• суббота, 20 Апреля, 19:02
  • Baku Баку 24°C

Что на уме у противника?

27 ноября 2019 | 15:35
Что на уме у противника?

КОММЕНТАРИЙ
После состоявшегося взаимного пресс-тура армянских и азербайджанских журналистов СМИ соседней страны обсуждают вопрос организации взаимных визитов депутатов парламентов Армении и Азербайджана.
Как пишет газета «Грапарак», предварительные обсуждения по теме организации подобных визитов уже состоялись, но у Баку есть одно условие. Заключается оно в том, что единственным депутатом, на чей визит Баку наложил вето, стала член парламентской фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян, отличившаяся крайне резкой критикой в адрес азербайджанской стороны.
В свое время Наира Зограбян выступала с довольно жесткими необоснованными и предвзятыми заявлениями с трибуны ПАСЕ в адрес нашей страны. Поэтому ее участие во встрече не только не внесет конструктивизма в диалог парламентариев, но окажет негативное влияние и в ход самих переговоров по карабахскому урегулированию.
Вариантов нет
На этом фоне Республиканская партия Армении (РПА), похоже, перешла к открытой войне с собственным премьер-министром, перенеся арену военных действий в отношении Никола Пашиняна на авторитетные европейские площадки и таким образом нанося один за другим удары в спину собственной стране.
На днях делегация РПА приняла участие в съезде правящей партии ХСС в Германии, о чем в прямом эфире в Facebook сообщил заместитель председателя РПА Армен Ашотян. Он коснулся ряда внутриполитических и внешнеполитических вопросов, в том числе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Так вот вице-председатель РПА опроверг утверждение Пашиняна по данной теме в Милане о том, что «когда говорят, что в вопросе Арцаха у нас нет стратегии, а какова была стратегия Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна? Мегри сдать было стратегией, или, так сказать, как они вели переговоры - «7 районов Азербайджана вернули бы в обмен на мир», и бросил вызов премьер-министру: «Пусть он опубликует тот документ, который получил в январе 2018 года, и одно из смежных с ними СМИ якобы опубликовало утечку. Пусть опубликует, и посмотрим, вели ли мы переговоры «7 районов в обмен на мир» или нет».
Кстати, армянское экспертное сообщество считает вопрос неправомерным, поскольку Ашотян не учитывает того, есть в этом документе составляющие, которые содержат государственную тайну, или нет. Кроме того, публикация документа, о котором с таким пафосом заявляет Ашотян, может противоречить интересам Армении и нанесет определенный ущерб имиджу страны. Тогда, естественно, его не стоит публиковать. Однако если документ касается всего лишь предоставления информации обществу и не содержит таких компонентов, то никаких проблем нет. Но поскольку никто не знает, что есть в этом документе, говорить о его публикации или неразглашении бессмысленно.
Саргсян в одном из своих интервью конкретно сказал, что они были готовы отдать 7 районов, но «Азербайджан не проявил какого-либо конструктивного стремления». Из чего вытекает, что разговор о сдаче семи районов все-таки шел, и в заявлении Пашиняна нет какого-либо недоразумения.
Однако агрессору надо бы не забывать, что Баку требует, чтобы армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт был урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики, признанной на международном уровне. В то время как армянский премьер Пашинян остановился на непонятном тезисе о том, что «народы трех стран должны выиграть от решения», мол, другого варианта нет.
Какой документ получил армянский премьер-министр в январе 2018 года - никто не знает. Поэтому армянские аналитики считают, что пока рано говорить о другом документе, поскольку «ориентации четко не сформулированы ни Арменией, ни Азербайджаном. Мы знаем только, что Армения никоим образом не согласна, чтобы Арцах был в составе Азербайджана, а Азербайджан не согласен, чтобы Арцах был вне состава Азербайджана». Отсюда вывод: для обеих сторон есть один четкий ориентир, который противоположен, так как нет варианта, при котором обе стороны будут удовлетворены.
Переговоры вокруг ничего
Получается, что говорить о каком-либо новом документе неправомочно. Да и что должно быть написано в новом документе? Те же Мадридские принципы, которые лежат на столе у чиновников и Армении, и Азербайджана.
Однако армянские эксперты считают, что Мадридские принципы не тот документ, который «можно положить на стол, вести переговоры и надеяться, что это приведет к какому-либо решению». Но истина состоит в том, что все прежние власти, по сути, вели переговоры о компромиссе, то есть о сдаче чего-то. В этом признаются и сами армянские политические аналитики: «Когда задаешь этот вопрос прежним властям, говорят, давайте говорить фактами, а факт в том, что ничего не уступили. Конечно, и Мадридские принципы, и Ки-Уэстские переговоры, и до этого «Совместное государство» и так далее, во всех вариантах мы должны были пойти на определенные уступки».
При этом армянская сторона предполагала, что в обмен на это Азербайджан должен признать независимость Нагорного Карабаха. На что Азербайджан априори не согласен. Поэтому Армения вела переговоры, затягивая решение вопроса и определенным образом сохраняя статус-кво. Но затягивая решение конфликта, Армения в глазах международного сообщества сформировала представление о том, что она готова что-то уступить, а Азербайджан не будет этого делать. И именно эту сложившуюся устойчивую парадигму пытается сломать Пашинян, который показывает, что по ту сторону некой красной линии он не пойдет.
Как признается армянское экспертное сообщество, «сначала это было не очень хорошо воспринято международным сообществом, а в дальнейшем пришлось смириться. Как примет Азербайджан, это уже его проблема. То есть у нас есть ситуация, когда мы должны идти на переговоры, но вести переговоры, так сказать, вокруг ничего, пока это «ничего» позволяет сохранить статус-кво и предотвратить войну».
«Чем бы дитя себя ни тешило, лишь бы не плакало» - гласит известная поговорка. Так и армянская сторона, говорит миру одно, делает другое, а в уме держит третье. Только вряд ли Азербайджан долго будет смотреть сквозь пальцы на такие выкрутасы. И если наша страна идет на переговоры, значит, это третье нас устраивает.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать