• четверг, 25 Апреля, 11:06
  • Baku Баку 14°C

Русские в Абу-Кемале

11 октября 2018 | 12:35
Русские в Абу-Кемале

СИТУАЦИЯ
После инцидента со сбитым самолетом-разведчиком Ил-20 на востоке Сирии началась активная передислокация российских и иранских военных. Не исключено, что это связано с общим планом укрепления взаимодействия военных контингентов, поскольку иранцы ранее неоднократно проявляли недовольство по поводу нежелания россиян противодействовать Израилю, который наносил по ним авиаудары.
Примером может служить город Абу-Кемаль, расположенный на границе с Ираком (территория провинции Дэйр-эз-Зор) и его окрестности. Только тут иранцев бомбили не только израильтяне, но и американцы, а также их партнеры по Коалиции.
Видимо, после крушения самолета, связанного с провокацией Тель-Авива, Кремль все же решил помочь Тегерану - как сообщают сирийские СМИ, группа российских военных на бронетранспортерах и грузовиках въехала в этот населенный пункт. Если это действительно так, то получается, что сухопутные войска РФ впервые с начала гражданской войны в Сирии будут официально представлены там на долгосрочной основе, причем российская база будет дислоцироваться в непосредственной близости от иранской. Однако люди, сведущие в реальной войне, знают, что идентифицировать российскую группу достаточно сложно. Это могут быть как военнослужащие министерства обороны, так и «Охотники за ДАИШ» (группа добровольцев, состоящая из россиян и сирийцев, занимавшихся зачисткой боевиков так называемого «Исламского государства» (ИГ) и охраной особо важных объектов. Впрочем, возможно, что в Сирию вновь нагрянула одна из частных военных компаний (ЧВК), но тогда получается, что для Москвы не стала уроком потеря значительной части людей «группы Вагнера» в начале февраля после налета американской авиации.
Но поможет ли это иранцам? Сомнительно. Нет никакой уверенности в том, что находящиеся там россияне - военнослужащие регулярных частей. Да пусть хоть и так - чем сухопутные войска будут отражать налеты, да и будут ли они делать это, рискуя на каком-то этапе раздуть полномасштабный конфликт? Ведь для американцев дело принципа - нанести урон Корпусу стражей исламской революции под видом недопущения усиления влияния муллократии на Ближнем Востоке. С учетом близости сосредоточения российских и иранских воинских формирований заокеанские вояки и вовсе могут ударить по обеим базам, это тоже вариант - не будут же русские, что называется, прикрывать грудью тех, кто играет в свою игру.
Как пояснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, Москве сегодня выгодно позиционировать себя бенефициаром:
- То, что ее воинские части (независимо от того, МО РФ представляют они либо ЧВК) разместились рядом с иранцами, в этом нет ничего удивительного по принципу «захотели и разместились назло врагу». Может, просто инфраструктура там удобнее. Насчет прикрытия - оно очень плохое, так как американцы могут подумать, почему бы их заодно с иранцами не побомбить. Но это возможно чисто теоретически, поскольку взаимодействие между русскими, израильтянами, турками и американцами в Сирии на местах находится на гораздо более высоком уровне, чем среди самых высокопоставленных чиновников от политики. Последние делают шоу, сидя в столицах и выступая на пресс-конференциях, сверкая белозубой улыбкой, а на уровне рискующих жизнью майоров и полковников удается отлично договариваться и взаимодействовать. Кто-нибудь из, допустим, русских просто и без проблем может снять трубку и дозвониться до своего американского коллеги и обсудить все свои вопросы хоть по Абу-Кемалю, хоть по любому другому району, который входит в зону их ответственности?
Касательно конкретного упомянутого населенного пункта, там они просто соприкасаются и, разумеется, им приходится чаще обсуждать, что да как. То есть если российские войска действительно отправились в Абу-Кемаль, то американцам об этом сообщат. Так вот, обычно они друг друга не трогают, однако могут быть случаи провокаций, как с потерпевшим крушение ИЛ-20.
Впрочем, возможно, что передислокация сделана по просьбе США с той целью, чтобы российские военные сдерживали иранцев. Восточная Сирия - это не совсем зона контроля России, там «зону держит» заокеанская держава, которая решает свои задачи. А иранцы могут чересчур быть активными, что так или иначе вредит российским договоренностям с Вашингтоном. И все же сомнительно, что Минобороны РФ отправило туда какие-то серьезные силы.
Для осознания масштаба надо бы понять, что в Сирии война не закончена, напротив, она приобрела глобальные масштабы, ибо к ней уже причастны многие страны мира, и круг их расширяется. В конце 2012 года доклад ООН охарактеризовал войну как «сугубо конфессиональный конфликт» между ополчением алавитов и его шиитскими союзниками, воюющими в основном против преимущественно суннитских повстанческих группировок. Полагаю, что это не вполне точное определение, так как налицо недовольство большинства засильем меньшинства, а также престолонаследием с жестокой формой правления, вплоть до террора в отношении собственных граждан.
Более того, Асад допустил стратегическую ошибку, 3 июня 2014 года на подконтрольных правительственным силам территориях проведя президентские выборы, по итогам которых победу одержал «он сам любимый». Понятное дело, результаты выборов не были признаны оппозицией, а также получили ограниченное признание со стороны международного сообщества.
Война в Сирии наложилась на военную операцию против ИГ. Под этой вывеской к ней подключилась и Россия, с одной стороны, для отвлечения внимания собственных граждан от стратегического поражения в Украине, а с другой - Путину важно доказать Европе и США, что Россия имеет право использовать свои войска далеко за пределами, если этого требуют (по мнению российского руководства) интересы государства. Так что теперь у Кремля два выхода, как в случае с товарищем Сааховым в «Кавказской пленнице»…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать