• четверг, 28 Марта, 17:11
  • Baku Баку 16°C

Разрешение на «Patriot»изм

20 декабря 2018 | 10:36
Разрешение на «Patriot»изм

ПОЗИЦИЯ
Похоже, в «перетягивании каната» между Вашингтоном и Москвой вновь наблюдается баланс - Госдепартамент США одобрил-таки возможную сделку по продаже Турции систем противоракетной обороны на общую сумму $3,5 млрд. Вообще-то, зенитно-ракетные комплексы Patriot в рекламе не нуждаются, так как постоянно фигурируют в программах ведущих новостных каналов.
Так, прямо на Новруз хуситы запустили семь ракет из Йемена по Эр-Рияду, который подтвердил факт пусков и заявил об успешном перехвате. Но это была неправда, и дело не только в том, что упавшими обломками убило одного человека, а еще двое оказались с ранениями в больнице - нет никаких доказательств, что саудиты вообще перехватили хуситские ракеты. Из-за этого возникают очень неудобные вопросы не только к саудовцам и США, но и ко всем потенциальным покупателям.
И вашим, и нашим
Есть примеры обратного порядка, когда правительство Сирии, например, отбивалось от американских «Томагавков» российскими антиракетами С-200 - эффект тоже был невесть какой, поскольку из 68 целей было сбито лишь 24 (менее трети), остальные же долетели, оставляя желать лучшей кучности. Таких примеров можно привести множество, причем все они свидетельствуют, что нет среди них ни одного символа абсолютной надежности такого типа вооружений, но ведь та же Турция закупает товар и у Москвы, и у Вашингтона. Это, скорее всего, делается не потому, что у братской страны нет пока собственного производства (могли бы закупить более точный израильский «Железный купол» или неплохой и относительно дешевый белорусский «Полонез»), а для демонстрации лояльности, как говорится, и вашим, и нашим. С первой у Анкары с некоторых пор полный «одобрямс», а второй является союзником по НАТО, щепитильность же ситуации в том, что оба партнера Ак Сарая являются ярыми соперниками на геополитической арене, причем каждый пытается ущемить его интересы при каждом удобном случае.
Турция года четыре назад уже запрашивала разрешение на закупку четырех комплектов Patriot c 20 пусковыми установками и 80 ракетами-перехватчиками, включая сопутствующее оборудование и радарные системы с целью укрепления своего потенциала ПРО, защиты территориальной целостности и сдерживания региональных угроз. Читатель, наверное, помнит «геройства» так называемого «Исламского государства» (ИГ), когда его боевики намеренно запускали ракеты по больницам, мечетям и школам в приграничных регионах братской страны. Так вот, тогда американцы, немцы и французы отказали «другу и брату» по Североатлантическому альянсу, хотя в уставе организации записано, что в случае угрозы они обязаны (!) отражать ее совместными усилиями, в противном случае, кому нужны подобные военные союзы?
Не голый шантаж
Любопытно, что сделка в данном случае была одобрена Госдепом на фоне напряженности в отношениях между двумя странами по ряду вопросов, в том числе, по поводу подписанного год назад кредитного соглашения о поставках Турции четырех дивизионов С-400 на сумму $2,5 млрд. Кстати, часть этой сделки Анкара оплатит сама, другую часть - за счет оборонного кредита, предоставленного Россией. США неоднократно заявляли, что этот контракт может привести к введению ограничительных мер против союзника, и это не голый шантаж - такое наказание для покупателей российского оружия предусмотрено принятым в прошлом году законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
Кроме того, в июле Конгресс США заморозил поставки Турции новейших истребителей пятого поколения F-35 и любой крупной военной техники.
Соответствующий пункт был также включен в закон об оборонном бюджете на 2019 год, и, к слову, в нем для ряда стран была предусмотрена возможность стать исключением из этого акта, но Турции среди них не оказалось.
Против кого дружим?
Так чем же было вызвано столь неожиданное позитивное изменение позиции Госдепа? Чего хотят добиться США, давая разрешение на возможную поставку Турции комплексов Patriot? Понятно, что они хотят оттеснить Россию от поставок современного вооружения надежному и платежеспособному клиенту. Они также опасаются, что Турция, закупив российские системы, будет зависеть от нее по поставкам боеприпасов и комплектующих, а также по обучению личного состава. Иными словами, речь идет о возможном дрейфе союзника в сторону соперника, и если это случится в оборонной сфере, остальное будет делом техники.
Между тем этот дрейф отнюдь не случаен - дело в том, что на вооружении войск противовоздушной обороны братской страны до сих пор стоят во всех смыслах устаревшие американские ракетные комплексы Nike-Hercules, разработанные еще в 50-е годы прошлого века. Анкара неоднократно еще до прихода к власти команды Реджепа Тайипа Эрдогана просила США продать ей современную систему ПВО, но неизменно получала от ворот поворот. Впрочем, в отличие от Patriot С-400 решает задачи и ПВО, и ПРО, а это именно то, что нужно заказчику.
Анкара предпочитает «свой-чужой»
Готовность Турции приобрести заокеанские вооружения продиктована в первую очередь политическими мотивами, поскольку с военно-технической точки зрения это не лучшее решение, да и стоимость американской системы выше российской. Таким образом турки намерены обойти запрет на поставки новейших американских самолетов F-35, в программу по производству которых ранее были включены и турецкие контрагенты.
Турция не раз выражала на разных уровнях желание получить технологии и локализовать собственное производство зенитно-ракетных комплексов - помнится, у Анкары была даже договоренность с китайцами, однако те отказали в передаче технологий и обу­чении персонала. Одна из причин, заставивших ее обратиться к России за оружием, которое можно отнести к категории систем как ПРО, так и ПВО, - ограничения для натовского аналога. Кроме того, западное вооружение не может быть размещено на границе с Грецией и на побережье Эгейского моря - в районе, где между сторонами так и не решена проблема делимитации территориальных вод и воздушного пространства. Зато С-400 могут быть размещены в любой точке страны. Российские комплексы не будут иметь натовскую систему распознавания «свой-чужой», а значит, их можно будет использовать против любых целей, в том числе и объектов НАТО, в случае конфликта с союзниками. Кстати, дело к этому и идет, и здесь стоит заметить, что у Греции на вооружении года четыре как имеются российские ЗРК С-300 «Фаворит», что по какой-то причине не вызывает неудовольствия у тех же США.
Турция устами Эрдогана не скрывает стремления получить новые оборонные технологии. В соответствии с этой политикой в январе турецкое правительство добилось подписания соглашения между турецкими компаниями Аselsan и Roketsan и европейским оборонным концерном Eurosam на проведение исследований по разработке и созданию новой совместной системы ПРО.
31 октября Реджеп Эрдоган заявил о создании собственного зенитно-ракетного комплекса большой дальности Siper. Новое оружие планируют поставлять в войска с 2021 года. Кроме того, с 2007 года Турция разрабатывает комплекс ПВО средней дальности (до 25 км) Hisar-O и малой дальности (до 15 км) Hisar-A, которые должны поступить на вооружение в 2020 и 2021 годах соответственно.
Салех Баят
banner

Советуем почитать