• четверг, 18 Апреля, 07:08
  • Baku Баку 12°C

Чемпион мира по футболу

04 марта 2017 | 11:03
Чемпион мира по футболу

ТАЙМ-АУТ
В годы СССР немало представителей Азербайджана успешно защищали цвета Страны Советов на различных международных соревнованиях. К примеру, на чемпионате мире 1987 года по футболу среди юношей сразу трое игроков «Нефтчи» вошли в заявку команды из 18 человек. Один из них - Владислав Кадыров - дал интервью газете «Каспiй».
- Владислав, ваша карьера в большом футболе началась просто великолепно. Вы стали чемпионом мира среди юношей в составе сборной СССР, куда пробиться было сложно.
- Чуть раньше, в 1985 году, в Воронеже проходил союзный чемпионат, где я выступал в составе сборной Азербайджана. Мы заняли 3-е место, обыграв в матче за бронзовые медали Грузию. В той команде вместе со мной играли Ариф Асадов, Руслан Лукин. Я выступал на позиции центрального полузащитника, плеймейкера, а потом с Лукиным (как нападающий) мы попали в символическую сборную турнира. По окончании чемпионата все сборные разъехались, кроме команд финальной шестерки. Остались на неделю. А главный тренер юношеской сборной СССР Александр Пискарев вызвал на сборы Асадова, Лукина и меня для ознакомления.
Потом начались международные турниры. Уже в 1987 году мы сначала играли на чемпионате Европы во Франции. В полуфинале обыграли хозяев в серии послематчевых пенальти со счетом 4:3 и вышли в финал, где на знаменитом стадионе «Парк де Пренс» в Париже уступили Италии - 0:1. Однако позже в составе итальянцев нашли переростка (Роберто Секки - сайт УЕФА), о чем пришло официальное письмо в Федерацию футбола СССР, в котором говорилось, что звание чемпионов Европы переходит к нам. В той сборной Италии играли многие известные в будущем футболисты, среди которых и Филиппо Индзаги. Я провел все матчи в основном составе на позиции хавбека (центральный полузащитник). Три лучшие команды чемпионата Европы получили путевки на чемпионат мира, который должен был начаться уже спустя три месяца в Канаде. На неделю нас отпустили домой, после чего мы стали готовиться к мундиалю на базе в Новогорске.
- Как удалось акклиматизироваться к Канаде, учитывая большую разницу в часовых поясах?
- Да, мы летели за океан самолетом авиакомпании KLM, являвшейся одним из спонсоров чемпионата мира. В СССР все делалось с умом. С незалеченным зубом, к примеру, можно было не попасть на соревнование. Прибыли в Канаду за 10 дней до первого матча для акклиматизации. Первое время спали днем, а вечером ходили туда-сюда (смеется). То же касалось и пищи. Привыкали с неделю. Врачи сборной выдавали нам таблетки, чтобы вовремя засыпали. В подгруппе мы играли на острове Ньюфаундленд. Так получилось, что первую и последнюю игры мы провели против Нигерии. В стартовом матче мы вели 1:0, но пропустили за 40 секунд до финального свистка. В целом я отыграл все шесть игр.
- Расскажите, пожалуйста, о финале против Нигерии.
- Погода сильно менялась по ходу финала: то пасмурно, то очень жарко. При счете 1:1 за 4 минуты до окончания основного времени я опасно пробил и подумал, что гол, но мяч прошел рядом со штангой. Дополнительное время голов не принесло. В команде я был пенальтистом, но тогда решил отказаться бить в серии. К счастью, мы оказались точнее и завоевали золотые медали. Нигерийцы выиграли предыдущий чемпионат мира среди юношей и в дальнейшем не раз побеждали (пятикратные чемпионы мира - Авт.). Перед самим финалом футболистов нашей сборной расселили по одному в номерах, чтобы не отвлекались и могли сосредоточиться на предстоящей встрече. Сказали, что на матче будет Пеле, мы не поверили. Когда же он действительно оказался на стадионе, начался такой ажиотаж, а один из наших тренеров даже побежал фотографироваться с ним. Позже в церемонии награждения участвовали президент ФИФА Жоао Авеланж, Пеле, представители правительства Канады. Когда поднимались по лестнице, старались замедлить ход, чтобы подольше лицезреть легенду футбола. Но там долго не постоишь: сзади подгоняли товарищи по команде.
- В той сборной СССР на чемпионате мира было сразу три представителя «Нефтчи» среди 18 заявленных игроков. Такое сильное поколение росло в Азербайджане?
- Не только тогда. В различные годы цвета сборной СССР защищали Анатолий Грязев, Руслан Абдуллаев, Таир Амирасланов, Валерий Брухтий, Вячеслав Семиглазов… - футбольная элита. Я сам начинал в клубе «Гянджлик» в поселке Бузовна, где с 1977 года тренировался под руководством Бориса Тибилова. Сначала защищал цвета сборной Азербайджана, затем - СССР. Уже девятиклассником я получал зарплату 60 рублей, потом - 150. По окончании чемпионата мира Федор Медвидь звал меня в киевское «Динамо», было предложение и из московского «Спартака». Но я и не думал покидать родной Баку, ведь отсюда родом мои родители.
- С 1988 по 1993 год вы защищали цвета «Нефтчи»…
- В 1988-м мы вылетели из Высшей лиги чемпионата СССР. Было введено военное положение. Поэтому приходилось играть по семь-восемь матчей подряд в гостях, а затем столько же - дома. А соперники были сильные - «Спартак», «Жальгирис». Потом из чемпионата выбыли тбилисское «Динамо», тот же «Жальгирис». А чемпионаты СССР и Азербайджана несравнимы - как небо и земля. И многие отправились в Россию.
- И вы уехали в «Сахалин». Как вам, южанину, игралось на Дальнем Востоке?
- Мой наставник Борис Тибилов, ставший заслуженным тренером Азербайджана как воспитавший чемпиона мира среди юношей, был на тот момент наставником «Сахалина». Он пригласил меня и еще несколько азербайджанских футболистов в команду. Были прекрасные условия, включая финансовые. Руководил клубом начальник Сахалинского пароходства Михаил Александрович Романовский. Часто ездили в Японию, на остров Хоккайдо, проводили сборы в Южной Корее. У клуба было 16 учредителей, все на высочайшем уровне.
- И вы отблагодарили клуб, наколотив 54 гола в 74 матчах, став лучшим бомбардиром команды за всю ее историю.
- Особенно удачным оказался один год из двух с половиной лет в «Сахалине». Можно было остаться, заняться бизнесом. Но жена говорила, что город маленький, хотела вернуться в Баку. Однако меня заметили, приглашали в московское «Динамо», «Локомотив» (Нижний Новгород), было много вариантов. «Динамо» тогда руководил Константин Иванович Бесков, и мне сказали, что он приглашает только один раз. Побыв месяц в команде, надо было определяться, и я попросил квартиру. Мне сказали, что надо еще посмотреть, а тогда быстро все решалось. На воде вилами писано, как могло сложиться, вот я и решил не задерживаться.
- В 1995 году возник небольшой простой в вашей карьере. Вы вроде вернулись в «Нефтчи», где отыграли всего два матча, а оставшуюся часть года провели в тульском «Арсенале», где снова напомнили о своих бомбардирских качествах, забив 10 мячей в 19 матчах.
- Дело в том, что мой трансферный лист остался в «Сахалине». Потом его выкупил клуб «Локомотив» из Нижнего Новгорода, где главным тренером был Валерий Овчинников. Я был с ними на сборах в Германии, Турции. Мне не понравилась обстановка в клубе, тренировочный процесс больше был похож на легкоатлетические занятия. Я просто уехал, а Овчинников сказал, что не отдаст мой трансферный лист. Отыграв некоторое время в «Нефтчи», я оказался в тульском «Арсенале», куда меня позвал начальник клуба Виктор Иванович Семянников, ранее работавший администратором в «Нефтчи». «Локомотив» и «Арсенал» договорились между собой по поводу трансферного листа, и через некоторое время мне дали квартиру в Туле. Главным тренером клуба был Анатолий Полосин, а моими одноклубниками - Александр Кузьмичев, Виталий Бут, Гурам Чкареули.
Потом были «Спартак» (Рязань) и «Лада-Энергия» (Тольятти), после чего я сыграл пять матчей в «Бакы Фэхлэси». Карьера завершилась в 28 лет.
- В «Нефтчи» обратно не звали?
- Вернувшись, я решил завершить карьеру из-за травмы колена. К тому же в Азербайджане футбол на тот момент приостановился в финансовом плане. Зарплата у футболистов была 100 долларов, у меня на бензин для машины уходило больше. И тогда я понял, что пора заняться тренерской деятельностью.
- Были еще матчи за сборную Азербайджана…
- С 1992 года ездил со сборной в Иран, на Кипр. К сожалению, операция на колене не позволила играть дольше.
- Что вспоминается в матчах за национальную команду?
- Была такая смешная история. Случилось это в отборочном матче чемпионата Европы-1996 против Франции (0:10). Игра проходила на чисто футбольном стадионе в Осере. Матч шел интенсивно, на высоких скоростях. Чтобы сделать передышку, мы порой выбивали мяч куда подальше на трибуны, а его тут же возвращали. В составе соперников были личности - Десайи, Джоркаефф, Зидан, Дешам, Жинола. Тогда главный тренер Агасалим Мирджавадов сказал Тарлану Ахмедову придерживать Десайи во время углового, чтобы тот не мог нормально выпрыгнуть. Но Десайи прыгнул и забил гол и едва не забросил туда Тарлана - настолько силен физически был Марсель. Вы не поверите: я играл против Зидана.
- Тренерскую карьеру вы начали в «Стандарде», который вывели из Первого дивизиона в Высшую лигу.
- Сначала в 1998 году по окончании игровой карьеры я открыл клуб «Арсенал», основав там детскую школу. В 2004-м Игорь Пономарев, возглавив «Карабах», позвал меня в ассистенты. В 2006 году возглавил «Арсенал», переименованный в «Стандард», и вывел его в Высшую лигу. Через год работал в клубе спортивным директором. В 2008-м вывел «Мугань» в Высшую лигу. Команда представляла Сальян, но базировалась в Баку. Там же работал спортивным директором. Тот же путь проделал с «Реваном». Не хочу бить себя кулаком в грудь, но я выводил клубы с минимальным бюджетом в элиту. Потом эти клубы приглашали других специалистов, после чего снова обращались ко мне.
- Какая у вас тренерская категория?
- Прошел курсы и поочередно удачно сдал экзамены на получение категорий «В» (2006 год), «А» (2007) и Pro (2011).
- Ваши дети пошли по стопам отца?
- Я не был сторонником навязывания ребенку чего-то своего. Хотя у моего сына Евгения было в крови играть в футбол. Сейчас он в армии, а ранее входил в состав юношеской сборной Азербайджана по академической гребле. Для продолжения карьеры надо было переезжать на базу в Мингячевир, и из-за учебы пришлось оставить большой спорт.
- Чем сейчас занимаетесь?
- В прошлом году работал руководителем массового футбола при АФФА. В августе 2016-го завершился годичный контракт, после чего пять месяцев был безработным. С конца января решили восстановить клуб «Арсенал» (назван в честь тульского клуба), и сейчас мы арендуем стадионы около метро «Гара Гараев», «Халглар Достлугу», на старой базе «Нефтчи». Пользуясь случаем, хочу пригласить детей в возрасте от 5 до 12 лет. Занятия пока проходят трижды в неделю - по понедельникам, средам и пятницам. Соберем на первое время максимум 150 детей, в группе - по 20 ребят. У меня есть тренеры, квалифицированные специалисты, которые знают толк в футболе, могут выявить одаренных детей для будущего футбола в Азербайджане.
- Благодарим вас, Владислав Азизович, за уделенное нам время. Желаем успехов в «Арсенале», и не только там.
Тельман АМИРАСЛАНОВ
banner

Советуем почитать