• четверг, 28 Марта, 21:45
  • Baku Баку 13°C

Изменить логику

28 декабря 2018 | 17:06
Изменить логику

В Российском информационно-культурном центре (РИКЦ) состоялся «круглый стол» на тему «Современная журналистика: кризис или новые возможности?» В его работе приняли участие генеральный директор организации «Русские репортеры» Дмитрий Михайлин, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, заместитель главного редактора издательского дома (ИД) «Комсомольская правда» Олеся Носова, фоторедактор журнала «Русский репортер» Валерий Дзялошинский, руководитель Русского центра фонда «Русский мир» в Бакинском государственном университете Арзу Мамедова, представители СМИ Азербайджана.
В Баку представители российской организации «Русские репортеры» провели семинары в рамках международного проекта «Школа реальной журналистики». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, фонда «Русский мир», Федерального агентства по делам СНГ, Русского художественного союза, ИА «ИТАР-ТАСС», ИД «Комсомольская правда». В течение трех дней российские и азербайджанские журналисты делились опытом своей работы по освещению тех или иных событийных мероприятий.
Представители азербайджанских и российских СМИ поделились опытом работы, рассказали о существующих проблемах, высказали свое видение относительно будущего журналистики. Начинающие и опытные журналисты Азербайджана, работающие на русском языке, внимательно слушали лекции, активно участвовали в семинарах и с энтузиазмом выполняли учебные задания российских тренеров.
Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин ответил на вопросы корреспондента газеты «Каспiй».
- Виталий Эдуардович, 27 мая 2016 года президент Украины Петр Порошенко ввел специальные ограничительные меры (санкции) в виде запрета на въезд в страну для 17 руководителей российских СМИ, среди которых оказались и вы. За какие грехи?

- Не имею понятия. Чем при этом руководствовались президент Петр Порошенко и Совет национальной безопасности и обороны Украины, мне не ведомо.
- Может, вы освещали тему Украины в аспекте, не совсем выгодном Киеву…
- Пока я не попал в санкционный список, работал в качестве журналиста по обе стороны конфликта. В последний раз я был в Киеве месяц назад до решения о запрете. Как уроженца Донецка, мое сердце кровью обливается, когда мой родной город бомбят. Потому я не на 100% объективен. Но с точки зрения журналистского расследования до запрета я работал с обеих сторон.
- Разве так трудно понять Украину, ведь ни одно государство не желает уменьшаться, терять земли…
- Я это хорошо понимаю, в этом есть своя правда и логика. Но это совершенно не оправдывает бомбежку своего населения.
- Но ведь Россия бомбила Чечню…
- Я это не одобрял. Почти все российское журналистское сообщество было против войны в Чечне.
- Да, помнится, российские СМИ из-за той войны были настроены против Путина. Но потом медиа изменила свою позицию…
- Россия по Хасавюртовскому договору 1996 года фактически дала независимость Чеченской Республике, что не принесло ей счастья. Ужасы, сотворенные во время первой и второй чеченских войн, не имеют оправдания. Но власти «Ичкерии» не действовали в интересах своего народа, фактически это было террористическое государство. Обратите внимание: в Донецке нет никаких террористов, никто не взрывает дома в Киеве. Наоборот, это киевские власти бомбят мирное население. И это не российские войска бомбили Донецк в мае 2014 года.
- Но в зоне конфликта против Украины воюют и российские граждане…
- Да, вы правы, там воюют и граждане России. Но это не оправдывает авиационные бомбежки города со стороны украинских властей. Во всех таких конфликтах в первую очередь следует учесть интересы людей, а уж потом интересы государств. Я рад, что Россия вернула Крым, хотя с точки зрения большой политики это было очень опасным решением Москвы. Можно ли после этого представить, что Россия под дулом пистолета откажется от Крыма? Или какое насилие над жителями Донбасса следует допустить, чтобы они попросились обратно в Украину после того, как она обстреливает этот регион пять лет подряд? Понятно, что Киев считает правильным выселение населения региона. Выселить многомиллионное население области, чтобы вернуть ее территорию Украине? Разве это того стоит? Может, Киеву лучше договориться со своими гражданами? Минское соглашение, например, и преду­сматривает такой компромисс. Дайте людям автономию, жить, как они хотят, тогда будет единая Украина…
- Киев не желает давать автономию области?
- Нет, не хочет, Киев не выполнил ни одного политического пункта Минских соглашений.
- Виталий Эдуардович, схожая проблема есть и у нас, но в отличие от России и Украины, мы не можем позволить себе бомбежку Карабаха…
- И слава Богу. Не надо бомбить.
- Но мы также не допустим потерю территориальной целостности…
- Это очень сложная проблема. Считаю, что надо приложить максимум усилий для превращения логики войны в логику диалога между воюющими сторонами. Следует использовать все ресурсы России, Турции, и др. стран, и если достичь не мира, то хотя бы начать диалог сторон на любом уровне. Попытаться постепенно найти путь к миру. Каким он будет, неизвестно. Конфликты ведь, как бы долго ни продолжались, рано или поздно заканчиваются. И не надо забывать, что плохой мир лучше хорошей войны. Понятно, что территориальная целостность важна, но еще важнее люди. Наличие пострадавших людей от войны увеличивает степень ненависти. Потому следует сделать все, чтобы люди перестали страдать. Тогда, возможно, и страны начнут договариваться...
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать