• четверг, 28 Марта, 19:32
  • Baku Баку 13°C

Вел сквозь шторма морские суда

21 декабря 2018 | 16:29
Вел сквозь шторма морские суда

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения первого азербайджанского контр-адмирала Джалила Джавадова. В рамках празднования этой знаменательной даты в Национальном музее истории Азербайджана Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) состоялись юбилейные торжества «Адмирал Джавадов. Жизнь, война и служба».
В мероприятии приняли участие министр культуры Абульфас Гараев, представители Министерства обороны, Военной академии Вооруженных сил, Азербайджанской высшей военной школы имени Гейдара Алиева, Музея военной истории Азербайджана, военные историки, общественные деятели, журналисты и члены семьи адмирала.
Торжества предварила выставка из более чем 50 экспонатов музея, отражающих жизнь первого контр-адмирала, а также тематические детские рисунки «Наш первый адмирал».
Жизнь, война и служба
Открывая конференцию вступительным словом, директор музея академик Наиля Велиханлы рассказала о жизни и службе адмирала Джалила Джавадова и отметила, что пропаганда и исследование биографии нашего знаменитого морского офицера является значимым моментом для донесения до общества нашей истории. Ведь именно о таких поется в песне: «Вел сквозь шторма морские суда, брал на абордаж вражеские корабли».
За свою безупречную службу, храбрость и верность воинскому долгу Джалил Джавадов был удостоен боевых наград - двух орденов Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
В 1941 году, когда гитлеровская Германия напала на СССР, Джалил Джавадов был в составе частей Дунайской военной флотилии. Ему пришлось с первых же дней войны принимать участие в боях с немецко-румынскими фашистскими захватчиками. Вот как он сам вспоминал события тех лет: «Помню первый день войны, когда 22 июня 1941 года рано утром с правого берега реки Дунай немецко-румынская артиллерия открыла огонь по нашим позициям. Вскоре к нам прибыл командующий флотилией контр-адмирал Абрамов, который, собрав нас, сообщил, что гитлеровская Германия и ее союзники сегодня рано утром вероломно, без объявления войны, напали на нашу Родину. После этого он тут же оперативно поставил перед нами ряд боевых задач. Экипажу бронекатера приказано было уничтожить собор, расположенный на румынской стороне, на правом берегу реки Дунай. Там, напротив города Измаил в соборе Старая Килия находился наблюдательный пункт противника. Используя его, противник вел сильный артиллерийский огонь по нашим объектам. Получив приказ, мы снялись со швартов и скрытно подошли к одному из островов, расположенных на реке, откуда хорошо был виден собор.
Получив приказ командира об уничтожении собора и ведя наблюдения с помощью бинокля, я заметил вокруг здания нескольких человек из числа гражданского населения. Я задумался - мне не хотелось стрелять в них. Появилась мысль дать первый выстрел шрапнелью. И тут же получил команду от руководства. Первый разрыв появился в воздухе над собором, и люди, стоящие вокруг него, разбежались. Затем мы начали стрелять по собору. Однако после нескольких выстрелов противник засек наше местонахождение и открыл по нам ответный огонь из миномета. Разрывы мин стали падать все ближе, нам пришлось менять свое местоположение. Спустившись ниже по реке, мы вновь открыли огонь по собору. Огонь продолжался до полного разрушения наблюдательного пункта противника. Выполнив боевое задание командования, мы вернулись на свою базу. В последующие дни кораблями Дунайской военной флотилии был проведен ряд успешных операций, которые дали возможность захватить трофеи, пленных и вклиниться в оборону противника. Однако спустя несколько дней, командованием флотилии всем кораблям и воинским частям было приказано оставить Дунай - необходимость отхода наших частей была обусловлена тем, что немецко-фашистские войска, имея в первые дни войны численное превосходство, сумели прорвать нашу оборону на центральном участке фронта и начали продвигаться вглубь нашей страны. В таких условиях оставление наших частей на реке Дунай могло привести к их окружению и уничтожению. Нужно было сохранить живую силу и технику с тем, чтобы в оборонительных боях, измотав противника, окончательно обескровить его, а затем перейти к решительному контрнаступлению».
Выполняя боевые задачи
После отхода наших частей с Дуная, рассказывал Джалил Джавадов, мы прибыли в Одессу, откуда были переброшены на оборону Николаева, а затем в район Херсона, где в сентябре 1941 года была сформирована Морская бригада, в составе которой я принимал участие в обороне Кинбурнской косы. «В дальнейшем мне пришлось участвовать в героической обороне Севастополя, Кавказа, Советского Заполярья, плавать на Черноморском и Северном флотах, где я занимал должности сначала помощника командира, затем - командира катера «Охотник» катерного тральщика», - вспоминал первый азербайджанский контр-адмирал.
В наградном листе (представление на орден Красной Звезды) этот период боевой биографии Дж.Джавадова описан так: «Являясь командиром буксира, производил эвакуацию населения и государственного имущества из устья Дуная. Под непрерывными налетами вражеской авиации подбрасывал боезапас на мониторы, обстреливавшие немцев на подступах к городу Николаеву. От обстрела и бомбежки с воздуха на буксире возникали несколько раз пожары, но благодаря умелому действию и находчивости т.Джавадова боезапас всегда спасался от огня и задания выполнялись в срок».
За время плавания на Черноморском флоте на этих катерах Дж.Джавадов участвовал в охране и сопровождении (конвоировании) крупного транспорта, следовавшего с Кавказского побережья в Севастополь и обратно. Конвоирование проводилось с целью обеспечения героических защитников города живой силой, техникой, оружием, боеприпасами и продовольствием. В ходе операций по конвоированию приходилось принимать участие в отражении множества атак немецких торпедоносцев, пикирующих бомбардировщиков типа «Ю-07», «Ю-68», «Фокке-190», стремившихся уничтожить советский транспорт на пути его следования к базам.
Специалисты отмечали, что катера «Охотник», располагавшие прекрасными мореходными качествами - большой скоростью, малыми размерами в сочетании с хорошим зенитным вооружением, не только были неуязвимы для авиации противника, но и могли, в отличие от других кораблей, наиболее успешно выполнять задачи, связанные с несением конвойной службы и ведением борьбы с вражескими самолетами в открытом море.
В начале 1943 года командование направило Джалила Джавадова в родной Баку на Высшие специальные курсы командного состава, где он специализировался по противолодочной обороне. По окончании курсов в конце 1943 года приказом наркома ВМФ СССР Дж.Джавадов был направлен на Северный флот, откуда в апреле 1945 года был переведен на Дунайскую военную флотилию на должность командира бронекатера.
К началу апреля 1945 года Джавадов принял участие в освобождении города Комарно в Словакии. После овладения Комарно корабли флотилии, прорываясь вверх по Дунаю, огнем своей артиллерии и обеспечением переправ содействовали войскам в наступлении на Братиславу, в боях за которую он также принимал самое активное участие. Особо отличился на подступах к Вене, пройдя на катере 20 км по реке шириной 500 м между двух берегов, занятых противником и найдя проход между обломками взорванного моста.
Затем в безопасном месте высадил группу разведчиков, а на обратном пути катер попал под перекрестный огонь, пострадало более половины личного состава, начался сильный пожар. Однако уведя катер под высокий обрывистый берег, экипаж сумел потушить огонь. Затем катер, маневрируя, сумел уклониться от прямых попаданий и, выйдя из зоны обстрела, дошел до своих позиций. Следующим утром, используя проход, найденный Джавадовым, а также разведданные высаженной им группы, корабли флотилии двинулись к Вене.
Навечно в памяти потомков
Перелом в боях за Вену наступил 11 апреля 1945 года, когда группа катеров высадила десант на единственный уцелевший мост в городе и тем самым разъединила силы противника. Бронекатер Дж.Джавадова находился в группе огневой поддержки десанта, обстреливая позиции противника.
В ночь на 14 апреля Вена была освобождена. Развивая наступление, советские войска окружили и разгромили немецко-фашистскую группировку войск, пытавшихся отступать из столицы Австрии на север, овладели мощными узлами сопротивления противника на левом берегу Дуная - городами Корнейбург и Флорисдорф. Во время одного из рейдов Дж.Джавадов уничтожил немецкий сторожевой корабль, находившийся в засаде в прибрежных зарослях.
В конце 1946 года он получает назначение на Каспийскую военную флотилию на должность артиллериста дивизионных малых «охотников», а затем - отдельного отряда десантных судов. Спустя три года по решению ЦК Компартии Азербайджана был переведен в систему Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту СССР, где до 1954 года занимал различные должности, а затем был избран председателем Республиканского комитета ДОСААФ. 19 февраля 1968 года постановлением Совета Министров СССР Джалилу Джавадову было присвоено воинское звание контр-адмирала. Через два года приказом министра обороны СССР маршала Советского Союза А.Гречко за отличные показатели в боевой и политической подготовке, высокие результаты в руководстве войсками и поддержании их боевой готовности, а также активную общественную деятельность от имени Президиума Верховного Совета СССР контр-адмирал Джалил Джавадов был награжден медалью «За воинскую доблесть». Через год после этого подал прошение об отставке (по состоянию здоровья), а еще через четыре года скончался в возрасте 62 лет.
Краснознаменная Каспийская флотилия проводила первого адмирала республики с торжественными почестями - церемонией прощания в Доме офицеров, прохождением роты почетного караула, прощальным салютом над могилой. В 1997 году постановлением Кабмина Азербайджана на доме по адресу: ул.академика Зарифы Алиевой, 24, где он проживал, была установлена мемориальная доска. А за четыре года до этого Бакинской образцовой морской школе ДОСААФ было присвоено имя первого азербайджанского контр-адмирала.
Обо всем этом на юбилейном вечере, посвященном 100-летию нашего выдающегося морского офицера, рассказали доктор философии по истории доцент Сабухи Ахмедов (презентовавший свою книгу «Адмирал Джавадов. Жизнь и боевой путь»), заведующий Управлением морально-психологической подготовки и связей с общественностью Министерства обороны генерал-майор Расим Алиев, капитан первого ранга в запасе Нурулла Алиев, профессор Военной академии Вооруженных сил Азербайджана Юсиф Ахундзаде.
Своими воспоминаниями поделилась и дочь Джавадова - Азада Гусейнова, ответственный работник Министерства культуры, которая поблагодарила присутствующих за память об отце.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать