• суббота, 27 Апреля, 08:19
  • Baku Баку 12°C

Разменная монета SWIFT

24 октября 2018 | 11:36
Разменная монета SWIFT

СИТУАЦИЯ
Министерство финансов США начало очередной цикл переговоров с разработанной в Бельгии системой межбанковской передачи информации SWIFT, которая облегчает основную часть денежных операций в мире, по отключению Ирана от сети, о чем накануне заявил глава Минфина Стивен Мнучин.
Впрочем, ни заокеанской державе, ни нашим южным соседям к подобной ситуации не привыкать. В 2012 году, во времена президентства Махмуда Ахмединежада сия чаша была испита до дна, правда, народом этой страны, но никак не муллократией.
При этом, хотя американцы и не имеют большинства в Совете директоров SWIFT, администрация Трампа может наложить санкции на международную структуру в рамках весьма широко трактуемого закона о противодействии врагам США, если компания не отключит финансовые потоки Ирана.
«Наша цель - убедиться, что транзакции, на которые распространяются санкции, не проходят через SWIFT или какой-либо другой механизм. Наша цель - обеспечить соблюдение полномасштабных санкций», - заявил Мнучин, при этом не сообщив дальнейших подробностей переговоров с руководством глобального финансового проводника. Он также уточнил, что Минфин США «как можно быстрее» определит банки, которым будет разрешено обрабатывать операции по гуманитарному финансированию Ирана.
Как уже было сказано выше, в 2012 году иранские банки были отключены от сети SWIFT, и финансистам этой страны стало гораздо труднее найти возможности для экспорта нефти и импорта необходимой продукции. Иранцам пришлось иметь дело лишь с наличностью либо с золотом, что невозможно, когда речь идет о миллиардах долларов, правда, местные СМИ тщетно отрицали сокрушительный характер этих санкций.
Впрочем, в качестве одной из мер противодействия Тегеран использовал подставные компании или даже страны, а также бартерную торговлю в рамках программы «нефть в обмен на продовольствие». Тем не менее тогдашние запреты сильно ударили по его экономике, да и доходы от экспорта «черного золота» резко пошли вниз. Если экспорт нефти из Ирана в конце 2011 года составлял 2,2 млн баррелей в день, то к сентябрю 2012 года этот показатель упал до 860 тыс. баррелей - все это привело к резкому падению курса риала.
Поначалу иранские бизнесмены нашли путь в обход: чтобы перевести деньги, скажем, из американского банка на счет в иранском банке, шли в обменные пункты, использовавшие систему Havaleh, при которой при уплате процента деньги перечислялись через банковские счета в Дубае и Турции. Это занимало до двух недель, однако затем «ушлые» заокеанские и европейские чиновники надавили на банки, участвующие в обходной схеме, после чего те прекратили обслуживать кошелек южан. Таким образом многие иранцы вынуждены были перейти на перевозку наличных денег через границу.
Повторное прекращение иранских транзакций вновь приведет к тому, что даже те фирмы, которые не имеют бизнеса в США и не опасаются его потери, едва ли смогут обойти санкции, и тогда уже можно ожидать полного прекращения экспорта в Иран и окончательного ухода из этой страны всех зарубежных компаний. Иными словами, американцы пытаются создать ситуацию, в которой фактически никто не может вести нормальный бизнес с Ираном (пожалуй, кроме России и Китая с их госконцернами, которые, вероятно, смогут найти решение проблемы с банковскими переводами). У стран ЕС шансов на это мало.
Это может поставить экономику Ирана «на грань выживания». Возможные последствия этого шага Белого дома против Тегерана грозят народному хозяйству Ирана скорой экономической рецессией.
Помнится, в начале мая президент США Дональд Трамп объявил, что его страна выходит из ядерной сделки, заключенной между Ираном, постоянными членами Совбеза ООН и Германией в 2015 году и предусматривающей выполнение Тегераном ряда шагов по ограничению своей ядерной программы в обмен на отмену санкций. Затем Вашингтон расширил санкции против южан и потребовал от государств-союзников прекратить покупать у них нефть под угрозой санкций для компаний-закупщиков.
Иран в ответ пожаловался в Международный суд ООН, а также объявил, что если экспорт иранской нефти будет блокирован, то он перекроет поставки нефти на международный рынок через Ормузский пролив, через который проходит около пятой части всего мирового экспорта нефти. Однако пока муллократия делает очередное «последнее китайское предупреждение», коллективный Запад все сильнее завязывает удавку на ее шее.
Р.ВАСИЛЬЕВ
banner

Советуем почитать