• пятница, 26 Апреля, 05:37
  • Baku Баку 16°C

Страсти заборные

25 апреля 2014 | 14:52
Страсти заборные

СТОЛИЦА
Похоже, что Баку готовится к рекорду Гиннеса по количеству заборов на душу населения. «Страсти заборные» в нашей столице разгораются не на шутку. В городе не осталось ни одного мало-мальски уважающего себя учреждения, не оградившегося от народа забором. Практически все посольства стран, аккредитованных в Азербайджане, площадки строящихся высоток, учебные заведения и прочие учреждения впечатляют своими оградами. Заборная мода не обошла и министерства. Оградиться от нескромного взгляда спешат и районные управления этих ведомств. Но особенно преуспели в этом работники показательного управления МВД Насиминского района, решившие по примеру посольства США в Азербайджане не считаться с мнением горожан, а поступить, как им заблагорассудится. Жители Поднебесной нервно курят в сторонке, а менее завистливые наследники древнего чуда - Великой китайской стены восторгаются протяженностью оград вдоль наших улиц.
О том, кто принимает решение возводить ограды и какими принципами при этом руководствуется, неизвестно. Если верить словам моего собеседника архитектора Новруза Эльдарова, «строительство любых сооружений выполняется на основании согласованных и утвержденных проектов, которые должны разрабатывать лицензионные проектные предприятия на основании утвержденных детальных планов развития территорий города. И ограды в этом деле не являются исключением, поэтому они также должны быть спроектированы на основании детальных планов развития». Звучит по научному строго и беспристрастно. Другой вопрос, есть ли у нас детальные планы?
«Конечно же, в Азербайджане существуют строительные нормативы, - попытался успокоить меня специалист. - У нас также имеются инспектирующие и контролирующие государственные органы и структуры. А для того, чтобы исправить отдельные недочеты в области строительства, необходимо срочно разрабатывать детальные планы развития. Заняться этим должны исполнительные власти, утверждать проекты обязан Государственный комитет градостроительства и архитектуры. Ну а строителям остается следовать этим утвержденным детальным планам».
В реальности самих детальных планов нет, но обещают, что будут. «На сегодняшний день проект детального плана разработан только для центральной части города площадью больше 1500 га. Детальный план имеется для так называемого Белого города», - внес ясность завотделом международных отношений и информации Госкомитета по градостроительству и архитектуре Джахангир Годжаев. О том, кто и как принимает решение строить сплошные стены (простите, ограды!) по центральным улицам на периферии - неизвестно. Со слов Дж.Годжаева, этим занимаются главы исполнительных властей. Со слов глав… Словом, заборные страсти в нашем городе живут своей жизнью, а нормы и правила строительного этикета - своей. Интересная тенденция, не правда ли?
Но оставим в стороне дела градостроительные и обернемся к простым обитателям столицы. Знаете ли вы, читатель, что частные строения занимают до 50% всего жилого фонда столицы? Наглядно представить масштабы заборной жизни редакции газеты «Каспiй» помог исполнительный директор Ассоциации риэлторов Азербайджана Эльнур Азадов. «Точной статистики частных дворовых домов у нас нет, поэтому определить размах заборного строительства можно приблизительно. Это ровно половина всего столичного жилья», - подсчитал эксперт. Местом концентрации дворовых домов и, соответственно, строителей заборов, принято считать окраины города. Но внутригородские поселения у станции метро Гянджлик, Байыл, Биляджари, НЗС, Кешла, в пос.Воровский и пр. периферии в заборной страсти не уступают.
Рядовой обыватель стремится быть в тренде и не отставать от заборной моды. Ограды частных домов «со статусом», да и без такового, строят основательно, сплошной стеной и преимущественно из камня. Причем стена в нашем городе - не просто сооружение, но показатель сословия и материального достатка владельца. Скажем, ограда элитного особняка должна соответствовать статусу и быть крепостной стеной. Пушки на таких укреплениях почему-то редкость, но каменные башни и прочие атрибуты воинственного средневековья явление весьма распространенное. Ведь к этому делу принято подходить строго и основательно. Приличный забор на центральной улице города строится по всем канонам градостроительной моды, другое дело покосившаяся ограда на периферии… Даже ветхая и уже не воинственная стена остается стеной, сурово скрывая владение и обитателей за сплошными листами ржавого железа или прогнившего дерева. Словом, забор забору рознь, но суть поголовной страсти к оградам у нас одна на всех - азербайджанская стена не любит просвета и призвана она не просто защищать владельца, но скрыть человеческую особь от людского сообщества. Говорить на эту тему с журналистами градостроители - они же строители заборов - не любят: «Не заборы, а ограды», - сурово перебил меня один из них и пригрозил судом. Дальше этого замечания беседа наша, к сожалению, или к счастью, не сложилась.
В отличие от строителей, психологи и психиатры больше озабочены социальной и психологической подоплекой азербайджанской стены. Удивлены? Напрасно. Потому что стена - понятие психологическое, социальное и даже (не побоюсь этого слова) политическое. Это и блоки в сознании, и параноидальное отношение к нашей эфемерной собственности и отношение государства к обитателям столицы, которых настойчиво прячут за глухими рядами каменных стен.
О том, что от вида стены меняется ее суть, много говорят и спорят ученые. Сквозная, «прозрачная» изгородь подобна открытому лицу человека, которому нечего скрывать и бояться. Да, он очерчивает свою территорию, свою собственность, свои психологические границы, но в разумных рамках человеческого эго. К слову сказать, в Европе никто за забором не прячется. Декоративные изгороди украшают аккуратные лужайки и палисадники у домов немцев, французов, и жителей Туманного Альбиона. Спрятаться за глухим забором европейцу в голову не придет, то ли дело наш человек - у него своя ментальность. Это удачное слово прочно вошло в обиход. Оно и понятно, умом нашего человека не поймешь, но достаточно слова «ментальность» и любая странность найдет-таки свое законное определение.
Глухие стены, сковавшие наш город, легче всего объяснить ментальностью, но беспросветные их ряды дают повод задуматься о психологическом состоянии человека, за ними прячущегося. В физическом мире границы увидеть очень легко: заборы, ограды, запретительные надписи, стены… Благодаря ним мы точно знаем, где заканчивается наша собственность и начинается чужая. Те же самые принципы применимы относительно и к нашей психологической территории, они выполняют ту же защитную функцию, только в отношении нашего внутреннего мира.
Руководитель столичного Центра психотерапии Данаят Рзаев видит проблему в чрезмерном любопытстве нашего человека. «Мы склонны проявлять живой и абсурдный для западного общества интерес к личной жизни посторонних людей, - считает психолог. – Поэтому желание спрятаться за глухим забором имеет основание. Ведь то, что придет в голову нашему человеку, к примеру, подглядывать за соседом, в массе своей чуждо европейцам и американцам. Редкому американцу интересно подсматривать и обсуждать соседа, в отличие от нас, западные люди живут своей жизнью. Мы более агрессивны, менее уравновешены и чувствуем себя незащищенными. К чрезмерной открытости не располагает и уровень криминала. Словом, причин для строительства стен и решеток на окнах у нас достаточно.
Желание изолировать себя и свою семью от посторонних нескромных глаз во многом связано с ментальностью восточного человека - ведь женщине не комильфо быть открытой для чужих людей, в особенности это касается мужского населения. Поэтому стремление главы семейства защитить и оградить вполне понятно, считает психолог: «Сказываются внутренние, бессознательные комплексы. Таким нехитрым образом мужчина, как самец, пытается обозначить свою территорию - высокие заборы дают ему спокойствие, иначе он не чувствует свою женщину и семью защищенной. С этой точки зрения, мы наблюдаем подспудные комплексы неполноценности. Ведь нигде в Европе на улице не принято приставать к даме, мы это делаем, и поэтому не доверяем окружающим, т.е. другим мужчинам. Сравнивать Европу и Азербайджан нельзя, потому что у каждого народа свои особенности. У нас есть афтафа, в Европе ее нет - то же самое можно сказать о заборах».
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать