемия коронавируса затронула весь мир и имела катастрофические последствия. Потерянные человеческие жизни, во всех без исключения странах пострадала экономика. Пандемия стала угрозой общепланетарного характера.
– ООН в этом году отмечает 75-летие. Насколько эффективной или, напротив, недостаточно эффективно, сегодня показывает себя организация в вопросе урегулирования конфликтов, число которых с каждым годом только растет. Из года в год мы видим, что какие-то резолюции Совбеза ООН выполняются, другие – не выполняются десятилетиями, как в случае с нагорно-карабахским конфликтом. Азербайджан сегодня говорит о необходимости пересмотра механизмов выполнения резолюций…
– ООН в вопросе разрешения конфликтов показывает себя, мягко говоря, слабо. Роль организации не до конца актуализирована. Возьмем, как вы и отметили, 4 известные резолюции Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту, в которых подтверждена территориальная целостность Азербайджана в его международно-признанных границах. Резолюции десятилетиями не выполняются? Значит, нужны механизмы, которые должны обеспечивать их реализацию на практике. Есть легитимная воля международного сообщества. Как страну, которая ведет себя безответственно, заставить уважать волю стран, которые ее четко выразили в соответствующей резолюции. Здесь, очевидно, есть повод подумать, как ООН могла бы трансформироваться для того, чтобы на практике обеспечить принятие этих решений. Как это возможно? Как я и сказал, кроме как принятия санкций в отношении этой страны, я не вижу никаких решений. Пашинян, может, что угодно говорить, но есть 4 резолюции Совбеза ООН. Все, это высшая форма легитимности, воли международного сообщества.
– Сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали глав МИД Азербайджана и Армении вернуться за стол переговоров. Ваше мнение, чего ждать теперь на карабахском треке?
– Сопредседатели призвали, а дальше что. Ну сели, а дальше что – пережевывание, которое было 30 лет? Все это будет продолжением затягивания решения, которое должно носить практический характер. О чем договариваться? Уже обо всем переговорили сотни раз. Результата нет. Смысл этих переговоров – в их имитации? Продолжение переговоров – это поощрение агрессора, который просто добивается сохранения статус-кво. Кому это надо? Кому нужны переговоры ради переговоров? Если заранее известно, что их результатом будет полный ноль. Пока Армения не скажет: все, мы выводим свои войска с оккупированных территорий, пока посредники не начнут выполнять свою работу в соответствии с мандатом, результата никакого не будет.
banner

Советуем почитать