• пятница, 29 Марта, 08:46
  • Baku Баку 5°C

Успехи и проблемы Эрдогана

01 апреля 2014 | 15:17
Успехи и проблемы Эрдогана


Аннексия Крыма со стороны России вызвала столь бурную реакцию в мировом сообществе, что множество достойных внимания событий остались вне фокуса интересов мировых информационных агентств. Между тем в соседней и братской Турции марафон предвыборной борьбы за главенство в муниципальных образованиях вышел на финишную прямую. Теперь можно с уверенностью утверждать, что начиная с 2003 года, когда партия Эрдогана - ПСР (Партия справедливости и развития) впервые одержала победу на выборах, подобной трудной, изматывающей кампании не было
.
«Птицей говорун» в ПСР всегда был сам Эрдоган - харизматический лидер умеренных исламистов, всегда готовый выступить перед своими сторонниками и сочувствующими и умеющий довольно убедительно излагать свои мысли перед собравшимися. То что мыслит он глубоко и по государственному, признают и его непримиримые политические противники: глава НРП (Народно республиканская партия) - Кемаль Кылычдароглу и руководитель ПНД (Партия националистического действия) - Девлет Бахчели.
Начиная с 2003 года, одержав подряд три победы на парламентских выборах, Эрдоган за первое десятилетие XXI века довольно ощутимо сузил политическую базу своих оппонентов, которые в парламенте превратились во все уменьшающееся парламентское меньшинство, и в последнее время выглядели довольно бутaфорно на фоне излучающего силу и уверенность премьер-министра.
А верным союзником Эрдогана все эти годы был Ф.Гюлен, создавший в Турции просветительскую организацию «Хизмет» на принципах либерального ислама, который вроде бы и отрекся от светской власти, но, вместе с тем, умело расширял исламистский слой в обществе.
В следующем году Турцию ожидают первые, напрямую проводимые президентские выборы, и тут Эрдогана подвело его безграничное честолюбие. Пусть читатель не беспокоится, в «Наполеоны» Эрдоган не вышел, но его громадное самомнение сыграло решающую роль в разладе между ПСР и «Несущими свет» - «нурчулар» Ф.Гюлена. На политическом олимпе Турции должен был восседать один герой, так как вождизм отрицает второго кандидата на лидерство. Но ныне живущий в Пенсильвании (США) «духовный отец» нации Ф.Гюлен по своему отреагировал на политические амбиции Эрдогана. Начав 17 декабря войну компроматов против премьер-министра и его партии, «нурсисты», занимавшие ключевые позиции в правоохранительных органах, сразу же сделали достоянием гласности телефонные переговоры трех ключевых министров в правительстве Эрдогана с их сыновьями и некоторыми бизнесменами-миллиардерами. Стало известно, что под шумок борьбы с коррупцией полиция вела прослушивание не менее 7000 человек по всей Турции.
Обвиненные в коррупции и в связях с коррумпированными элементами министры вынуждены были подать в отставку, а их сыновья стали объектом пристального внимания прокуроров разных уровней.
Прямо в начале предвыборной кампании в местные органы власти «белоснежный корабль» Эрдогана вдруг накренился посреди бурных волн океана предвыборных страстей. Но достаточен ли компромат для влияния на умы поддерживающих партию Эрдогана миллионов простых людей? Ведь коррупцию в турецком обществе изобрел вовсе не нынешний премьер-министр. Коррупция была и до 2003 года. Заслуга Эрдогана в том, что он за эти годы повысил заработную плату государственных служащих до уровня таких богатых европейских стран как Германия и Франция. А также добился от работодателей выплат в социальные фонды, призванные поддерживать бедных, сделал доступным для всех слоев населения медицинскую помощь и бесплатное обучение.
Не надо забывать, что в год прихода к власти ПСР инфляция составляла 7,2 % почти ежемесячно, шла война с курдскими сепаратистами, стоившая стране миллиардов долларов финансовых потерь и сотне безвинно убитых, искалеченных, подвергшихся насилию.
За 10 лет пребывания у власти партии Эрдогана страна встала на рельсы экономического и финансового развития, был построен и сдан в эксплуатацию тоннель под проливом в Стамбуле, соединивший Европу с Азией, новый Трансанатолийский газопровод, рассчитанный на обеспечение Европы природным газом из каспийских месторождений, проложены автобаны, соединившие Ближний Восток с европейскими странами, открылось много новых рабочих мест и пр. Можно продолжить перечисление экономических побед, добавив сюда и обуздание гиперинфляции.
Но в политическом плане Эрдоган совершил невообразимое - он добился политического диалога с курдскими силами, с оружием в руках воюющими против правительства Турции, и убедил их сложить оружие и участвовать в политической жизни страны.
Но стремление Эрдогана как можно быстрее перейти со светских на теологические рельсы оттолкнуло от него современную молодежь Турции, которая и составила костяк протестного электората, в начале протестуя против реконструкции площади «Гези» в Стамбуле, а потом и против полицейского произвола в Анкаре и других городах страны.
Не преминули воспользоваться ситуацией НРП и ПНД, для которых тема коррупции стала манной небесной в предвыборной кампании. Для оппозиции, только лишь обещающей сделать все «чуть лучше», подобный подарок оказался находкой. К тому же в процессе расследования коррупционных дел Эрдоган, когда дело коснулось вызова в прокуратуру на собеседование его сына, руководствовался эмоциями обиженного отца, нежели мудрого политика. Сперва он уволил 300 полицейских в Стамбуле, затем почти столько же в Анкаре, Измире. Далее поменял прокуроров на более лояльных, но все без толку.
Убедившись, что воздействовать на власть посредством правоохранительных органов больше не получается, обладатели компромата на ПСР и ее руководителей выложили информацию в социальные сети, и мир стал свидетелем использования средств общения в политических целях.
Эрдоган в отчаянии пошел уже на очевидно непопулярные меры, такие как закрытие Twitter. Но апелляционный суд решил дело в пользу социальной сети. Пока был закрыт Twitter, на You Tube выложили запись телефонного разговора между министром иностранных дел страны Ахмедом Давутоглу, советником МИТ (Турецкая служба государственной безопасности) Хаканом Фиданом, заместителем начальника Генерального штаба вооруженных сил Турции генералом Яшаром Гюлером. В этой записи, обсуждая сирийские события и особенно обстрел Мавзолея Сулейман шаха, якобы, советник государственной службы безопасности Хакан Фидан советует послать в Сирию несколько человек с целью обстрела турецкой территории для появления повода к войне.
По мнению Эрдогана и его адептов, вынесение на всеобщее обозрение столь секретных материалов является изменой родине, однако «изобличители» думают иначе.
За два дня до выборов, выступая перед своими сторонниками в Диярбакыре, Эрдоган сорвал голос и ему, как и нам, осталось ждать вердикта избирателей. Неужели и один в поле воин?
Рауф МАМЕДОВ,
политический обозреватель

banner

Советуем почитать