• пятница, 29 Марта, 17:38
  • Baku Баку 14°C

«Предусловия» советника

08 января 2019 | 10:51
«Предусловия» советника

ПОЛИТИКА
Похоже, ближайшее окружение президента США Дональда Трампа начало опосредованное торможение его инициативы по выводу американской военной группировки из Сирии.
Так, его советник по национальной безопасности Джон Болтон объявил о необходимости выполнения ряда предварительных условий, прежде чем двухтысячный контингент американских войск покинет пределы ближневосточной страны.
Во всяком случае, он заявил об этом намедни, выступая перед журналистами до начала встречи в Иерусалиме с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Говорил он вполне дежурные вещи типа все зависит от того, как скоро будут уничтожены остатки вооруженных формирований так называемого «Исламского государства» (ИГ), но дальше последовал интересный пассаж - сомнение в том, сможет ли Турция обеспечить безопасность сирийских курдов.
На самом деле он сомневался в том, смогут ли курды удержать оккупированные территории…
Дело не в гарантиях
Если послушать Болтона, то Турция, братская нам страна, «должна гарантировать» безопасность курдов в Сирии. Но гарантировали ли курдские подразделения безопасность местных арабских племен, когда под шумок урвали у правительства Башара Асада чуть ли не треть территории раздираемого гражданской войной государства под видом борьбы с ИГ? Советник по безопасности умалчивает и о том, что все оккупированные этим этносом земли находятся в приграничных с Турцией регионах, усиливая степень риска для ее населения - ей будто мало было терактов на юго-востоке страны и набегов с иракских гор, так нет, заокеанская держава добавила своему надежнейшему союзнику дополнительной головной боли.
И вот тут как раз мы и подходим к основной цели демагогии. По словам Болтона, в Вашингтоне считают, что турки не имеют права предпринимать какие бы то ни было действия без координации и согласования (!) с США. При этом он припомнил и слова Трампа, который заявлял, что не позволит туркам убивать курдов, которые бок о бок с американцами боролись против ИГ.
Касаясь графика вывода американских войск из Сирии, вопреки заявлениям главы Белого дома Дональда Трампа, советник сказал, что этот процесс зависит от политических решений. «Никакого расписания вывода войск нет, оно зависит от политических решений, которые нам необходимо выполнить», - сказал он, привязав перспективу к «доброй воле» Анкары.
Ответ оппонента не замедлил себя ждать - в тот же день пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын назвал абсурдными утверждения американского советника по нацбезопасности о том, что союзники по НАТО ведут борьбу с сирийскими курдами. «Нашей конкретной целью являются не этнические курды, а террористы ИГ и «Отрядов народной самообороны» (местное ответвление террористической организации «Курдская рабочая партия»)», - особо подчеркнул он.
Если перевести его короткое резюме на простой язык, то команда Реджепа Тайипа Эрдогана всерьез обеспокоена сценарием, разворачивающимся в Сирии и инициированным мартовскими событиями 2011 года, после которых и началась гражданская война. И дело даже не столько в курдском сепаратизме, а в перспективе развития территорий, оккупированных воинственными племенами. На заметку тем, кто не знаком с патриархальными, точнее, с родоплеменными методами управления в курдских общинах – там все решает сила, а не закон (вождь всегда прав, даже если не прав). То есть на самом деле, вводя институты демократии, турки на пользу тем же американцам решают невыполнимую ранее миссию по устранению давления и насилия в отношении и выселенного четыре года назад местного населения, и самих притесняемых воинскими частями этнических курдов. Так что суть вопроса в порядках, которые пытаются установить на сирийских землях террористы, и угроза в отношении безопасности Турции.
Прозрачный намек
Как отметил по этому поводу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, Турция продолжит решительные усилия по прекращению войны в Сирии, обеспечению безопасности и продвижению политического переходного процесса в этой стране.
- Однако США не хотели бы упускать нити руководства процессом. Не зря на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Нетаньяху Болтон также заявил, что вывод американского военного контингента из Сирии «будет сопровождаться обеспечением безопасности союзников Вашингтона», то есть речь идет не только о курдах, но и самом Израиле, стабильность общественно-политической ситуации в котором напрямую зависит от позиции Белого дома.
Есть еще один момент – советник по нацбезопасности выступил с этой речью непосредственно перед визитом в Турцию, который состоится сегодня. Одновременно и государственный секретарь США Майкл Помпео посетит Бахрейн, Египет, Иорданию, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, а также Саудовскую Аравию, сократившую поставки нефти в США после того, как Сенат обвинил наследного принца в прямом участии в убийстве журналиста Кашикчи.
Похоже, Дональд Трамп после объявления о выходе американских войск из Сирии и частично из Афганистана решил высадить на Ближнем Востоке дипломатический десант из упомянутых «ястребов». При этом география визитов и распределения стран для посещения Помпео и Болтоном выглядит довольно интригующе.
Очевидно, что Помпео и Болтон были не в восторге от решения главы государства о выводе войск. Поэтому можно с большей степенью вероятности предполагать, что их визиты на Ближний Восток имеют формальный характер, но затянуть вывод могут реально.
Что касается конкретно Болтона, то он в Анкаре попытается помешать Турции и дальше сближаться с Москвой и одновременно сблизить позиции Турции и Израиля, заманивая Анкару перспективами «перекладывания на нее после США в Сирии ответственности», обозначив завершение «романа» с курдами, обещая широкое партнерство, а также в случае необходимости воздушную поддержку и техническое снабжение ее вооруженных сил.
То есть уходом из Сирии Трамп пытается смоделировать ситуацию, при которой альянс Турции с Россией и Ираном на сирийском направлении был бы развален. Это, с одной стороны, должно поставить Россию перед непростым выбором: взять под контроль курдские территории на северо-востоке Сирии, рискуя рассориться с Турцией, или бросить их там на произвол судьбы.
Во втором случае под вероятным турецким контролем окажутся и основные нефтяные месторождения Сирии, и наиболее плодородные земли в пойме реки Евфрат, а также некоторые крупные водохранилища на этой реке, которые способны в какой-то мере решать и очень острую проблему водоснабжения страны.
Города Манбидж и Ракка (недавняя «столица» ИГ) имеют ключевое значение для контроля северо-востока страны, и если Турция усилится там, то РФ и ее союзники лишатся шанса на монополию восстановления разрушенного гражданской войной государства. С другой стороны, создается теоретическая вероятность военного конфликта Анкары с Тегераном, хотя на практике турки вряд ли пойдут на это, тем более что у них сходные позиции с нашими южными соседями в отношении курдов (их не устраивает автономное сепаратистское правление на северо-востоке Сирии).
Однако по событиям ясно, что это все не продуманная стратегия, а всего лишь геополитическая интрига. К тому же в Турции антииранскую политику США воспринимают прохладно, тем более что Анкара отлично понимает, что вывод американских подразделений из Сирии еще не состоялся. Увы, он в любой момент может быть приостановлен, а то и вовсе прекращен.
Для США идеальным был бы вариант, если Москву и Анкару удастся перессорить, а потом еще и оставить в Сирии американские войска - повод всегда можно найти, особенно на фоне обострения взаимоотношений прежних партнеров по антиамериканской коалиции.
Думается, этот «шахматный этюд» задуман советниками Трампа в его администрации, но он при одном неверном шаге может обернуться ловушкой, в которую они сами себя загнали.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать