• вторник, 23 Апреля, 14:14
  • Baku Баку 24°C

Институциональная дезинтеграция

11 октября 2018 | 15:24
Институциональная дезинтеграция

ВЗГЛЯД
В Армении лихорадочно готовятся к внеочередным выборам в парламент страны, поскольку время поджимает, и политическим партиям, чтобы выжить в предвыборном хаосе, следует объединиться в блоки. Ситуация осложняется тем, что за пять месяцев премьерства Никола Пашиняна Армения так и не преодолела внутриполитический кризис.
Судя по тому, что картина политической жизни в Армении меняется с молниеносной быстротой, в стране происходит передача власти толпе, одновременно идет полное ослабление, если быть точнее, разрушение государственных институтов. А это уже полнейшая анархия, призванная похоронить государство как таковое. В сложившихся реалиях главным является вопрос: сможет ли Никол Пашинян из революционера дорасти до уровня премьер-министра, превратившись из уличного трибуна в государственного мужа, способного ставить задачи и решать их. Учитывая, что на данный момент позитивных изменений не наблюдается, вряд ли.
Что вызвало дестабилизацию?
Как считает российский политолог, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, «нынешняя политическая ситуация в республике - это тот случай, когда возврат к старому невозможен, но и движения вперед - к развитию - тоже не наблюдается». Касаясь предстоящих в Армении выборов, политолог заявил, что они напрямую с дестабилизацией обстановки не связаны, поскольку «парламентские выборы призваны стабилизировать ситуацию в обществе, так как покажут реальный вес Пашиняна и других лидеров в армянском обществе». Вместе с тем именно то, что Пашинян предложил провести выборы уже в декабре, нарушило негласные договоренности между политическими силами в Армении, вызвав дестабилизацию обстановки в стране.
И все же у Пашиняна есть шанс вырвать победу, ибо стоящая за ним улица готова идти ва-банк вплоть до разгона парламента. Именно эта решительность улицы привела к тому, что другие партии вознамерились поддержать Пашиняна в вопросе скорейшего проведения выборов.
Что касается утверждения некоторых армянских политиков, что Никол Пашинян превращается в диктатора, то такая участь ему не грозит, поскольку ему самому приходится сверять часы с влиятельными зарубежными диаспорами, а также с сепаратистами Нагорного Карабаха, которые ему не подчиняются. Иначе чем объяснить тот факт, что экпортировать армянскую революцию в Нагорный Карабах Пашиняну так и не удалось?! Я уже не говорю о князьях от армянской церкви, нападки на которых систематически осуществляют радикально настроенные сторонники Пашиняна. Да и часть оппозиции не признает премьера своим лидером именно из-за того, что он пришел к власти не совсем легитимным путем. Его категоричность и непреклонность в достижении цели, все то, что он делает в последнее время, свидетельствует о том, что он не привык играть в команде. Отсюда вывод: демократия в Армении в ближайшие годы будет сворачиваться, а оппозиционеры - преследоваться. Да и на выборы Пашинян, судя по всему, пойдет только со своей партией «Гражданский договор», отмежевавшись от бывших соратников. В случае победы весьма существенно усилятся позиции Пашиняна и его сторонников, поэтому он не хочет делить успех с кем бы то ни было. Однако «Процветающая Армения» Гагика Царукяна тоже имеет хорошие шансы на успех. Возможно поэтому Пашинян и договорился с Царукяном.
Царство анархии
Адам Эрели из Washington Times в статье Anarchy in Armenia утверждает, что в Армении царит анархия - страна находится в состоянии беззакония, или политического беспорядка из-за отсутствия государственной власти. И приходит к выводу: Европа и Кавказ могут пострадать от последствий институциональной дезинтеграции Армении, поскольку с момента вступления в должность самопровозглашенный «народный кандидат» систематически разрушает и ликвидирует руководящие институты Армении.
Адам Эрели ссылается на тот факт, что в своем первом публичном обращении, посвященном 100-дневному пребыванию у власти, Пашинян зловеще сообщил сотням тысяч сторонников, собравшихся на площади: «В Армении нет коалиционного правительства. В Армении нет парламентского большинства. В Армении вся власть непосредственно принадлежит народу, и люди осуществляют прямое правление. Это означает, что отныне наше правительство будет подотчетно этой площади, будет подчиняться требованиям этой площади, и все ключевые решения должны приниматься здесь, на этой площади». Таким образом Пашинян сделал армянскую улицу главной площадкой для отчетности и исполнения верховенства закона.
Руководитель Службы национальной безопасности Армении в 1994-95 гг. Давид Шахназарян и вовсе считает, что «в декабре выборы будут просто ужасными». Аргументирует он свое заключение тем, что «нынешнее правительство боится реформ и не имеет никакой программы». А отправку в Сирию армянского военного контингента Шахназарян считает незаконной, так как для этого нет правовых оснований: «Это чрезвычайно серьезная опасность для Республики Армения. Есть намного большая опасность, чем западные санкции: Армения и армянские общины диаспоры, все вместе, становятся мишенью разных исламских террористических организаций».
Однако опасность для Армении кроется даже не в выборах, которых так опасается Давид Шахназарян. А в том, что будет делать Пашинян со свалившейся на голову властью, с последствиями того, что он систематически поляризует армянское общество, разделяя его на «революционеров» и «контрреволюционеров». В таком обществе нет места оппозиции, поскольку любая оппозиция автоматически будет приравнена к «контрреволюции» со всеми вытекающими последствиями.
Вместо выборов - сговор
Итак, практически политические силы Армении приступили к подготовке к выборам в декабре. Для РПА это означает полнейшее фиаско. В принципе в Армении не будет выборов в классическом их понимании. Просто всенародным голосованием будет констатирована победа «бархатной революции». Таким образом свершится переход от революционной стадии к политической. Парламент, который сформируется в декабре, уже не будет ареной для политического самовыражения, поскольку на данный момент ресурса для нового парламента нет, и так будет продолжаться до тех пор, пока за стенами парламента не сформируется новая постреволюционная система. Предстоящие парламентские выборы, безусловно, станут поводом для перестановок в политическом поле. Уже создается ряд новых партий, а существующие не исключают перспективы объединения и участия в выборах в формате блоков.
Помнится, на днях армянская пресса писала, что в ближайшее время обсуждения об участии широким блоком начнет партия «Процветающая Армения» (ППА). Армянское экспертное сообщество не исключает, что лидер ППА Гагик Царукян будет вести переговоры с партией «Сасна Црер», ведь именно депутаты ППА представили гарантии для изменения меры пресечения ряда членов этой партии.
Председатель партии «Наследие» Армен Мартиросян тоже считает, что политические силы должны объединиться, намекая на Царукяна. А в АОД касательно участия во внеочередных парламентских выборах явно темнят, заявляя, что никакой ясности пока нет. Председатель партии «Демократическая родина» Петрос Макеян же подчеркнул, что они будут сотрудничать со всеми политическими силами, поддерживающими революцию. Возможно, их всех возьмет под крыло Царукян, в последний момент решивший подсобить Пашиняну.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать