• вторник, 23 Апреля, 22:30
  • Baku Баку 20°C

«Ради такого небольшого рынка, как Армения, Иран не будет портить отношения с Россией» – Эксперт

15 января 2019 | 13:20
«Ради такого небольшого рынка, как Армения, Иран не будет портить отношения с Россией» – Эксперт
Армения продолжает обсуждать вопрос об импорте иранского газа. Накануне об этом в беседе с журналистами сказал премьер-министр РА Никол Пашинян. «Вопрос импорта иранского газа обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться всегда, потому что не нашлось конкретного и выгодного решения», – сказал Пашинян.
С 15 мая 2009 года Армения получает газ из Ирана по газопроводу Иран-Армения. В рамках проекта «Газ взамен на электричество» иранский газ перерабатывается на территории Армении, превращаясь в энергию, экспортируемую в ИРИ, в расчете 3 кВт/ч за 1 кубический метр газа.
Говоря о повышении цены российского газа для Армении на границе, Пашинян еще раз подчеркнул, что этот факт не повлияет на тариф для конечного потребителя. Он также добавил, что официальный Ереван продолжит переговоры с российской стороной по поиску долгосрочного решения проблемы цены на газ. «Мы продолжим переговоры и выскажем свою позицию для защиты интересов нашей страны», – сказал премьер-министр РА.
Однако, по мнению эксперта по энергетике и безопасности Ваге Давтяна, в нынешней ситуации маловероятно, что иранская сторона увеличит объемы газа для Армении, а также предложит более конкурентоспособную цену, чем Армении предлагает за газ Россия.
«Возможность увеличения объемов газа, поставляемого из Ирана, появится только в случае, если Россия и Грузия не смогут договориться о транзите газа через Грузию, предпосылки для чего в реальности есть. Если вы помните, переговоры между «Газпромом» и правительством Грузии в 2016 году были довольно сложными. В частности, Россия настаивала на том, чтобы платеж производился в рублях, в то время как Грузия предпочитала бартерную версию, что было понятно, учитывая девальвацию рубля. В те дни «Газпром» достиг некоторых тактических успехов, и был подписан контракт на два года, по которому Россия платит и продолжает платить за транзит в Грузию в рублях. Именно во время этих переговоров в качестве ключевого аргумента «Газпром» отмечал, что, если Грузия не согласится с их требованиями, то Россия вообще прекратит рассматривать территорию Грузии в качестве транзитной и обеспечит Армению газом иранским газопроводом, на самом деле показывая, подчеркивая, что она владеет инфраструктурой газопровода Иран-Армения, и по сути эта инфраструктура является диверсифицированным инструментом осуществления поставок именно из России», – подчеркнул эксперт в беседе с Первым Информационным.
По словам Давтяна, если учитывать недавнее подорожание газа на границе на 15 долларов, то цена российского газа сравнялась со стоимостью иранского – 165 долларов.
Но в этом случае необходимо учитывать ряд факторов, один из которых заключается в том, что в 2019 году иранская сторона может пересмотреть свою тарифную политику в газовом секторе, поскольку Иран является страной-экспортером нефти, а на этом рынке за последние шесть месяцев происходят довольно сложные процессы, в частности, цена на нефть упала с 85 до 55 долларов, и эта тенденция продолжится и в 2019 году.
«Следовательно, Ирану, который, с одной стороны, обеспечивает большую часть своего бюджета, экспортируя энергоресурсы, в частности нефть, с другой – находится под санкциями и не имеет возможности развивать экспортные возможности в Европу, придется пересмотреть свои тарифы в газовом секторе», – сказал Давтян.
Что касается геополитической стороны этого вопроса, то, по словам эксперта, здесь тоже есть две составляющие.
Во-первых, Иран и Россия находятся в общем военно-политическом альянсе в вопросе Сирии, и можно сказать, что они являются членами одного санкционного клуба и особенно начали реализацию довольно крупных проектов в энергетическом секторе. В частности, речь идет об инициативе энергетического коридора Иран-Азербайджан-Россия, строительстве Россией новой атомной электростанции в Иране «Бушер-2».
Кроме того, следует учитывать, что в августе была подписана Каспийская конвенция, которая стала дополнительной платформой для углубления российско-иранского сотрудничества и решила все те проблемы, которые существовали между двумя странами в отношении использования ресурсов Каспийского бассейна. А это означает, что, если мы включим экономические и геополитические компоненты проблемы, то получим ситуацию, что Иран в ближайшее время не сможет конкурировать с российским природным газом на небольшом рынке, таком как Армения, тем самым ухудшая его отношения с Россией, которые сейчас очень динамично развиваются во всех направлениях», – подчеркнул Давтян, считая излишним еще раз говорить и об инфраструктуре, принадлежащей «Газпрому». В теории и на практике невозможно представить, что возможно транспортировать и потреблять иранский газ инфраструктурой «Газпрома», отметил он.
В конце эксперт подчеркнул, что если Армения рассматривает Иран как диверсифицированное направление, ей следует начать строительство новой инфраструктуры, но международный опыт показывает, что аналогичные программы предпринимают те страны, которые являются экспортерами энергии. «Поэтому можно сказать, что мяч находится на иранском поле, и Тегеран, учитывая санкции и развитие тесных военно-политических отношений с Россией, вряд ли выступит с такой инициативой в ближайшее время», – заключил Давтян.
banner

Советуем почитать