• суббота, 27 Апреля, 02:30
  • Baku Баку 14°C

Тощая казна, или Тщедушный призрак будущего благополучия Армении

15 ноября 2018 | 12:49
Тощая казна, или Тщедушный призрак будущего благополучия Армении
Стартовавшие с 13 ноября парламентские обсуждения проекта госбюджета-2019 не сулили никаких особенных открытий, передает «Голос Армении». Все для всех предельно ясно и очевидно. Монотонная речь основного докладчика - и.о. министра финансов Атома Джанджугазяна, представившего уже всем знакомые основные параметры бюджета и его особенности, лишь подтверждала, что дело имеем с блеклым контуром и тщедушным призраком нашего будущего благополучия...
Но не тут-то было. сразу после перерыва вялотекущего заседания слово взял и.о. премьер-министра Никол Пашинян, страстно выступивший «с броневика» с очередной «программной речью и воздетой в будущее рукой». Правда, идеологемы «народного премьера» не имели никакого отношения к обсуждаемому проекту госбюджета-2019 и в большинстве своем касались новаций, не только не нашедших никакого отражения в проекте финансового документа, но и вообще находящихся пока на стадии дискуссий.
Итак, Пашинян, прежде повторив свой потрепанный тезис об «инерционности» проекта госбюджета и выразив надежду на то, что с течением времени, уже «на ходу», его параметры претерпят изменения в лучшую сторону, тем не менее оглушил всех вестью о том, что в бюджетной и в целом экономической политике все же произошли кардинальные изменения. Сегодня, как оказалось, в центре изменений к лучшему кабинетом поставлены... личные усилия индивида.
Правительство, по словам его главы, уже создало политические предпосылки для этого (устранение монополий и коррупции, свободный доступ к импортно-экспортным операциям, равное поле для всех), «включив» логику поощрения труда и стремления к личному материальному достатку. То есть правительство намерено всячески поощрять личную инициативу людей, создавать условия для того, чтобы каждый поверил в свои силы и способности. Тем самым Пашинян скромно поставил себя в славный ряд выдающихся мыслителей и философов XVII-XIX веков, еще тогда сформулировавших основные положения о роли индивида и свободного предпринимательства при свободных рыночных отношениях.
По-видимому, Пашиняна сильно задели последние комментарии в его адрес о том, что он, по сути, обвиняет народ в лени, нежелании работать и зарабатывать, а также в том, что новый кабинет ничего не делает в направлении повышения зарплат и пенсий. Иначе вся последующая часть речи не была бы посвящена именно этим двум вопросам.
Итак, согласно Пашиняну, обсуждается новация об освобождении микробизнеса, то есть хозсубъектов с годовым оборотом в 20-24 млн драмов, от налогов. При этом новация будет иметь ограничения, в том числе по зональности и, скорее всего, не коснется столичных предпринимателей. Более того если микробизнес имеет менее 3 работников, то для них и подоходный налог будет не в 23%, а, допустим, в фиксированные 5 тыс. драмов. При этом будут строжайшим образом спрашивать за непредоставление чеков контрольно-кассовых аппаратов.
Кстати, подоходный налог предполагается установить в 23% для всех, устранив шкалу градаций в зависимости от величины зарплаты в 23%, 28% и 36%. Тем самым казна не доберет примерно 50 млрд драмов, что предполагается компенсировать более справедливым (повышенным) налогом на имущество, хотя известно, что подоходный налог идет в госбюджет РА, а имущественный налог - в местные бюджеты. И, наконец, индивидуальные таксисты, количество которых, по признанию Пашиняна, никому неведомо, получат право работать вообще без лицензий, то есть будут освобождены от ежемесячных выплат в 12 тыс. драмов в Ереване и 8 тыс. драмов в марзах. Подчеркнем еще раз: все эти налоговые новации пока еще обсуждаются и не нашли никакого отражения в проекте госбюджета на будущий год.
По логике и.о. премьера, снижая подоходный налог с 36% и 28% до универсальных 23% для всех, правительство... повышает зарплату и к тому же стимулирует создание высокооплачиваемых рабочих мест. Правда, он ничего не сказал о том, что для людей с низкими зарплатами, для которых подоходный налог и раньше составлял 23% (и которых подавляющее большинство!), не изменится ровным счетом ничего.
В качестве повышения зарплат Пашинян представил такие, опять же пока обсуждаемые намерения кабинета, как повышение пенсий и пособий, размер которых ниже прожиточного минимума (85 тыс. человек); освобождение микробизнеса от налогов (порядка 70 тысяч бенефициаров); повышение зарплаты работникам поликлиник (14 тысяч). Снижением подоходного налога воспользуются еще 210 тыс. человек. И, наконец, Пашинян повторил, что снижение взноса физлиц в обязательную накопительную систему с 5% до 2,5% означает, что недобранные в казну 14 млрд драмов в год оставляются в карманах людей, которых 206 тысяч. Нельзя не отметить, что подобное фрагментарное «повышение зарплат» выглядит как-то уж очень экзотически: все равно, что сначала наложить на человека дополнительное финансовое бремя, а потом, несколько снизив его или отменив полностью, облагодетельствовать того самого индивида, поставив себе в заслугу заботу о материальном благополучии населения.
...Как бы то ни было, парламент перед столь благостной картиной, написанной широкими и щедрыми мазками Пашиняна, несколько расслабился, кажется, на миг забыв, что в повестке заседания не диспут о видении поджидающего нас за углом светлого будущего, а обсуждение вполне конкретного финансового документа уже на будущий год. Депутатов вернул к реальности вопрос Арменуи Кюрегян о том, что обещанные премьером еще в мае бешеные потоки инвестиций в Армению все еще остаются на уровне «телефонных разговоров». На что Пашинян не нашел ничего лучшего, как сослаться на слова экс-министра Арцвика Минасяна, однопартийца Кюрегян, о множестве заявок на инвестпроекты в Армении. Такой ответ депутата не удовлетворил, и она решительно заявила, что Пашинян, «как всегда», манипулирует и избегает прямых ответов на прямые вопросы.
Но настоящим громом среди ясного неба прозвучало выступление председателя постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагика Минасяна, который, правда, начал издалека, заявив, что 15 лет кропотливой работы наконец привели к внесению в госбюджет первых элементов программного бюджетирования, что приведет к сокращению коррупции и распылению государственных финансов. Однако далее депутат прямо поставил вопрос резкого несоответствия принятой полгода назад программы правительства Пашиняна и проекта госбюджета на 2019 год, потребовав от кабинета серьезных разъяснений относительно огромных расхождений между двумя документами. «Либо тогда ошибались в оценках, либо впоследствии поняли, что данные полгода назад оценки на этом этапе недостижимы», – сказал Г.Минасян.
Далее депутат представил конкретные показатели по разным сферам, которые однозначно свидетельствовали, что заложенные в проекте госбюджета-2019 цифры означают откат как от уже фактически достигнутых в 2017 году показателей, так и от прогнозных оценок на текущий год. В ряду парадоксов, к примеру, тот факт, что в 2017 году рост ВВП составил 7,5%, на этот год предполагался рост на 6,5%, который пересмотрели до 5-6%, а вот на 2019-й правительство пересмотрело прогноз с первоначальных 5,3% и вовсе до 4,9%. Хотя будущий год, будучи, скажем так, полностью «пашиняновским», на который должны прийтись обещанные масштабные законодательные и структурные реформы (в том числе вышеописанные налоговые новации), сопровождаемые невиданными инвестпотоками, должен был отличаться гораздо более амбициозными достижениями, нежели теми достаточно скудными показателями, что попали в проект госбюджета-2019.
Фактическим показателям 2017 года и прогнозным цифрам на 2018 год уступают в госбюджете-2019 такие показатели, как рост промышленности, инвестиции, платежеспособный спрос, рост товарного экспорта и т.д. Так, товарный экспорт Армении в 2017 году прирос почти на 25%, по итогам этого года ожидается прирост на 15,7%, а вот на будущий год заложен показатель прироста всего в 14%. Кроме того, за счет улучшения налогового администрирования будет дополнительно привлечено в казну государства всего на 4,5 млрд драмов больше (рост всего на 1,3%), а это, по мнению Минасяна, означает, что никакой серьезной борьбы с коррупцией и теневой экономикой в будущем году также ждать не приходится. «Это никакая не инерция, а настоящий регресс!», – воскликнул глава комиссии.
При этом, согласно докладу и.о. министра финансов, предполагается увеличение государственного долга до $6 млрд 950 млн по итогам 2019 года, хотя его соотношение к ВВП по сравнению с этим годом (50,6%) слегка снизится - до 49,7%. В будущем году на обслуживание госдолга уйдет 357 млрд драмов, из которых 143 млрд – на обслуживание внешних кредитов. Финансирование дефицита бюджета в размере 151,6 млрд драмов на 54,2 млрд предполагается покрыть за счет внутренних источников, остальное - опять же за счет внешних.
Соотношение налоги/ВВП несколько повысится – с 20,3% до 20,7%. Как озабоченно заявил Пашинян в коротенькой части своего выступления, касающегося непосредственно проекта госбюджета, в Грузии этот показатель намного лучше – 26%. А главное, на робкий вопрос депутата из пашиняновской партии Овика Агазаряна, можно ли рассчитывать, что некоторые наши партнеры простят нам часть долгов, Атом Джанджугазян тут же «пригвоздил его к позорному столбу», заявив, что даже думать в этом направлении негоже: правильно – мыслить о том, что Армения сама когда-нибудь станет финансовым донором для других.
В ходе дальнейшего обмена мнениями уже во второй день вице-спикер НС РА Эдуард Шармазанов заявил, что инерционным был бюджет текущего года, так как правительство Пашиняна с мая вынуждено было работать по принятому предыдущим кабинетом госбюджету, но «этот бюджет принесли вы». Горечи добавил и руководитель фракции РПА в парламенте Ваграм Багдасарян, назвавший представленный проект бюджета «шагом не вперед, а назад». Заодно он выразил сомнения в наличии у нынешнего кабинета профессиональных кадров, способных продолжать инерцию, то есть программы прежнего правительства. Депутат не увидел ничего нового в подходах кабинета Пашиняна в проекте госбюджета, а заявления об устранении монополий счел необоснованными ввиду роста цен на продукты первой необходимости, что говорит о наличии антиконкурентных сговоров. И, наконец, В. Багдасарян призвал Пашиняна скорректировать свою политику в горнорудной отрасли, правильно оценивать риски в этой сфере. При всем при том он заявил, что фракция поддержит проект госбюджета-2019 с тем, чтобы дать возможность правительству проявить себя.
В своем заключительном слове Атом Джанджугазян, говоря об инерционности бюджета, признал, что мы не можем себе позволить революционную роскошь начать все с нуля и должны увидеть результаты начатых еще при прежнем кабинете программ.
Далее был объявлен перерыв в обсуждении госбюджета-2019 как минимум на 4 дня: при этом предложения относительно проекта документа будут приниматься в течение 24 часов.
Как бы то ни было, все, как всегда, упирается в достижение высокого экономического роста и увеличение доходов в госказну. А пока этого нет и не предвидится (согласно проекту госбюджета-2019), ожиданиям от «новой Армении» с «новым, революционным госбюджетом» сбыться никак не суждено...
banner

Советуем почитать