• суббота, 20 Апреля, 09:51
  • Baku Баку 14°C

Женевский полустанок

19 декабря 2018 | 12:34
Женевский полустанок

ПОЗИЦИЯ
Накануне состоялась встреча глав МИД России, Ирана и Турции по Сирии, в ходе которой Мевлют Чавушоглу, Сергей Лавров и Джавад Зариф обсудили ряд проблем, главной из которых было формирование Конституционного совета ближневосточной страны, погрязшей в нескончаемой рутине гражданской войны.
Кстати, будучи недавно в Баку, министр иностранных дел РФ сообщил местным журналистам, что список участников для конституционной комиссии практически готов и будет представлен спецпосланнику Генсека ООН по Сирии Стаффану де Мистуре.
Конституционный комитет (КК) должен написать новый основной закон (или разработать рекомендации для внесения изменений в существующий) и на этой основе готовить всеобщие выборы. Однако конкретики по поводу того, как будет именно выглядеть предполагаемая новая структура по своему составу и даже по статусу, пока не видно, поскольку имеется немало рисков.
Как утверждают наблюдатели, самая большая проблема с КК уже на протяжении полугода заключается в формировании группы общественных активистов, которая составит треть структуры. В ее составе давно есть правительственная делегация, практически составлена оппозиционная группа переговорщиков, но еще одна делегация должна состоять из представителей гражданского общества.
С этим компонентом как раз и возникли проблемы, поскольку противоборствующие стороны не смогли договориться по конкретным персоналиям. Правительство Башара Асада пыталось протолкнуть туда своих кандидатов, а оппозиция их отвергала, и наоборот. Проблема заключалась еще и в том, что президент отказывался присылать делегации даже на технические переговоры в Женеву, давая тем самым понять, что не собирается серьезно участвовать в процессе. Его представители открыто говорили, что не собираются обсуждать конституционный процесс в какой-то там Швейцарии, потому что это внутреннее дело страны. Ну да, ему, конечно же, выгодно внутренние дела решать в Астане или Сочи, хотя еще выгоднее вариант с Тегераном.
Между тем министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу опроверг распространившиеся ранее сообщения о том, что Анкара рассматривает возможность сотрудничества с диктаторским режимом, навязавшим стране гражданскую войну. «Мы никогда не говорили и не скажем, что в восторге от деятельности Асада, а потому заявляем, что поддерживаем проведение в Сирии демократических, прозрачных, равных и справедливых выборов под эгидой ООН. Нам был задан вопрос: будете ли вы работать с Асадом, если он выиграет справедливые выборы, на что я ответил: если будут демократические выборы, каждый может рассмотреть данную ситуацию. Я не говорил того, что означало бы, что мы будем работать с Асадом или мы признаем его», - заявил глава турецкой дипломатии.
Как видим, хотя никаких кардинальных изменений в позиции Турции по Сирии не предвидится, но все же какое-то смягчение налицо, что вполне понятно - сегодняшние реалии таковы, что турецкие власти находятся в поиске неких маневров на случай, если ситуация зайдет в тупик. В Анкаре понимают, что если ее зависимость от России еще больше усилится, а отношения с США пойдут по пути дальнейшего ухудшения, то придется играть в стратегически важном для нее регионе именно на условиях Москвы. С другой стороны, проведение «свободных и демократических выборов» в Сирии в ближайшем будущем маловероятно, а ситуация в регионе может сильно измениться.
А потому смягчение позиции Ак Сарая по Асаду дает ему возможность чувствовать большую поддержку со стороны Кремля, если таковая потребуется. Более того, заявление Чавушоглу говорит еще и о том, что братская страна предпочитает режим диктатора сепаратистским и террористическим формированиям курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС), сконцентрированным как раз на турецкой границе.
Как описал ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, успешный опыт создания в Ираке альянса против курдского сепаратизма вполне может быть использован в Сирии:
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган официально анонсировал проведение военной операции в Манбидже, вокруг которого уже сконцентрированы армейские соединения братской страны. И это правильный ход, поскольку ОНС при поддержке американцев пытаются к югу от Турции создать террористический коридор с дополнительным использованием ресурсов террористической «Курдской рабочей партии». Эта опасность тем более вероятна, так как Турция более 40 лет ведет борьбу с террористами, получающими финансовую подпитку от стран Запада, а человеческие ресурсы – преимущественно из иракских, сирийских и даже турецких курдонаселенных деревень.
На последней встрече с Эрдоганом президент США Дональд Трамп хоть и пообещал, что террористы будут выведены из Манбиджа в течение месяца, но в это верится с трудом, а потому его союзник по НАТО может начать боевые действия без опасения напороться на резкую реакцию Вашингтона.
Позиция Ак Сарая предельно ясна – он не хочет, чтобы курды укрепились на севере Сирии, поскольку если это произойдет, они могут гипотетически создать там вторую автономию после иракской. При этом сирийские курды идеологически близки к КРП, а их лидеры не скрывают, что считают Абдуллу Оджалана своим духовным вождем.
Во-вторых, контроль курдов над сирийско-турецкой границей является проектом создания нового кордона в направлении Средиземного моря, что в конечном счете может привести к отторжению и Турции, и Сирии от глобальных энергетических и транспортных маршрутов, а следовательно, к реализации новых проектов через курдские регионы.
Общеизвестно, что сильнейшие страны мира в настоящее время поддерживают курдов. Так, США и Франция имеют военный контингент на этих территориях, правда, обещают вывести его. Кроме того, в курдонаселенных районах расположено более 20 американских и 7 французских военных баз. В то же время Великобритания и прочие европейские страны также явно или тайно оказывают поддержку сепаратистам с тем, чтобы превратить их в реальную силу с государственными атрибутами, что в перспективе может стать средством давления на Турцию, Иран, Ирак и Сирию.
Кстати, и Россия не прочь воспользоваться этим проектом, правда, в последние два года она не оказывает той моральной поддержки курдам, какая была раньше. Что остается в сухом остатке - Турция может положиться на искреннюю поддержку упомянутых стран региона, так как проблема курдского сепаратизма представляет реальную угрозу и для них. Кстати, в сентябре прошлого года Междуречье в полной мере испытало «прелести» в виде референдума в курдской автономии, созданной по лекалам Белого дома.
Три недели спустя центральное правительство Ирака силовым броском взяло под свой контроль территории, захваченные курдами после разгрома так называемого «Исламского государства» (ИГ).
Аналогичная операция может быть проведена и в Сирии, а потому есть шанс, что угроза курдского сепаратизма гипотетически сблизит Анкару и Дамаск.
Это сейчас самый оптимальный путь для обеих сторон, и они вполне осознают степень ответственности за судьбу региона.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать