Картины, написанные нефтью
ТВОРЧЕСТВО
Большой интерес вызвало опубликованное буквально на днях в газете «Каспiй» интервью заведующей отделом международных отношений и музейных инноваций Азербайджанского национального музея искусств, докторанта Института архитектуры и искусства НАНА Амины Меликовой, рассказавшей о том, какое место тема нефти занимает в изобразительном искусстве Азербайджана.
Если читатель помнит, в конце беседы Амина ханым пообещала продолжить беседу, чтобы познакомить читателей с творчеством мастеров, работающих в новых техниках и технологиях, осваиваемых в наши дни. В этот раз она начала с подробностей о том, что особенно удивило и заинтересовало, - с рассказа о пишущем нефтью художнике Сабире Чопуроглу и его творчестве.
- Судя по реакции на публикацию, напрашивается вывод, что упоминание имени этого мастера стало своего рода сенсацией, хотя, как оказалось, оно широко известно не только профессионалам, но и вообще в мире живописного искусства.
- Представьте себе, Сабир Чопуроглу на сегодняшний день - один из самых известных живописцам азербайджанских художников. Он родился в 1956 году в одном из высокогорных селений Борчалинского региона - места компактного проживания азербайджанцев в южной части Грузии (ныне - Дманиси). Его не просто окружали, но и волновали окружавшие ландшафты - островерхие кроны высокогорных лесов и роскошный изумруд равнинных лоскутов, ютившихся в сени горных шпилей, которые сами по себе вдохновляли на творчество - потребность рисовать и рисовать, учиться всякий раз по-своему и при разном освещении «фотографировать» в красках и карандашных зарисовках памятные мгновения.
- В такой сказочной обстановке достаточно было оставаться самородком, живущим в мире ощущений и впечатлений…
- Ну что вы, Сабир не остался дилетантом! В Баку он окончил Государственную школу изобразительного искусства, а позже - Тбилисскую академию художеств, в стенах которой ему довелось общаться с такими крупнейшими мастерами скульптуры, как Зураб Церетели, Мераб Бердзенишвили Зураб Нижарадзе и другие, а также активно участвовать в выставках - в Тбилиси и Баку.
- Это говорит о его профессиональной эрудиции…
- Да уж! С ним интересно разговаривать буквально обо всем. О философском подтексте изобразительного искусства, о его значимости в творческом кредо мастеров, об их индивидуальном почерке, технике и манере, о выборе натуры и прототипов.
- И вдруг… нефть!
- Верю, что не вдруг. Художник так вспоминает свой первый «контакт» с нефтью: кто-то из родственников привез бутылочку широко применяемого в лечебных целях нафталана. С тех пор этот терпкий запах манил его, вызывая устойчивые ассоциации с «исторической родиной». Тогда же он попробовал эту целебную жидкость в качестве краски, сделав несколько набросков на стене. Понял, что не случайно благоговейно относился к нефти как одному из ключевых богатств, неизменной составляющей экономики Азербайджана, всегда присутствовавшей в его творчестве.
- Как и в творчестве азербайджанских живописцев и художников, в разные периоды посещавших нашу страну, чаще - Абшерон и Баку…
- Конечно! В отличие от всех других богатств Азербайджана, Сабир с особым благоговением относится к нефти как к некоему таинству, хранящемуся в недрах и обладающему божественной силой. И во многом поэтому стала одной из традиционных в азербайджанском изобразительном искусстве, и в живописи - прежде всего. Художники самого разного темперамента, творческого склада, разных поколений и работавшие в различных жанрах. Достаточно вспомнить морские пейзажи корифеев азербайджанской живописи Саттара Бахлулзаде, Беюкага Мирзазаде, Кямиля Наджафзаде, Надира Касумова или такие знаковые для своего времени полотна, как «С вахты» и «Ремонтники» Таира Салахова, а также работы многих и многих художников советского времени и периода независимости.
- Как и они, Сабир Чопуроглу пришел к «нефтяной» тематике - будь то завораживающий своими масштабами процесс добывания «черного золота» из недр земли или - «новая» красота нефтедобывающих конструкций, ставших неотъемлемым атрибутом земли Абшерона и каспийского ландшафта, сила и мужество нефтяников, своего рода посредников между «адом» и «раем», или облик людей, чей нелегкий труд способствует, в конечном счете, процветанию человечества.
- Ныне можно долго перечислять произведения литературы, изобразительного искусства, кинематографа, посвященные нефтяникам Каспия. Тема нефти, нефтедобычи поистине неотъемлемая составляющая и его искусства. Даже при том, что может показаться, что в настоящее время эпоха «романтического» отношения к этому уникальному «дару Азербайджана» давно пережита.
- Именно показаться! Не случайно сегодня мы являемся свидетелями совершенно нового этапа в развитии нефтяной тематики в азербайджанском искусстве. И безусловным лидером здесь стал художник, выросший и сформировавшийся далеко за пределами Баку и Абшерона. Возможно, поэтому, оказавшись однажды на месте старых промыслов, вдохнув реальный запах «черного золота» и прочувствовав непосредственно, кожей своих рук, густоту и вязкость подсыхающего на палящем солнце «углеводорода» - этой легенды развития человеческой цивилизации, абир Чопуроглу решил попробовать его «на вкус» - в качестве основного пигмента для своих работ.
- Переехав в Баку в конце 1980-х и переживая тогда, как и многие другие, тяжелые времена, неожиданно для себя самого в нефтяных отходах он «открывает» совершенно бесплатную краску, посредством которой мог создавать работы и тем самым зарабатывать на жизнь.
- Казалось бы - ничего особенного. Ведь и в основе традиционных масляных красок лежат нефтепродукты.
- Но с переходом на новую технику мир художника, его творческая манера, мышление принципиально изменились, и вместо традиционной полихромной живописи, представляющей еще одну, очередную «версию» правдоподобного отражения окружающей действительности, обнаруживает взволнованные, полные патетики и внутреннего горения страстные монологи художника о своей земле - Стране огней, ее древней культуре, истории, о связи человечества с Богом, ниспославшим этот великий дар - горючую вязкую смесь, возможности которой поистине неограниченны...
- Известно, что пишет он свои содержательные, наполненные содержанием и эмоциональные картины исключительно пальцами и ногтями…
- …запатентовав этот уникальный метод.
- И пусть никто не подумает, что это сколько-нибудь просто!
- Конечно, не все так просто, и сегодняшнему успеху художника предшествовали долгие годы эксперимента, пока он ни выработал верную технологию обработки сырой нефти, так чтобы она стала пригодной в качестве пигмента для наложения на бумагу или холст. Результат превзошел все ожидания. К работам Сабира стали все больше проявлять интерес. И если поначалу именно нефть, как экзотический для искусства материал, привлекал внимание публики, то со временем, все более осваивая самобытный прием, художник начал создавать произведения, действительно представляющие собой высокую художественную ценность.
- И при том на мировом пространстве!
- Большим успехом, в частности, стало участие Сабира Чопуроглу в 2006 году в I Международном симпозиуме в германском городе Эрвитте-Хорн, в котором принимало участие 32 художника из 16 стран мира. Картина Сабира Чопуроглу «Каспийская симфония», написанная нефтью, была удостоена Диплома I степени. Применяемая художником техника настолько заинтересовала посетителей, что ему было предложено написать картину непосредственно в присутствии зрителей. Художник охотно согласился, и на глазах у всех написал несколько работ, что вызвало овации. На следующий год там же, в Эрвитте-Хорне, с успехом прошла его персональная выставка.
- О чем же произведения художника?
- Безусловно, подавляющее число его работ так или иначе связано с нефтяной тематикой. И это естественно. Однако подход художника к этой теме столь же необычен, как и сама техника исполнения. Процесс нефтедобычи ассоциируется у него исключительно с нефтяными вышками старого образца 1910-20-х годов. При этом нередко нефтепромысел выглядит у него как в день апокалипсиса: деревянные остовы вышек словно рушатся на глазах, подсобные помещения представлены полуразложившимися морскими тварями, а рассыпающиеся лестницы - обглоданными костями.
При этом, вглядываясь в работы Сабира Чопуроглу, понимаешь, что круг его интересов составляют история, фольклор, красота природы, духовные ценности. И в этом контексте панорама старых нефтяных промыслов, устойчиво присутствующая в подавляющем большинстве его работ, - своего рода знак истории, феномен, предопределивший ход развития страны. И не случайно поэтому другим неотъемлемым мотивом этих композиций является караван, состоящий из верблюдов и наложницы. Пластические единицы, отсылающие к характерным восточным реалиям, безошибочно выстраивают ассоциативный ряд: нефтедобыча - торговля - Шелковый путь - процветание. Последнее - большие вместительные кувшины - признак достатка и изобилия, так характерный для стран Востока предмет.
Художник любит размеренные композиции. У него все «идет своим путем». Как правило, это двух- или трехъярусные экспозиции. При этом у каждого яруса - своя тема. Третья, такая же устойчивая, как и первые две, - тема города. Ичери шехер и Гыз галасы (Девичья башня) - его неизменные символы.
Нефтедобыча, караван, город… Таков подлунный мир, таков порядок, устроенный Всевышним… Во всех этих композициях ощущение эпической повествовательности, правильности мироустройства. Так строится эпос, так излагаются дастаны, и очевидно, что для Сабира сам процесс создания очередного листа или холста это процесс созидания, как ритуал, совершаемый по одним и тем же, однажды установленным правилам. Ведь не случайно, обратившись к нефти как к посреднику между его творческим сознанием и материальным воплощением идей, художник отказался от каких-либо инструментов (кисть или мастихин) и работает исключительно пальцами. Нефть для него - что глина в руках Создателя. Воссозданные художником образы - пейзажи, панорама нефтепромыслов, Деде Горгуд или Шах Исмаил - помимо их духовной энергии несут в себе частицу энергии земли…
- Применяемую Сабиром Чопуроглу технику часто называют уникальной...
- И это справедливо. Хотя той же справедливости ради следует сказать, что нефтью работали и работают сегодня многие азербайджанские художники. Однако в целом обращение к этому материалу носит эпизодический характер.
Сабир Чопуроглу полностью сконцентрировался на технологии работы с нефтью и в 2009 году даже оформил патент на изобретение. Его работы поражают многим: и бесконечными колористическими переходами и оттенками, в пределах одного тона воссоздающими красочное богатство мира, и виртуозным рисунком, органично переходящим в эпиграфику. Художник работает спонтанно, без предварительных эскизов, и тем более поражает мастерством рисовальщика, зная, что случайно пролившуюся нефть не сотрешь!
В июне 2009 года в рамках проходившей в Баку юбилейной Международной выставки «Нефть и газ Каспия», организованной в связи с 15-летием подписания «Контракта века», состоялась очередная персональная выставка Сабира Чопуроглу, на которой художник показал около 70 работ, привлекших повышенный интерес публики не только необычной техникой и художественным результатом, но и особой актуальностью нефтяной стратегии в Азербайджане.
- Получилось, что когда-то открыв для себя пластические возможности нефти, Сабир Чопуроглу по-новому раскрыл и себя самого.
- Ограниченность в цвете подтолкнула его к глубинному познанию вещей. В развитии язык художника усложняется, его работы все более насыщаются символами и метафорами. Кажется, сама эта вязкая жидкость («краска XXI века», как назвал ее сам художник) - «кровь Земли». Источая энергию, она провоцирует творца на масштабные размышления о смысле истории и культуры, о связи человека с окружающим миром и Космосом. Ибо он - плоть от плоти своей земли. Земли, питающей человечество своей кровью во имя мира и процветания.
- Спасибо, Амина ханым, за трогательный рассказ о нашем соотечественнике, чей дар поистине уникален. Вас так интересно слушать!
Галина МИКЕЛАДЗЕ