• вторник, 19 Марта, 09:31
  • Baku Баку 8°C

Вещий сон академика,

20 января 2019 | 12:47
Вещий сон академика,

ПАМЯТЬ
В том, что случай многое определяет в жизни, автор этих строк на собственном опыте убеждался неоднократно. Вот и на этот раз, просматривая содержимое флешки с целью найти необходимую информацию, ненароком открыла интервью с ныне безвременно ушедшим из жизни Насимом Ализаде, которое состоялось по случаю 100-летия его отца - выдающегося ученого Али Ашрафа Абдул Гусейн оглу Ализаде.
Издание, для которого оно было написано, выходило на трех языках (русский, английский и турецкий), а потому перед авторами ставились довольно жесткие ограничения по вопросу масштаба публикуемых статей. Потому-то многое из того разговора так и осталось неопубликованным. Учитывая тот факт, что несколько лет назад Насим муаллим покинул этот мир, автор данной публикации счел необходимым опубликовать сохранившийся материал-воспоминания в виде вставок в статью, посвященную жизни и деятельности легендарной личности - академика Али Ашрафа Ализаде.
Научные звания, почетные регалии, награды и знаки отличия, членство в международных научных организациях, высокие посты в госструктурах - сложно перечислить все заслуги и широкое поле его деятельности.
Начало
А.Ализаде родился 24 апреля 1911 года в Шамахе в семье, принадлежащей к старинному роду, прославленному потомственными учеными, дипломатами, просветителями. Не уходя вглубь веков, отметим показательный факт: дед будущего ученого - Мамед Таги Ализаде - учился в Петербурге, Москве, Германии, доктор экономических наук. Какой-то период был заместителем министра финансов Российской империи, посланником России в Германии, а в 1906 году избран членом I Государственной Думы. Владел восемью иностранными языками, был одним из основоположников партии «Гуммет», занимался просветительством, в родной Шамахе открыл образовательные школы. Во время резни 1918-го был убит в собственном доме дашнаками.
Его единственный сын Абдул Гусейн - отец Али Ашрафа Ализаде - занимался педагогической деятельностью. Ему в этой жизни был отведен короткий путь. Супруга Абдул Гусейн - Наиб ханым, оставшись в возрасте менее 30 лет с четырьмя детьми на руках (дочь Гамэр, сыновья Ага Самед, Али Ашраф - оба в будущем станут академиками, и Фридун), переезжает в Баку. Наиб ханым была мужественной женщиной, достойно переносившей жизненные невзгоды.
Али Ашрафу на время переезда было 13 лет. Он продолжил свою учебу в бакинской общеобразовательной школе №18. Но жить было трудно, семья еле сводила концы с концами. Стремясь облегчить материальное положение семьи, Али Ашраф решает устроиться на работу.
Насим Ализаде: Отец начал работать с 12 лет. В их семье было три брата, и все они ходили в школу в разные смены, так как не хватало одежды. Но и карьерный рост начался у него рано. Уже в 17 лет отец был директором школы в Зыхском районе. Стремясь пополнить свое образование, он в 30-е годы поступает в Грузинский политехнический университет, а через полгода переводится в Баку в Азербайджанский индустриальный институт (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности), где учится на геологоразведочном факультете и параллельно работает.
С этого времени жизнь отца неразрывно связана с нефтью и нефтяными месторождениями. Его успехи заметны, Али Ашрафу доверяют руководящие посты в государственных и партийных структурах. В годы войны он занимал ответственный пост второго секретаря ЦК КП Азербайджана, курировал вопросы поставки нефтепродуктов на фронт. А Азербайджан в то время добывал до 90% всей нефти в СССР. И надо помнить, какую роль играла наша нефть в победе над фашистской Германией!

Признание
Добавим к сказанному, что А.Ализаде не ограничивал свою профессиональную деятельность рамками практика-исследователя, параллельно успешно занимался наукой, а также педагогической деятельностью. Постепенно его имя, как крупнейшего ученого в области геологии нефтяных и газовых месторождений, становится известным в среде международной научной элиты.
Н.А.: Отцу оказывалось огромное доверие, так как его глубокая порядочность, пытливый ум исследователя, всепоглощающая любовь к работе, принципиальность были общеизвестны. В 1945 году Мир Джафар Багиров вызвал его и сказал: «Победа близка, и нам необходимо подумать о создании Академии наук Азербайджана».
Багиров поручил отцу составить список примерно из 20 ученых, но отец вписал имена 18 человек, не включив своей фамилии. М.Дж.Багиров, ознакомившись с представленным списком, вычеркнул четверых и вписал имя моего отца. Кандидатура Али Ашрафа была утверждена в числе первых 15 действительных членов Академии наук Азербайджана, и они стали учредителями столь весомой организации по науке.
Из истории НАНА
Решением Совета народных комиссаров СССР от 23 января 1945 года ранее действующий (с 1935 г.) Азербайджанский филиал Академии наук СССР был преобразован в Академию наук Азербайджана. В том же году в Академию наук Азербайджана было избрано 15 действительных членов АН: Уз.Гаджибейли, С.Вургун, M.Ибрагимов, Ю.Мамедалиев, M.Кашкай, А.А.Гроссгейм, С.Дадашев, И.Г.Есьман, М.Миркасимов, Ш.Азизбеков, А.Ализаде, M.Топчибашев, М.Усейнов, Г.Гусейнов и И.Широкогоров. 31 марта 1945 года на первом собрании действительных членов АН АзССР президентом был избран Мир Асадулла Миркасимов. На тот период Али Ашрафу Ализаде было 34 года, он стал самым молодым академиком из числа избранных 15 действительных членов Академии наук Азербайджанской ССР.
Сон и явь
В жизни Али Ашраф муаллима был эпизод, который не поддавался простому объяснению даже со стороны ученого. Ему приснился вещий сон: необыкновенной красоты улыбающаяся девушка, сидящая на речном валуне. Это была любовь с первого взгляда. Во сне молодой человек бросается в реку, доплывает до цели, но призрачный образ исчезает. Все было так правдоподобно, что, проснувшись, он не мог себе простить: как я мог не спросить ее имени?
Через несколько дней А.Ализаде отправляется в качестве начальника геологической партии в Елендорф (ныне Ханлар), где под его руководством проводится геологическая разведка. В один из дней пребывания в этом небольшом городке он узнает в идущей к нему навстречу девушке красавицу из своего сновидения. Как выяснилось, девушку звали Гамэр, она была студенткой мединститута, а в Елендорфе проходила практику в больнице.
Али Ашраф проявил максимум изобретательности, чтобы покорить девушку. Его ход был безошибочным. Буквально на следующий день он появился в больнице в качестве сопровождающего - привез коллегу-геолога с жалобой на здоровье для консультации с врачом. Наутро больному полегчало, но лишь на рабочее время. А вечером история повторилась. Это была уловка, позволившая молодому человеку набраться храбрости открыто заявить о своих чувствах Гамэр.
Надо сказать, что не менее счастливым был и мнимый больной, подыгравший своему другу - Эдхем Шихалиев (в будущем академик АН Азербайджана). Узнав, что ему больше не придется проводить столько времени в больнице, он с радостью воскликнул: «Наконец-то я высплюсь в собственной постели!».
Молодые не хотели откладывать на долгий срок радостные события, но неожиданная смерть сестры Али Ашрафа, которую тоже звали Гамэр, в некотором смысле нарушила их планы. Молодые, отказавшись от традиционной свадьбы, тайно расписались и уехали в очередную экспедиции, где в кругу молодежи сыграли свою свадьбу. Казалось, что все цветы со всех близлежащих лугов были у ног невесты. Вскоре после этого события под руководством А.Ализаде было открыто новое месторождение - год был удачным!
Н.А.: Мои родители были красивой парой, они удачно дополняли друг друга. Дом наш был открыт для друзей. Мама гордилась своим супругом, очень бережно к нему относилась. И это было взаимно. Их отношения были столь трогательными, что Сулейман Рагимов посвятил моим родителям роман, назвав главного героя Алимом (Ученый). Попутно отмечу, что история нашей семьи освещена в книге писателя Али Самедли «Жизнь, подобная роману». А в основе «Мезозойской истории» Максуда Ибрагимбекова - деятельность отца в 70-е годы, когда он занимался эпохой мезозоя с точки зрения зарождения и добычи нефти. Эта идея была смелой, новой, ее разработка требовала энциклопедических знаний, которыми и обладал мой отец. На основе этой повести позже был снят фильм. А в Москве в Малом театре по мотивам произведения шла постановка, где в главной роли играл Игорь Ильинский. Отец был консультантом постановки.
Карьера
Успех сопутствовал герою настоящей публикации. Академик АН Азербайджанской ССР (1945), Депутат Верховного Совета CCCP (1946-1950). После окончания в 1935 году Азербайджанского индустриального института А.Ализаде работал в тресте «Азнефтеразведка» (в 1939-1942 гг. - управляющий). В 1942-1946 гг. находился на партийной работе, в 1944-1946-м - второй секретарь ЦК КП Азербайджана. В 1946-48-м - начальник ПО «Азнефть» и «Азнефтеразведка».
С 1949 года - на научной и педагогической работе в институтах Азербайджанской CCP. В период с 1959 по 1977 год возглавил Азербайджанский НИИ по добыче нефти и Азербайджанский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности.
При столь насыщенной руководящей работе А.Ализаде - автор ряда геологических и тектонических карт, а также карты нефтегазоносности Азербайджана. Ему принадлежит более 500 научных трудов. Он - один из инициаторов шахтной системы разработки нефтяных месторождений Азербайджана. Заслуги Али Ашрафа были высоко оценены. Он дважды удостоен высокого звания лауреата Государственной премии СССР: за исследование и освоение новых нефтяных месторождений (1943), за создание малогабаритного электроперфоратора для нефтяной промышленности (1946).
Издержки времени
Но даже такой успешной, признанной в верхах личности не удалось избежать издержек сталинского времени. Как же получилось, что столь уважаемый человек попал в «черный список» репрессированных?
Н.А.: Много глубоко порядочных людей пострадало в то время. Преданность родине отец доказывал неоднократно всей своей многогранной деятельностью. Когда началась война, папа обратился к Н.К.Байбакову (тогда руководитель «Азнефти») с просьбой содействовать в отправке на фронт, сняв бронь, которая распространялась на всех ответственных работников. «А нефть кто будет добывать?» - был ответ Байбакова. В 1946 году отец возглавил объединение «Азнефть». Но в 1948 году один из дальних родственников моей мамы, вернувшийся с войны, написал Сталину письмо с жалобой на невозможность устроиться на работу (по другой версии, подобное произошло из-за неосторожного разговора Гамэр ханым со своей матерью, обсуждавших личную жизнь Мир Джафара Багирова - Авт.).
Все дальнейшее произошло молниеносно: отца освободили от всех занимаемых должностей. Репрессии же начались практически против всего рода. Даже бабушку (мамина мама) в 70-летнем возрасте отправили в Сибирь. Отец пытался достучаться до руководящих структур. В результате от него потребовали развода с женой.
Вслед за этим бесчеловечным требованием пришло извещение о незамедлительном освобождении квартиры. Гамэр ханым была уготована перспектива остаться вместе с детьми на улице без крыши над головой.
Али Ашраф муаллим пишет письма М.Дж.Багирову, напоминает о своей профессиональной квалификации, просит понять ситуацию, говорит о готовности работать на любой позиции. Но Багиров неумолим. В результате отца отправили в ссылку в Туркмению.
Спустя время, в 1956 году, во время судебного разбирательства по делу Мир Джафара Багирова, бывший руководитель республики признается, что его ввели в заблуждение и он сожалеет о случившемся с Али Ашрафом Ализаде.
Туркмения
Прославленному ученому-геологу все же оказали содействие: благодаря вмешательству министра нефтяной промышленности СССР Байбакова, бывшего бакинца, Али Ашрафа в качестве рядового нефтяника отослали работать на нефтяные промыслы в поселок Небид-Даг (Туркмения). Поселок был основан в 1933 году на транскаспийской железной дороге в связи с разработкой нефтяного месторождения. В 40-е годы прошлого века это был своего рода пустырь, где отсутствовали элементарные условия для нормального проживания. Но и здесь, на новом рабочем месте, Али Ашраф муаллим быстро завоевывает уважение своим профессионализмом и чутким отношением к людям.
Председатель Совета министров Туркмении, узнав, что на местных промыслах работает известный академик, приглашает его в качестве преподавателя в Ашхабадский университет. Талантливому азербайджанскому ученому предоставляют лабораторию для исследований.
По предложению А.Ализаде здесь открывают геологоразведывательный факультет. Именно А.Ализаде становится первым заведующим созданной им кафедры геологии в туркменском университете, тем самым за азербайджанским ученым закрепляется позиция создателя туркменской геологической школы союзного значения, ему принадлежат и описание строения туркменской земли, обоснование ее нефтегазоносности, многочисленные научные разработки и исследования в области нефтяной и газовой геологии - и это далеко не полный перечень новаций выдающегося ученого.
Немало внимания уделял А.Ализаде развитию туркменской науки: проводил конференции, наладил издание научных статей, комментировал в печати те или иные явления, связанные с его профессиональной сферой.
Али Ашраф уходил в работу и потому, что не представлял себя вне своей профессии, и потому, что активная деятельность помогала ему справиться с истинным состоянием души, теми страданиями, которые он испытывал, находясь в разлуке с семьей. Ученый, автор солидных монографий, начал писать сказки - мир детства приближал его к собственным детям, которые присылали ему письма, и в каждом послании говорили о своей любви, о том, как не хватает им присутствия отца.
Только года через два супругам удалось встретиться на нейтральной территории - в Минводах.
Н.А.: Мне посчастливилось сопровождать маму. Это было тяжело… Представьте, я не узнал отца! Когда наше пребывание Минводах подошло к концу, отец проводил нас на вокзал, посадил в поезд… Расставание было тяжелым… Когда поезд тронулся, папа шел за ним, все ускоряя и ускоряя шаг, переходящий в бег…
Позже были и другие выездные встречи, пока не наступил 1954 год. Али Ашраф Ализаде после смерти Сталина был оправдан. Документ о реабилитации подписан Н.С.Хрущевым. Во время приезда Хрущева в Ашхабад он познакомился с геологом-академиком из Азербайджана, о котором к тому времени много слышал. Там же он дал указание о снятии обвинения и возвращении всех званий человеку, так много сделавшему для процветания советской геологической науки.

А.Ализаде было сделано солидное предложение - занять должность первого заместителя министра геологии СССР, но его решение было непоколебимым: азербайджанский ученый стремился домой, на родину, где его ждала семья.
Но именно в Ашхабаде чета Ализаде вновь зарегистрировала свой брак. На торжестве по такому долгожданному поводу присутствовал весь научный свет. Справедливость восторжествовала, и выдающийся ученый с новыми силами приступил к любимой работе. Были открыты новые месторождения, новые институты, успех сопутствовал каждому выступлению ученого на престижных международных конференциях и симпозиумах.
Новое время
С 1959 по 1977 год Али Ашраф Ализаде возглавлял крупный нефтяной институт АзНИПИ-нефть. Затем до конца жизни работал в Институте геологии АН Азербайджана. Своей деятельностью А.Ализаде заслужил глубокое уважение и любовь как у себя на родине, так и со стороны туркменского народа.
Н.А.: Отец был удивительным человеком. В тех или иных его поступках, словах, поведении я нахожу часто ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
Меня всегда удивлял и восхищал феномен популярности отца. С годами я понял, что любовь и забота о людях (независимо от их национальности и статуса), исходящие от него, вызывали людскую благодарность и взаимные чувства.
Показательным в этом отношении явились торжества по случаю 60-летия отца, которое с большим размахом отмечалось в Ашхабаде по указанию правительства республики. Прошло время. На самом высоком уровне по указу руководства Азербайджана прошли торжества по случаю 100-летнего юбилея отца. Для нас, потомков этого выдающегося ученого и человека, такое отношение к памяти личности, бескорыстно служившей родине, народу и науке, безгранично ценно.

Воспоминания… Спустя годы, десятилетия многое воспринимается иначе: каждая деталь, каждое событие приобретают особую значимость, дают возможность окунуться в тот далекий мир, который каждый из нас свято хранит в своей памяти, в своем сердце.
Али Ашраф Ализаде ушел из жизни 22 марта 1985 года. Уже нет среди нас и его сыновей, оставивших о себе добрую память. Время неумолимо движется вперед, меняются приоритеты, но неизменным остается чувство восхищения, любви и благодарности людям, определившим во многом настоящее и будущее страны, посвятившим себя миру.
Али Ашрафу Ализаде - светлая память!
Рая АББАСОВА
banner

Советуем почитать