• суббота, 20 Апреля, 18:09
  • Baku Баку 24°C

Карабахский конфликт может разгореться

28 декабря 2019 | 11:00
Карабахский конфликт может разгореться

ПОЗИЦИЯ
Подходит к своему логическому завершению еще один календарный год. Пришла пора подводить его итоги и составлять прогнозы на будущее. Своей оценкой уходящего, а также прогнозами на грядущий год в плане урегулирования карабахского конфликта в интервью газете «Каспiй» поделился руководитель Бакинского клуба политологов, преподаватель Академии госуправления при Президенте Азербайджана Заур Мамедов.
- Какова ваша оценка итогов 2019 года с точки зрения урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?

- К сожалению, в уходящем году мы в очередной раз стали свидетелями того, как Армения и международные посредники в урегулировании конфликта - сопредседатели МГ ОБСЕ действовали не в интересах разрешения конфликта. Их вполне устраивает существующий статус-кво и они полагают, что ситуация в зоне конфликта должна оставаться неизменной. К примеру, показателен недавний ответ главы МИД РФ Сергея Лаврова на заявление Никола Пашиняна о том, что «Карабах - это Армения, и точка». Российский министр предостерег армянского премьера от подобных заявлений, поскольку Пашинян таким образом нарушал сложившийся статус-кво и шел не только против Азербайджана, но и интересов России.
Карабахский конфликт, возможно, единственный в мире, где интересы великих держав - США, России и ЕС не противоречат друг другу, они заинтересованы в дальнейшем его замораживании. Это, конечно, плачевный факт, так как совершенно ясно, что ни одна страна в мире, отчаявшись в невозможности добиться справедливости мирным путем, не сможет решить конфликт военным путем, не получив поддержки великих держав. Это видно на примере Грузии и Молдовы, которые пытались самостоятельно решить вопрос территориальной целостности своих стран. И это при том, что их конфликты были не межгосударственными, а центра с сепаратистскими регионами.
В случае же с карабахским конфликтом Азербайджан столкнулся с другим независимым государством - Арменией, на защиту которой встал практически весь христианский мир. И до сих пор именно эта поддержка не позволяет справедливо решить затянувшийся конфликт.
Поддержка Армении выражается и в признании так называемого «армянского геноцида 1915 года» Сенатом США. Это говорит о том, что стоящие за признанием силы готовы вновь поднять на мировую повестку дня армянский вопрос, как это уже было сделано 100 лет назад в соответствии с Севрским договором. По этому договору Турция теряла значительные территории, а Армения, наоборот, прирастала землями за счет Турции.
Поэтому я считаю важным рассматривать карабахский вопрос не столько в ключе взаимоотношений Армении и Азербайджана, сколько в рамках армяно-турецких отношений.
Помимо этого, нельзя не упомянуть и о политике официального Еревана. После того как к власти в Армении пришел Пашинян, некоторые эксперты надеялись на продвижение в урегулировании карабахского конфликта, особенно в вопросе принятия Мадридских принципов. Но как показало время, Пашинян в силу своей слабости, недееспособности управлять всей Арменией и отсутствия необходимых для этого административных рычагов, оказался слабым игроком. А как всякий слабый игрок он пытается вести себя более агрессивно и радикально в вопросе урегулирования карабахского конфликта, чем его предшественники.
Очевидно, что Азербайджану решать данный конфликт уже не с Пашиняном. Но кто бы ни был руководителем Армении, сам армянский народ должен понимать, что затягивание урегулирования карабахского конфликта не идет на пользу Еревану. Ведь мировое сообщество признает захваченные азербайджанские земли оккупированными, и при малейшем удобном случае Азербайджан может попытаться вернуть свои земли военным путем. Однако если в рамках мирного урегулирования карабахские армяне еще могут рассчитывать на получение определенных дивидендов с азербайджанской стороны, то в случае решения конфликта военным путем об этом не может быть и речи.
- Как вы расцениваете недавнее заявление Бако Саакяна о том, что азербайджанская община Нагорного Карабаха не должна участвовать в переговорах, в то время как армянская имеет полное право на это?
- Безусловно, это нонсенс. Данное заявление Саакяна говорит о том, что карабахские армяне не готовы к переговорам с азербайджанцами, и в этом ключе милитаризация региона в будущие годы только возрастет.
- Каковы ваши ожидания от процесса урегулирования карабахского конфликта в следующем, 2020 году?
- В 2020-2021 годах я ожидаю сложную, нестабильную ситуацию в нашем регионе, в результате чего карабахский конфликт может в любой момент перейти из замороженной фазы в горячую. При этом боевые действия могут возобновиться не только в результате действий армянских или азербайджанских воинских подразделений, но и по причине наличия в Армении военных, получающих приказ не только от Пашиняна, но от определенных внутренних и внешних сил. А данные силы могут быть заинтересованы в провоцировании конфликта.
В связи с этим страны-сопредседатели МГ ОБСЕ должны активизироваться и прекратить наконец-то бесплодные и частые визиты в регион только ради недопущения возобновления боевых действий. Им лучше бы заняться конкретными вопросами, связанными с урегулированием конфликта.
Также я не думаю, что в ближайшие годы мы увидим за столом переговоров армянскую и азербайджанскую общины Нагорного Карабаха. Время для этого еще не пришло. Переговоры должны вести прямые участники конфликта - Азербайджан и Армения.
А для позитивного продвижения урегулирования конфликта в мирной плоскости Пашинян на первом этапе должен вернуть Азербайджану хотя бы несколько оккупированных районов. В противном случае с Пашиняном будут разговаривать уже не азербайджанские дипломаты, а наш министр обороны.
Роман ВАСИЛЬЕВ
banner

Советуем почитать