• пятница, 29 Марта, 01:48
  • Baku Баку 7°C

Дискредитированный режим

14 января 2020 | 15:04
Дискредитированный режим

КОММЕНТАРИЙ
В последние годы в Армении актуальным остается вопрос, почему многие де-юре существующие в стране партии были осознанно вытеснены из активной политической жизни.
Ведь во всех сферах есть тысячи безотлагательных дел, а проводимые реформы сталкиваются с жестким сопротивлением «прежних», однако нет тех реальных оппонентов, которые могли бы выступить с различными предложениями. Вместо этого представители прежнего криминально-олигархического режима, владеющие колоссальными медиаресурсами, пытаются сформировать общественную, политическую повестку, выдвигая манипулятивные тезисы о проведении нынешними властями антиармянской и антинациональной политики.
В социальных сетях по этому поводу некоторые пользователи даже высказывают мнение, что все это выгодно властям, поскольку дискредитированный старый режим не может угрожать их управлению.
В глубоком кризисе
Впрочем, армянские аналитики едины во мнении, что политическая система Армении в настоящее время находится в глубоком кризисе. Это обусловлено тем обстоятельством, что новые политические единицы, которые должны были стать партиями, после революции не сформировались. И если до революции отсутствие политических партий объяснялось тем, что бывшая преступная администрация создавала карманные партии, доводила политические единицы до такой ситуации, чтобы только посредством нее можно было играть роль на политическом поле, то после революции выяснилось, что армянские политические единицы абсолютно неспособны вести политическую деятельность в новой ситуации.
Определенную роль тут сыграло то обстоятельство, что рейтинг Никола Пашиняна в то время был очень высоким, и те силы, которые могли выступить на политическом небосклоне Армении, не сочли нужным состязаться с ним по причине того, что общественные настроения в таком случае работали бы против них.
Да и сейчас политические единицы не могут адаптироваться к новой ситуации и найти свое место, а общество с точки зрения политической мысли оказалось вне игры, регресс пережила и политическая мысль, то есть нет кругов, где циркулировала бы политическая мысль.
Регресс происходит и в СМИ, поскольку в ситуации, когда доминируют призывы к ненависти, в стране происходят деструктивные процессы. Есть также проблема общественной культуры, ибо отныне приемлемы лишь интригующие речь и стиль работы. Вследствие чего в Армении, по признанию экспертов, сформировалось ненормальное политическое поле.
К тому же прежний закон «О партиях» не способствует формированию партий, так как армянское общество пока не отказалось от прежней системы. А для становления политических единиц в условиях Армении нужно приложить огромные усилия.
Риск отторжения
На последнем заседании правительства армянский премьер-министр весьма помпезно интерпретировал лозунг «Армения - мой очаг, народ - моя семья», отметив, что были комментарии о том, что идеология этого лозунга заключается в том, что глава государства получит статус отца народа.
«Мы не претендуем на то, чтобы быть отцом народа или не знаю чего, потому что считаем народ нашим работодателем. Мы служители и должны осуществлять наше служение максимально искренне, эффективно и до конца», - изрек он, явно лукавя.
Дело в том, что Пашинян, провозгласив сей лозунг собственного приготовления и столкнувшись с объективной критикой, как всегда, попытался скорректировать его миссионерскими формулировками.
Вся проблема в том, что политические лозунги являются результатом конкретной идеологии, программы. А у Пашиняна и его правительства нет ни того, ни другого, вот он и опускается до посланий неполитического характера, одним из которых является вышеупомянутый лозунг. При этом опустив свою страну до бытового уровня очага, ведь общество является более многослойной и многоуровневой категорией, чтобы отождествиться с семейной моделью. Это говорит о том, что у пашиняновской команды отсутствует адекватное представление о государственном управлении. В противном случае она не пользовалась бы слоганами, носящими тоталитарный характер.
Впрочем, созданная Пашиняном власть основана исключительно на авторитете или рейтинге одного человека. Предпосылок же для отмены авторитаризма в Армении, хотя бы в ближайшем будущем, нет. С одной стороны, Никол Пашинян не собирается отказываться от так называемой суперпремьерской системы, тем самым сохраняя институциональные основы реставрации авторитаризма, с другой – власть де-факто эгоцентрична.
Такое впечатление, что в Армении вместо системы государственных институтов работает только Пашинян с большими рисками ошибиться и провалиться. Именно поэтому армянский премьер то делает запись о ВВП стран Южного Кавказа, которая затем им же редактируется, но при этом подвергается жесткой критике в экспертных кругах и становится предметом иронии на мировой площадке, то категорично утверждает об «историческом минимуме смертности в ВС страны в истекшем году», что противоречит как официальной, так и неофициальной информации. Налицо факт - качество управления в Армении хромает с очевидными рисками провала.
Политическая речь - ниже плинтуса
Как отмечает армянское экспертное сообщество, благодаря Пашиняну политическая речь в Армении опустилась до очень низкого - бытового уровня. Причем низкий уровень политической речи касается как лексикона, так и содержания.
Неслучайно на последнем заседании правительства в прошлом году армянский премьер сказал, что «нельзя заставлять гостей есть столичный салат 3-дневной давности, блинчики 4-дневной давности и свиной окорок 15-дневной давности», а на первом заседании нового года заявил, что самой важной проблемой в Армении являются туалеты, донельзя опустив и политическую планку.
А все дело в том, что большая часть его фанатов - носители именно такой культуры, и именно им и адресована эта речь. Остальная часть - это бенефициары смены власти, те, кто использует общественные ресурсы, занимая политические и правительственные посты. Стало быть, политика этого правительства - популизм без границ с его низшими проявлениями.
То же касается и внешней политики. Особенно выпукло это проявилось, когда обострился конфликт между США и Ираном. Армянские независимые политологи назвали трагикомедией предложение властей выступить посредником между Ираном и США.
Резюме армянского экспертного сообщества по этому поводу звучит, как приговор: «Это войдет в историю международных отношений как «курьез» и повод для шуток. Они не понимают, что значит быть посредником в таком конфликте и кто может позволить себе сделать такое предложение. Но есть одно обстоятельство: международные партнеры уже имеют мнение об этом правительстве и во многих случаях не относятся всерьез, то есть проявляют снисходительность».
Отсюда вывод: в Армении нет концепции как внешней, так и внутренней политики. Нет даже подобных попыток, ибо всюду в стране царит повсеместная некомпетентность.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать