• пятница, 19 Апреля, 03:29
  • Baku Баку 18°C

В ключе реформ

26 февраля 2019 | 09:01
В ключе реформ

ПЕРСПЕКТИВЫ
Благодаря последовательному применению в нашей стране норм и принципов Международной организации труда (МОТ) Азербайджан можно поставить в пример для многих стран по переходу на формальную экономику и внедрению прогрессивных наработок этой авторитетной структуры.
Позиция Азербайджана в основных международных индексах по рынку труда постепенно укрепляется. Однако национальное правительство не намерено останавливаться на достигнутых результатах, потому как уже готовятся предложения по целому спектру важнейших мероприятий, направленных на еще большее улучшение показателей местного рынка занятости.
О готовящихся прогрессивных изменениях рассказал на заседании рабочей группы Комиссии по бизнес-среде и международным рейтингам в области рынка труда руководитель этой группы замминистра труда и социальной защиты населения Метин Керимли.
К новым стандартам
О серьезности прошедшего мероприятия и сделанных в ходе него заявлений свидетельствует не только круг затронутых актуальных вопросов, но также состав участников, представленный на уровне членов рабочей группы из министерств юстиции, экономики и Госкомитета по статистике, а также Центра анализа экономических реформ и коммуникации. В ходе заседания замминистра обратил внимание на ключевой вопрос дальнейшего применения международных стандартов в сфере занятости, отметив, что в стране в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Трудовой кодекс, связанных с максимальным сроком срочного трудового договора и сверхурочной работой. Проекты по этим изменениям будут обсуждаться также с социальными партнерами.
Кроме этого, идет подготовка Плана действий рабочей группы на текущий год. А главное, в этом документе найдут отражение существующие индикаторы «Отчета о глобальной конкурентоспособности», «Индекса экономической свободы» и «Индекса глобальных инноваций». Это более чем важно, поскольку речь идет о прямой заинтересованности «денежных мешков» - если кому интересно, до рейтингов инвесторы внимательно изучат ситуацию в целом с безопасностью в государстве. Каков там стиль управления, насколько стабильна общественно-политическая ситуация, есть ли угроза терроризма. Все это важные вопросы, от ответов на которые зависит способность государства привлекать из-за рубежа деньги. И потому «прожженным капиталистам» вроде Всемирного экономического форума интересно знать, что согласно отчету Госдепа США о проблемах борьбы с терроризмом за 2017 год, Азербайджан был признан сильным партнером заокеанской державы в этой сфере. Все это подчеркивает, насколько безопасна в целом и сама наша страна.
Итак, если с политической точки зрения риск вложения денег в Азербайджан равен нулю, то инвесторы интересуются экономической безопасностью и местом, которое занимает Азербайджан среди государств своего уровня. А здесь как никогда интересным становится ежегодный «Индекс инклюзивного развития 2018» того же Давосского форума, согласно которому мы заняли третье место среди развивающихся стран.
Кстати, в отчете Всемирного банка Doing Business 2019 Азербайджан объявлен страной, проводящей наибольшее количество реформ в мире.
Сразу скажем, что сообщений, подобных этому, в местных СМИ появляется немало, поскольку наша страна регулярно улучшает свои позиции в рейтинговой шкале авторитетных международных структур. И эта констатация взята не «с потолка», а основывается на передовые методологии, на которых зиждутся положения, например, «Отчета о глобальной конкурентоспособности», Doing Business и др. основных отчетов.
Опережая время
Внедряемые нормы и стандарты прежде всего опираются на главный закон страны. Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» вице-президент Федерации профсоюзов Азербайджана «Хидмет-иш» Джамаладдин Исмаилов, согласно статье 35 Конституции Азербайджанской Республики, всем нашим гражданам без исключения гарантируется право на труд. В частности население страны может свободно выбирать вид деятельности, профессию, занятие и место работы.
«Граждане нашей страны могут свободно заключать трудовые договора, работать в безопасных и здоровых условиях, получать вознаграждение за свою работу без какой-либо дискриминации и не меньше минимального размера оплаты труда, установленного государством, - говорит он. - Никого нельзя принуждать к труду и заключению трудового договора, и последнее допускается лишь на основе судебного решения. Могут быть и другие исключительные случаи, скажем, чрезвычайное и военное положение или же исполнение приказов полномочных лиц во время воинской службы. Однако это, скорее, исключение из общего правила».
По словам Дж.Исмаилова, местное трудовое законодательство, корректируемое в направлении соответствия стандартам МОТ, состоит главным образом из Трудового кодекса и соответствующих законов. Что же касается изменений, запланированных в этот важнейший документ, эксперт отметил их важность с точки зрения соответствия местного законодательства подобной международной практике. Помимо всего прочего, в большинстве случаев обосновывается вывод, что многие страны уже имплементировали в свое трудовое законодательство основные международные положения о срочных трудовых договорах. Однако правовой механизм реализации этих норм на национальном уровне все же имеет специфику. Она определяется характерными особенностями фундаментальных основ трудового права.
Кому нужны срочные договоры?
«Ввиду этого можно заключить, что, несмотря на общность в правовом регулировании срочных трудовых договоров, существуют различные подходы к решению проблем их заключения, изменения и прекращения, - отметил собеседник. - Это, прежде всего, относится к наличию или отсутствию закрепления целей и задач правового регулирования в специальных актах. Некоторые акты содержат специальные понятия, например, «работник по срочному трудовому договору».
В нашей же практике в большинстве случаев и работник, и работодатель знают только дату начала работы, но не имеют никакого представления о том, когда или почему они расстанутся друг с другом. Быть может, работник проработает на своем месте до пенсии или даже до самой смерти. Вероятно, через некоторое время у него по каким-либо причинам возникнет желание уволиться, что он и сделает. Или же работодатель будет вынужден прекратить трудовой договор по ряду причин. В целом же, это значит, что между работником и работодателем заключен трудовой договор на неопределенный срок.
«Если же сторонам заранее известно, когда или почему договор будет прекращен, заключается срочный трудовой договор. Причем максимальный срок такого договора, как правило, не превышает пяти лет, а вот если в договоре указан больший срок, считается, что на самом деле работник принят на постоянную работу», - пояснил Дж.Исмаилов. С его слов, МОТ и местное законодательство вообще стремятся к тому, чтобы максимально ограничить количество временных работников в стране. И это, как правило, вполне соответствует желаниям самих работников. Люди хотят и должны иметь постоянную работу, которая дает им уверенность в завтрашнем дне.
Соблюдая интересы обеих сторон
Однако иные работодатели стремятся оформлять отношения с работниками своей организации срочными трудовыми договорами. И это понятно: во-первых, временный работник очень управляем, поскольку продление его работы в организации напрямую зависит от отношения к нему руководства; во-вторых, для администрации снижается острота очень серьезной проблемы, а именно, как при необходимости уволить работника. И потом, ни для кого не секрет, что уволить человека по закону, даже недобросовестно работающего и нарушающего трудовую дисциплину, да так, чтобы его восстановление на работе было исключено, очень сложно. А с временными работниками проблема решается довольно просто: потерпеть, дождаться срока окончания работы, предупредить за три дня об истечении срока трудового договора - и все. Вопрос решен, а восстановление исключено. Таким образом, рекомендации МОТ в данном направлении призваны соблюсти баланс между интересами работодателя и трудящихся граждан.
Как уже говорилось выше, в рамках планируемых изменений в Трудовой кодекс ожидаются обсуждения проекта по сверхурочной работе. В этой связи надо отметить, что в соответствии с рекомендациями МОТ о сокращении продолжительности рабочего времени, часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, должны считаться сверхурочными. Правда, кроме тех случаев, когда согласно принятому обычаю эти часы учитываются при установлении заработной платы.
«Однако это только на первый взгляд кажется, что все просто. В каких случаях допускается работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени? Какие гарантии и компенсации положены работникам? Как оформить привлечение к сверхурочным работам? Эти и целый ряд прочих вопросов требуют решения, - считает Дж.Исмаилов. - Причем местное законодательство призвано ответить на них в соответствии с рекомендациями МОТ».
Эксперт также отметил, что стремление «наградить» сотрудников сверхурочными часами может исходить не только от работодателя. Ведь нередко желание или необходимость заработать побуждают людей трудиться в объемах, наносящих ущерб здоровью. Помимо того, что сверхурочная работа ведет к производственным стрессам, она, как правило, выполняется работником за счет своей семейной и личной жизни, что также не может не сказаться на душевном состоянии людей.
Актуальность проблемы в том, что с экономической точки зрения работодателю дешевле привлекать персонал к работе в сверхурочное время, чем увеличивать количество сотрудников. Но, как уже говорилось выше, сами работники также могут быть заинтересованы в увеличении размера заработной платы за счет выполнения работ в дополнительное время.
С позиции намеченных перспектив
По мнению собеседника, оба упомянутых вопроса имеют особую важность с точки зрения соблюдения рекомендаций МОТ и защиты трудовых прав граждан. Азербайджан является членом этой международной организации с 1992 года, причем за все это время наше сотрудничество принимало различные формы и становилось более глубоким и интересным. С нашей страной МОТ сотрудничает так же, как и со многими другими странами в рамках программы «Достойного труда».
По данным Дж.Исмаилова, МОТ всячески поддерживает и продвигает реализуемую в стране программу самозанятости, сотрудничая по широкому спектру вопросов с Министерством труда и социальной защиты Азербайджана. Кроме этого, авторитетная организация констатирует хорошие подвижки нашей страны на пути борьбы с неформальной занятостью. Азербайджан является одним из самых активных участников Международной организации труда, и только за четыре года совместно с МОТ страна провела более 20 международных конференций, семинаров, тренингов, охватывающих различные темы. А потому не удивительно, что при поддержке экспертов организации в стране на сегодняшний день ведется подготовка ряда стратегических документов, что в целом соответствует направлению сотрудничества Азербайджана с МОТ в рамках социального диалога и модернизации законодательной базы.
Тамара ХАЙРУЛИНА
Проект осуществляется при содействии Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать