• четверг, 25 Апреля, 04:02
  • Baku Баку 19°C

Слабое звено

08 апреля 2014 | 12:07
Слабое звено

Ситуация вокруг Украины остается напряженной. Вопреки санкциям Запада, Россия не отказывается от своей агрессивной политики. Об этом беседа корреспондента газеты «Каспiй» с политологом, доктором политических наук Эльманом Насирли.
- Россия фактически аннексировала Крым, и теперь вынашивает планы уже в отношении восточной части Украины. Можно ли было прогнозировать такой поворот событий? Каким вы видите будущее?
- Динамика развития событий ставит в тупик даже экспертов, а для политических кругов Запада происходящее стало неожиданностью. Проводя аналогии, некоторые западные эксперты отмечают, что в свое время на Западе распад СССР прогнозировался, но он произошел преждевременно, и это поставило Запад в тупик. Теперь такой же неожиданностью стали действия России. Она предполагала, что достигнутая 21 февраля договоренность с Януковичем о проведении досрочных президентских выборов останется в силе. Однако события на Майдане вызвали к жизни совершенно новую ситуацию, и Януковичу ничего другого не оставалось, как бежать из страны. И тогда Россия задействовала нынешний сценарий. Иными словами, начал осуществляться не согласованный с Януковичем план «А», а вариант «Б» команды Путина.
- Россия рассматривает Крым как свою историческую территорию. Можно ли воспринять восторженную реакцию населения Крыма на российскую оккупацию как признак того, что эта акция планировалась долгие годы?
- Сразу после распада СССР появились реваншистские группировки. В этот же период стала проводиться политика, которую в России окрестили «шоковой терапией». При Ельцине Россия стала требовать от США, чтобы большая часть помощи оказывалась ей, грозя, что в противном случае к власти придут реваншисты и восстановят СССР. То есть идея восстановления советской империи в России остается, она не сходила с повестки дня. В отдельные периоды эта идея то усиливалась, то ослабевала. После своего вторичного прихода к власти Путин выступил в газете «Известия» с нашумевшей статьей, где раскрывается суть идеи так называемого Евразиатского экономического союза.
Собственно говоря, тезис о присоединении к России отдельных смежных территорий и возрождения таким путем Советского Союза в той или иной форме в России был актуален с самого момента распада СССР. В этом плане главное место занимает так называемый принцип слабого звена. Сегодня слабым звеном сочли Украину и ее регион - Крым.
Американские наблюдатели признают, что Россия фактически применяет тактику США, которая, когда требовалось дать отпор сильному противнику, наносила удар по слабому звену его коалиции. Так, для оказания давления на исламистский Иран США выбрали в качестве жертвы соседний Ирак. Комментируя нынешнюю ситуацию, один из авторов идеи развала СССР Бжезинский заметил: если в нынешнем положении мы не окажем Украине необходимую помощь, то проиграем. Он выразил даже мнение, что при необходимости следует оказать Украине и вооруженную помощь. В международной политике ничто не происходит случайно.
- В своем известном выступлении по CNN о событиях в Украине Михеил Саакашвили упрекнул американских военных и общественность, заметив, что важным мотивом нынешнего поведения Путина служит чрезмерно пассивная реакция Запада на российскую военную интервенцию 2008 года в Южной Осетии. Неужели за минувшие с тех пор 6 лет Запад не извлек должных уроков?
- Шаги России в отношении Южной Осетии и Абхазии являются незаконными. Эти события показали наличие серьезных пустот в международном праве. Необходимо признать, что начатая США в ночь на 20 марта 2003 года без резолюции СБ ООН военная операция против Ирака послужила прецедентом для аналогичных действий России 5 лет спустя. В период с 24 марта до 10 июня 1999 года войска НАТО, главным образом США опять-таки без соответствующей резолюции СБ ООН бомбили территорию Сербии, в итоге тогдашний югославский режим пал. Все это напоминает знаменитое изречение Алберта Эйнштейна: «Международные законы существуют только в своде международных законов, на деле их нет». Все это представляет серьезную опасность для международной безопасности. И я согласен с Саакашвили. Порой небольшие страны становятся жертвой большой геополитической игры.
- И Грузия, и Украина столкнулись с проблемой территориальной целостности. Не кажется ли вам, что в 2008 году Запад оказал Грузии большую практическую помощь, нежели теперь Украине?
- Я не считаю, что во время кризиса вокруг Грузии Запад проявил необходимую активность. Ибо результаты его активности, коэффициент полезности предпринятых шагов равны нулю. Запад и сегодня не признает независимости Южной Осетии и Абхазии, считает их частью Грузии, но что это меняет? После августовских событий 2008 года Европейский союз заморозил отношения с Россией, НАТО приостановил сотрудничество с этой страной, но спустя некоторое время ЕС как ни в чем не бывало возобновил отношения с Кремлем. Потеряла в итоге Грузия.
Сегодня действия Запада подвергаются острой критике. Бжезинский был помощником Обамы по внешнеполитическим вопросам во время предвыборной кампании, и сегодня продолжает работать с администрацией Обамы. Поэтому хочу напомнить доктрину Бжезинского. В 1979 году, когда СССР вторгся в Афганистан, президент США Джимми Картер вызвал своего советника по вопросам безопасности Бжезинского и спросил, что можно предпринять в этой обстановке. Тот ответил, что целесообразно ограничиться выражением протеста, осудить действия СССР, но ни в коем случае не в резкой форме, чтобы Москва не придала этому демаршу серьезного значения и продолжала вторжение вглубь афганской территории. Постепенно советские войска увязнут в Афганистане, и это в конечном итоге приведет к кризису в самом СССР, а затем и его крушению. И его прогноз оправдался в точности. Спустя 10 лет, в 1989 году советские войска покинули Афганистан, а еще через два года СССР прекратил существование. Мне кажется, что сегодня администрация Обамы действует по аналогичной рекомендации Бжезинского - применяя мягкие санкции, стремится завлечь Россию в трясину, чтобы она вторглась на этот раз в Украину и там увязла, а в это время развернуть по всему миру активную пропагандистскую кампанию против нее.
- В 2008 году в деле были такие политики, как Николя Саркози, Сильвио Берлускони, сегодня таких фигур не видно. В чем дело - в чрезмерной агрессивности Путина, его бескомпромиссности, или же просто некому в Европе вести с ним переговоры?
- Мне кажется, что ни прежних, ни нынешних лидеров нельзя назвать значительными фигурами в международной политике. Приходится признать, что сегодня существует весьма острая проблема политического лидера глобального уровня на международной арене. Дэвид Кэмерон может быть хорошим премьер-министром, но назвать его выдающимся политиком нельзя, он не Черчилль. То же самое и остальные. Что же касается ситуации вокруг Украины, то возможности компромисса практически отсутствуют, поскольку Россия упорно отрицает сам факт аннексии, заявляя, что население Крыма на референдуме выразило свое волеизъявление. Если Запад прибегнет к давлению для возвращения Крыма в состав Украины, то, я считаю, это станет началом конца режима Путина. Сегодня Путин как бы вынес свои полномочия на референдум.
- Сегодня Путин выглядит куда более спокойным, уверенным в своих силах нежели на пресс-конференции после крымских событий. Некоторые эксперты связывают эту разительную перемену с поддержкой со стороны российских СМИ.
- Путин человек достаточно умный, он прагматичный политик, и я думаю, что свои шаги он предпринимает обдуманно. Безусловно, последствия такого масштабного и рискованного шага, как аннексия Крыма, вероятная реакция, давление со стороны международного сообщества были заранее проанализированы. Вероятно, российские эксперты убедили Путина, что опасаться не стоит. Товарооборот между Россией и Европейским союзом достигает 410 млрд. долларов. Что, Европа добровольно откажется от таких денег? Последствия такого шага ударят прежде всего по самой же Европе. Вот и решили, что в такой ситуации как нельзя кстати будет провести испытания межконтинентальных баллистических ракет. Как известно, запущенная в России ракета успешно поразила цель в казахстанском небе. Ясно, что речь идет о поигрывании мускулами перед Западом.
- В свое время СССР вводил войска в Венгрию и Чехословакию. Память о тех трагических событиях все еще жива. Теперь на очереди Украина. Не приведет ли это к вражде между двумя близкородственными народами?
- Конечно, на Россию здесь ложится большая ответственность. В мире больше 6 тысяч аналитических центров, из них более 3 тысяч действуют в США. Полагаю, что они способны всесторонне проанализировать события в Украине. Эта страна понесла тяжелый удар, но Россия фактически посеяла семена вражды между двумя славянскими народами.
- Может быть, именно эту цель и преследует Запад?
- Думаю, это один из возможных вариантов.
- В критической ситуации украинская армия не выдержала испытания, дисциплина рухнула…
- Считаю, что это логический результат воцарившегося в стране хаоса. Если страна за короткий срок переживает несколько государственных переворотов, то эти события не могут не отразиться на армии. Россия располагала исчерпывающей информацией об украинской армии, и это, естественно, сыграло свою роль в предпринятых этой страной военно-политических шагах.
- И Азербайджан, и Армения открыто заявили о своей позиции по событиям в Украине, причем Армения стала на сторону России. Какие политические дивиденды этот факт может принести нам?
- 19 марта Президент Азербайджана в поздравительном выступлении по случаю праздника Новруз еще раз заявил, что правительство в своей политике неукоснительно следует национальным интересам страны. До этого Азербайджан не признал независимость Косова, и даже отозвал из этого региона своих миротворцев. Поэтому у России нет оснований для претензий к нам. Азербайджан весьма обостренно относится к теме территориальной целостности. Нет сомнений, что позиция Азербайджана по проблеме Косова не пришлась по вкусу США и НАТО, но мы исходили из своих национальных интересов. И при урегулировании карабахского конфликта некоторые круги могли применить тот же вариант. Мы не хотели, чтобы Крым стал прецедентом. Россия должна учесть, что Азербайджан проявил последовательность, сделав по сути шаг, аналогичный ранее предпринятому и вызвавшему неудовольствие США и НАТО. Эта позиция строго соответствует интересам нашей страны. Президент Азербайджана всегда ставит вопрос именно так.
- А возможно ли, что после этого выступления Запад поддержит Азербайджан и при необходимости окажет давление на Армению, которой ранее оказывал поддержку?
- В принципе эта позиция Азербайджана позитивно воспринята на Западе. Данный шаг привел к дальнейшему укреплению позиций нашей страны на международной арене. Думаю все покажет время.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать