• четверг, 28 Марта, 20:55
  • Baku Баку 13°C

Партнерство на деле

31 января 2019 | 11:37
Партнерство на деле

ПОЛИТИКА
Накануне советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон позвонил Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Согласно сообщению пресс-службы главы государства, в ходе беседы был обсужден ряд вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе энергетическая безопасность, сотрудничество в области безопасности и переговорный процесс, связанный с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом.
Таково краткое резюме телефонных переговоров, не выходящее за рамки официоза. Но что стоит за скупыми фразами, мало понятными простому обывателю?
Начнем с решения главы Белого дома об увеличении масштаба американского военного участия в Афганистане, где Азербайджан не только состоит в контингенте войск, сражаясь бок о бок с военнослужащими Пентагона, но и разрешает его транспортному командованию использовать свое воздушное пространство, а это важный фактор для успеха интернациональной миссии.
Рука на пульсе
Почему мы начали с того, что воюем плечом к плечу против террористов?
Обычно на первый план выставляется двустороннее и многостороннее сотрудничество в энергетической сфере, однако партнерство в области совместной (!) обороны не менее важно. Тем более что спустя считанные минуты после трагедии 11 сентября 2001 года общенациональный лидер Гейдар Алиев был в числе первых, кто «по горячим следам» позвонил тогдашнему президенту США Джорджу Бушу-младшему со словами не только соболезнования, но и готовности быть союзником в борьбе с терроризмом. Тогда же наша страна присоединилась к антитеррористическим мерам ООН, начав тесное сотрудничество с Комитетом ООН по борьбе с терроризмом и Санкционным комитетом по Афганистану.
В октябре того же года Азербайджан направил свой первый воинский контингент для оказания помощи международным вооруженным силам по охране безопасности в высокогорной стране в рамках миссии «Решительная поддержка», которая успешно продолжается до сих пор, причем наши воины неизменно ставятся в пример прочим войсковым частям. Кстати, политическое руководство Азербайджана не ограничивается помощью Кабулу в этой сфере, но также активно делится опытом национального бренда - службы ASAN, и это тоже отличительная черта нашего государства.
И еще - в октябре 2001 года официальный Баку присоединился к Конвенции ООН по предотвращению финансирования терроризма, а уже в мае 2003 года принял решение об участии в составе международных коалиционных сил в миротворческих операциях в Ираке.
Но и это не все, надежность прикаспийского партнера и его политика неприсоединения к военным блокам сыграла немалую роль в том, что Баку является неизменной нейтральной площадкой для самых злободневных встреч между главой Генштаба России с коллегами из США и НАТО.
Почему именно Баку?
США всегда проявляли интерес к Азербайджану, и то, что он еще больше усилился, - позитивный факт, указывающий на успешность перспективного сотрудничества. После явно проармянского правления администрации Барака Обамы особенно выпукло проявляется взвешенная позиция команды Дональда Трампа, и повышение интереса в американских СМИ к теме отношений между нашими странами, и, в частности, публикации в американских средствах массовой информации с призывами более тесного сотрудничества с Азербайджаном - яркое тому подтверждение.
Замечу, что речь идет о самых популярных изданиях, с которых начинают утро лидеры как республиканцев, так и демократов. И все они приходят к выводу, что наша страна достойна самого пристального внимания не только на фоне разрешения нагорно-карабахского конфликта, но и по многим другим причинам.
Свидетельством роста интереса к нашей стране стало утверждение кандидатуры Эрла Лиценбергера на пост посла США в Азербайджане. Итак, назначение состоялось, и в этом свете стоит напомнить, что ранее Армянский национальный комитет Америки (ANCA) и проармянское лобби самонадеянно обещали не допустить назначения посла в Баку, пока не принудят того поклясться, что Штаты не будут продавать нам оружие.
Непонятно, как армянское лобби представляет себе рычаги и механизмы влияния главы иностранной дипмиссии в той или иной стране влиять на подобные вопросы. Посол в подобных сделках - отнюдь не первое лицо, к которому могут обратиться за советом и тем более разрешением. Вопрос продажи оружия не находится в компетенции дипмиссий, и вряд ли ANCA этого не осознает. Кроме того, вне зависимости от желания армянства, Азербайджан не станет работать с дипломатом, стоящим на проармянских позициях. И это тоже в диаспоре, конечно же, понимают. Думается, причиной истерики было желание затянуть решение вопроса и попробовать повторить «успех» с Мэтью Брайзой. Однако, как видите, здравый смысл восторжествовал и все стало на свои места.
Существует несколько важных причин, по которым администрация Трампа должна продолжать развивать отношения между двумя странами. Во-первых, это, как мы упоминали, роль Азербайджана в недавнем решении Трампа об увеличении масштаба американского военного участия в Афганистане.
Другая причина, по которой Вашингтон должен более тесно сотрудничать с лидером Южно-Кавказского региона, связана с глобальной войной против религиозного экстремизма, в то время как в мусульманском мире наблюдается «гражданская война идей». И тут тоже позиция Баку довольно прозрачна - несмотря на то, что наша страна номинально позиционируется с исламом, ввиду численного преимущества проживающих здесь мусульман, по факту мы традиционно проповедуем мультикультурализм и толерантность, благодаря чему здесь представители всех конфессий живут единой семьей.
Перспективный показатель
В качестве перспективного показателя можно оценить признанный со времени подготовки к подписанию «Контракта века», которому в сентябре исполнится четверть века, тезис о том, что Соединенные Штаты и Азербайджан имеют общую цель по разведке, разработке и транспортировке нефти, а теперь уже и газа из бассейна Каспийского моря на рынки Европы и за ее пределы. Будем откровенны - реализация этого документа, инициированного общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, позволила нашей стране стать настолько независимой в экономике, что сейчас она, по большому счету, не нуждается в кредитах, является абсолютным лидером Южно-Кавказского региона, ведущим государством, принимающим активное участие в процессах, направленных в поддержку стабильности во всем мире.
Есть еще один немаловажный момент. Азербайджано-американские отношения основаны на взаимных интересах, уважении международного права, сотрудничестве во многих вопросах глобального характера. Было дело, в недавнем прошлом определенные круги в Вашингтоне всячески пытались внести сумятицу в отношения наших стран с тем, чтобы как-то «откорректировать» политический курс молодого независимого государства, предъявляя к нам необоснованные требования.
Однако сейчас, похоже, основной негатив остался в прошлом, так как открывается новая веха во взаимовыгодном партнерстве, а потому официальный Баку вправе ожидать от США более активного участия в решении нагорно-карабахского вопроса, в восстановлении территориальной целостности страны, что, в свою очередь, еще больше могло бы увеличить интерес нашей страны к заокеанской державе.
Благодаря независимой государственной политике Азербайджан представляет большой интерес и для НАТО, где американцы играют «первую скрипку», так как политическое руководство страны против вхождения в состав каких бы то ни было военных структур или альянсов, но в то же время отдает преимущество многовекторной политике, которая проводится на протяжении последней четверти века.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать