• вторник, 16 Апреля, 13:35
  • Baku Баку 19°C

Мертворожденная идея

28 февраля 2019 | 15:14
Мертворожденная идея

КОММЕНТАРИЙ
Премьер-министр Армении Никол Пашинян с двухдневным визитом побывал в Иране, где встретился с президентом Исламской Республики Хасаном Роухани и другими высшими руководителями этой страны.
Экспертные круги в Ереване в этой связи надеются, что визит Пашиняна даст новый импульс двусторонним отношениям. И если говорить об осуществлении новых проектов не приходится, то, по крайней мере, будут реанимированы те, что так и остались на бумаге.
Однако если для Армении развитие диалога со своим южным соседом – вопрос жизни и смерти, то армянский вектор пока не является ключевым в иранской геостратегии. Причина этого кроется в том, что Армения на данный момент не рассматривается Тегераном в качестве важного экономического коридора. Поэтому армянский премьер и пытается продемонстрировать Тегерану заинтересованность в совместных проектах.
Тегеран - приоритет для Еревана
Пашинян, пытаясь доказать иранской стороне, что США не удастся втянуть Армению в антииранское противостояние, пространно рассказывал в эксклюзивном интервью информационному агентству ИРНА о «многовековой дружбе между армянами и персами», сделав акцент на исторических связях двух стран и расширении двустороннего сотрудничества. Он также заявил, что дружеские и партнерские отношения с Ираном являются частью внешней политики Армении, и они привержены дальнейшему развитию добрососедских отношений с этой страной.
Что же касается духовного лидера Ирана аятоллы Сайеда Али Хаменеи, то его интерес к Армении объясняется лишь тем, что «вопреки желанию США, связи между Ираном и Арменией должны быть прочными, стойкими и дружественными». Во всяком случае, как передает Mehr, так он заявил на встрече с Пашиняном в Тегеране, втягивая Армению в антиамериканскую риторику своей страны.
Основанием для подобного расклада служит тот факт, что Хаменеи расценил расширение сотрудничества и дружественных отношений между двумя странами как «обязанность», которая должна исходить из общих интересов Ирана и Армении, подчеркнув, что «США абсолютно ненадежны и всегда пытаются вызвать мятеж, коррупцию, конфликты и войну; они против отношений между Ираном и Арменией и противостоят интересам народов. Однако в ответ нам необходимо укрепить наши отношения и сотрудничество».
Между тем в ходе выступления перед армянской общиной Ирана в Тегеране в клубе «Арарат» Никол Пашинян заявил, что «наша судьба более не на западе, севере или юге, а в наших руках», как бы открестившись в том числе и от Ирана.
Иллюзии перспектив сотрудничества
Как считает армянский эксперт Давтян, Иран сегодня, возможно, готов закупать в больших объемах армянскую электроэнергию, однако лишь в том случае, если Ереван, во-первых, сможет обеспечить ее низкую себестоимость, и, во-вторых, если Тегеран получит от партнера эксклюзивное предложение, рассчитанное на долгосрочные и стабильные поставки.
«А для этого прежде всего необходимо довести до логического завершения проект высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) Армения-Иран, строительство которой осуществляется крайне медленными темпами», - говорит армянский эксперт, отмечая, что визит Пашиняна должен иметь подчеркнуто энергетическое и транспортно-логистическое содержание. То есть Пашиняну в первую очередь следовало бы вернуть в двустороннюю повестку законсервированные инфраструктурные проекты. Например, проекты Мегринской ГЭС, нефтеперерабатывающего завода, нефтепровода Тебриз-Мегри, а также железной дороге Иран-Армения. Однако в условиях санкционного режима США против Ирана практически невозможно привлечь международных инвесторов в данные проекты. Да и сближение Ирана и Азербайджана в рамках энергетических и транспортно-логистических проектов сводит на нет все потуги Армении, рассматривающей Иран важным направлением сбыта электроэнергии. Мало того, с начала 2018 года Азербайджан проводит переговоры и консультации по формированию электроэнергетического коридора Иран-Азербайджан-Россия и уже начал экспортировать электроэнергию в иранском направлении, а иранские власти заявляют о готовности увеличить объемы импорта.
Азербайджано-иранское взаимодействие этим не ограничивается. Об этом свидетельствует подписанная в августе 2018 года Конвенция о статусе Каспия, создающая дополнительную платформу для развития энерготранспортного диалога между Баку и Тегераном, например совместных проектов по нефтегазовой добыче на каспийских шельфах. Но и это не все, поскольку строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара ставит под вопрос интеграцию Армении в международный транспортный коридор «Север-Юг». При этом Армения должна и дальше продвигать идею формирования транспортной связи Черное море -Персидский залив в качестве альтернативного коридора, который позволит Ирану диверсифицировать свою транспортно-логистическую систему. А для этого Армении просто необходимо развивать внутренние транспортные инфраструктуры межгосударственного значения, на что у нее попросту нет денег.
Дело в газе, остальное - антураж
Вот и получается, что Пашинян поехал в Тегеран за газом, а все остальное просто антураж. Иран в свою очередь выразил готовность увеличить поставки газа в Армению. Во всяком случае, об этом заявил президент Ирана Хасан Роухани на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Иранский газ используется на тепловых электростанциях Армении. А новые поставки газа позволят расширить бартер «электричество на газ» между Арменией и Ираном. Иранская сторона, если верить армянским СМИ, готова обсудить и трехстороннее сотрудничество для экспорта газа в Грузию транзитом через Армению.
Впрочем, ИРИ, перманентно находясь в тисках всевозможных санкций, неоднократно выступала с идеей наращивания объемов поставок газа с его дальнейшей транспортировкой в Грузию, но предыдущее правительство Армении не шло в этом направлении дальше обычных заявлений. Почему? Да потому что практически весь объем газа Армения получает от «Газпрома», и Россия вряд ли захочет терять свою монополию. И если ранее иранский газ Армении обходился дороже российского, то теперь российские цены достигли уровня иранских. Именно поэтому Пашинян акцентирует внимание на ценах, одновременно актуализируя идею транзита иранского газа в Грузию, где практически весь газовый рынок контролирует азербайджанская SOCAR.
Кстати, на днях в Тбилиси озвучили планы по возобновлению поставок газа из России для уменьшения зависимости от азербайджанского газа в связи с тем, что SOCAR повысила тарифы на газ. Однако Грузия против Азербайджана не пойдет. Доказательством служит визит президента Саломе Зурабишвили в Баку и сделанные здесь заявления грузинской делегации о вечной дружбе и братстве между Тбилиси и Баку. Таким образом Никол Пашинян может распрощаться с мечтой сделать свою страну транзитером иранского газа. Хотя бы потому, что азербайджанский газ обходится Грузии гораздо дешевле, чем будет стоить иранский. Да и Москва вряд ли позволит Еревану вести независимую политику на газовом рынке. А Иран в свою очередь не станет ссориться с Москвой из-за амбиций Еревана.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать