• пятница, 29 Марта, 16:58
  • Baku Баку 14°C

«Черная дыра» беззакония,

02 мая 2017 | 11:14
«Черная дыра» беззакония,

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В Баку все чаще задаются вопросом, не являются ли действия МИД России по защите прав двух ее граждан - Дильгама Аскерова и Андрея Лапшина неравнозначными. Когда защите прав Лапшина уделяется столько сил и средств, а о защите прав Аскерова и вовсе позабыли. Редакция газеты «Каспiй» обратилась к российскому историку Олегу Кузнецову с просьбой прокомментировать ситуацию.
- Как вы думаете, почему Россия отказывается защищать своего гражданина, нашего соотечественника Дильгама Аскерова?
- Для начала, чтобы была более понятна моя позиция, хочу напомнить, кто и за что находится под стражей.
В июле 2014 года гражданин России Дильгам Аскеров и гражданин Азербайджана Шахбаз Гулиев в Кяльбяджаре при попытке посетить могилы своих родственников были задержаны армянскими солдатами, позднее по обвинению в предумышленном убийстве «суд» сепаратистского режима в Нагорном Карабахе приговорил Дильгама Аскерова к пожизненному заключению, а Шахбаза Гулиева - к 22 годам лишения свободы.
Андрей Лапшин по приглашению оккупационных властей неоднократно посещал оккупированные азербайджанские территории в Нагорном Карабахе, нарушая тем самым уголовное законодательство Азербайджана, в прошлом году был выдан официальному Баку властями Беларуси в ответ на требование о его экстрадиции как уголовного преступника.
Как мы видим, в двух случаях только одно общее обстоятельство - посещение оккупированных азербайджанских земель, но в остальном ничего общего между ними нет. Хотя я ошибся. Есть еще одна общая черта - и Аскеров, и Лапшин проигнорировали рекомендацию МИД России не посещать зону нагорно-карабахского конфликта, на территорию которой влияние МИД России в вопросах дипломатической защиты граждан своей страны в соответствии с Венской конвенцией де-факто не распространяется. Нагорный Карабах - не единственное место на карте мира, куда гражданам России в настоящее время ехать не рекомендуется.
Список стран или регионов достаточно обширен, в него входят Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия, Судан, Сомали и еще полтора десятка географических названий, посещать которые любой россиянин может только на свой страх и риск, без гарантий и поручительство со стороны собственного государства защитить его, если чего с ним там случится. Поскольку у руководства России нет реальных рычагов влияния на ситуацию в этих регионах мира, а бросать бригады спецназа или направлять отряды кораблей для спасения одного гражданина, по собственной самонадеянности или невежеству вляпавшемуся в передрягу, в Москве еще не научились. Поэтому отношение Кремля к судьбе Аскерова и Лапшина равнозначно одинаковое - «сами виноваты, мы всех предупреждали…»
- Оставим в стороне вопрос относительно того, имеет ли юридическое право сепаратистский режим на территории Азербайджана выносить вердикт Дильгаму Аскерову, поскольку тут все и так ясно. Однако с Лапшиным дело обстоит иначе - его защищают чуть ли не как праведника…
- Дело в том, что Лапшин получает дипломатическую поддержку в соответствии с международной конвенцией о консульском праве, а Аскеров - нет. Чтобы ни говорили на публику в российском МИД по этому поводу, но дело обстоит именно таким образом. В азербайджанском обществе сложилось устойчивое мнение, что такое положение дел обусловлено этнической принадлежностью Дильгама Аскерова: дескать, руководство России в угоду армянским сепаратистам Нагорного Карабаха поощряет беззаконие в отношении российского гражданина азербайджанского происхождения, тогда как изо всех сил «бьется» за интересы российско-украинско-израильского гражданина Лапшина, демонстративно нарушавшего законы Азербайджана в интересах карабахских сепаратистов.
Я же предлагаю посмотреть на эту ситуацию с точки зрения норм международного права и здравого смысла. Оговорюсь сразу же, я оставляю за скобками дискуссию о законности-незаконности задержания-осуждения Аскерова и Лапшина. Факт есть факт: они оба лишены свободы и, по сути, находятся в равных условиях. Мы анализируем здесь действия чиновников от российской дипломатии, для которых не существенна формальная или реальная причина, по которой два гражданина России оказались за решеткой. Не будем лукавить, в каждом из этих дел присутствует политическая составляющая, но именно она важна общественности, но не важна дипломатам.
Лапшин, находясь в следственном изоляторе в Баку, как и положено, получает поддержку от сотрудников генерального консульства России в столице Азербайджана, поскольку находится в досягаемости для российских дипломатов. Что же касается Аскерова, то с ним дела обстоят гораздо сложнее.
- Чем конкретно объясняется суть ситуации?
- Россия признает территориальную целостность Азербайджана и считает оккупированные территории его составной частью, поэтому оказывать поддержку Аскерову, содержащемуся в тюрьме на территории Нагорного Карабаха, по всем нормам международного права должны сотрудники генерального консульства России в Баку. Но им, как и всем остальным гражданам России, не рекомендовано посещать зону нагорно-карабахского конфликта.
При этом, если для всех остальных российских граждан данное предостережение МИД имеет рекомендательный характер, то для дипломатов - это ведомственный приказ, нарушить который они не могут под страхом увольнения со службы, попасть на которую в России очень сложно и престижно. Помимо всего прочего, сотрудники генерального консульства физически не могут пересечь линию фронта, даже если на то будет согласие азербайджанской и армянской сторон, поскольку это действие будет нарушать нормы международного права.
Сотрудники российского генерального консульства в Ереване также не могут прийти на помощь Дильгаму Аскерову в силу указанных выше причин. Россия признает территориальную целостность Азербайджана, а поэтому границы консульского округа российского генконсульства в Ереване совпадают с государственными границами этой страны. Оккупированные территории Азербайджана не входят в границы подведомственного им консульского округа, выехав за пределы которого они лишаются дипломатического статуса. Поэтому, оказавшись в Нагорном Карабахе, российские дипломаты превратятся в обыкновенных граждан и станут нарушителями всех российских ведомственных инструкций, а вдобавок превратятся в преступников с точки зрения норм азербайджанского уголовного законодательства о незаконном пересечении государственной границы. Поэтому Аскеров остается без дипломатической поддержки со стороны сотрудников российского МИД.
- И как быть в подобной ситуации? Ведь никто к азербайджанской стороне не обращался с подобным предложением?
- Единственным способом преодоления этой коллизии может быть, на мой взгляд, только один шаг, когда внешнеполитические ведомства России и Азербайджана договорятся о том, что официальный Баку разрешает сотрудникам генерального консульства России в азербайджанской столице въезд на оккупированные территории через Армению для выполнения конкретного поручения - встречи с Дильгамом Аскеровым. Российский министр иностранных дел в силу своей служебной компетенции такое поручение может дать, но кто в этом случае должен инициировать процесс межведомственных консультаций - этот вопрос остается для меня загадкой. Я не силен в вопросах дипломатического этикета и обычаях делового общения в этой сфере, а поэтому говорить о чем-то конкретно в этом случае я не берусь.
Пока не будет сделан этот шаг, дело не сдвинется с «мертвой точки». Аскеров по-прежнему будет пребывать в заточении на территории Нагорного Карабаха, регион которого из-за неразрешенности армяно-азербайджанского конфликта так и останется «черной дырой» беззакония на карте мира до тех пор, пока территориальная целостность Азербайджана не будет восстановлена.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать